• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Из опыта работы Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних СКК VII вида с отклонениями в поведении и имеющими проблемы в обучении

Из опыта работы Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних СКК VII вида с отклонениями в поведении и имеющими проблемы в обучении

Материал из опыта работы ПМПк ОУ – организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в ОУ. Количество детей с задержкой психического развития велико. Количество детей с задержкой психического развития в ОУ нашей страны в 90-е годы составляло в среднем 5 – 15%, то к 2010 году – это 15 - 30%. К сожалению, из года в год мы наблюдаем отрицательную динамику состояния здоровья детей как поступающих в школу, так и в период обучения. Дополнительным фактором, усугубля...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Коряжмы»








Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних СКК VII вида с отклонениями в поведении и имеющими проблемы в обучении

через деятельность школьного ПМПконсилиума.







Тип разработки - материал из опыта работы ПМПк ОУ

- организация работы по

профилактике правонарушений и

безнадзорности несовершеннолетних в ОУ


Бобкова Алена Станиславовна -

педагог-психолог МОУ«СОШ№2 г.Коряжмы»,

председатель школьного ПМПк





2012

Ребенок, как цветок,

И только специалисты знают

как искорежен, изломан, растоптан

Бывает он порою.

И как неимоверно трудно

Сохранить его и вырастить…


Количество детей с задержкой психического развития просто велико.

Количество детей с задержкой психического развития в ОУ нашей страны в 90-е годы составляло в среднем 5 - 15%, то к 2010 году - это 15 - 30%.

К сожалению, из года в год мы наблюдаем отрицательную динамику состояния здоровья детей как поступающих в школу, так и в период обучения. Дополнительным фактором, усугубляющим состояние детей, являются неблагоприятные социальные условия проживания, низкий культурный уровень родителей.

В нашей образовательном учреждении в 2011/2012 учебном году - 3 СКК VII вида.

Сопровождение - это движение вместе с ребенком, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути решения проблем, ситуаций. (Битянова М.Р.)

Цель психологического сопровождения СКК VII вида: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;

  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

Школа - команда специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
ПМПк школы - организатор и координатор процесса психолого-педагогического сопровождения в системе специального образования.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны:

  • Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

  • Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

  • Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум - наиболее распространённая и действенная форма работы команды специалистов, в которую входят классный руководитель, школьный врач, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.

Алгоритм взаимодействия специалистов ПМПк при сопровождении учащегося и или класса.

  • Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.

  • Информационный обмен специалистов ПМПк.

  • Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).

  • Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы (задачи).

  • Проблемы и методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.

  • Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).

  • Формы, объём, сроки работы по сопровождению ученика каждым специалистом ПМПк.

  • Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями, учениками.

  • Формы контроля и ответственные за осуществление контроля за работой специалистов ПМПк по сопровождению ребёнка.

  • Оформление документов.

Формы взаимодействия специалистов ПМПконсилиума определяются основными направлениями работы: диагностическое, коррекционное, консультативное, просветительское, профилактическое и организационное.

Диагностическое направление:

  • комплексный сбор данных о ребёнке (информация от родителей, ближайшего окружения, медицинский анамнез, результаты обучения);

  • многоуровневая диагностика со сведением результатов;

  • совместное проведение диагностики;

  • этапная комплексная диагностика, отслеживание динамики развития учащихся и результатов коррекционных занятий;

  • сопоставительный анализ динамики (результатов сопровождения командой, прогнозируемых результатов и уровня актуального развития ребёнка, соответствия прогнозу).

Общая задача диагностического направления работы является определение круга проблем ребёнка. Оно не преследует цели постановки клинического диагноза, а направлено на качественное описание уровня развития ребёнка.

Удобный диагностический инструментарий специалистов ПМПк
(индивидуальная, углубленная диагностика)

  • Карта наблюдения за ребенком;

  • Схема-характеристика классного коллектива;

  • Схема-характеристика учащегося;

  • Анализ особенностей и недостатков семейного воспитания;

  • Самодиагностика семейного воспитания «Знаете ли вы своего ребенка!» (Щацкого).

Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме.
В соответствии с особенностями развития ребенка (класса) определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.

Коррекционное направление:

  • составление индивидуальных комплексных программ занятий по коррекции нарушений;

  • реализация индивидуальных комплексных программ;

  • корректировка программ.

В некоторых областях коррекционной работы специалистов имеются пересечения, которые являются их общим полем и способствуют дополнению общей картины в системном анализе личности ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа в СКК VII вида специалистами ПМПк на 2011-2012 уч. год.


СПЕЦИАЛИСТ

ПМПк:

4Б = 12


4В = 10

6В = 14


классный

руководитель

Программа «Гори, гори, моя звезда»

Цель: содействие развитию образованной, нравственной личности.

Программа «Ступени познания»

Цель: обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика.

Кружок «Занимательная математика».

Программа «Новое поколение»

Цель: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

учитель - предметник

Русский язык, математика - коррекция знаний, полученных на уроке.

Чтение - развитие навыков чтения.

«Мир вокруг нас»

Русский язык - коррекция знаний, полученных на уроке, развитие орфографической зоркости.

Математика - коррекция знаний, отработка вычислительных навыков.

Чтение - развитие навыков чтения.

«Мир вокруг нас»

Русский язык - коррекция знаний, полученных на уроке.

Химия - коррекция знаний, полученных на уроке.

Математика - «Гимнастика для ума»

Цель: развитие сообразительности, навыков устного счета, памяти и внимания

психолог

Программа индивидуально-групповой

коррекционной работы с учащимися

«Посмотри внимательно на мир», 17 час.

(среда - 7 урок)

Индивидуальное сопровождение:

1.П. Максим

2.П.Вика

Программа индивидуально-групповой

коррекционной работы с учащимися

«Посмотри внимательно на мир», 17 час.

(среда - 6 урок)

Индивидуальное сопровождение:

1.Ш. Владимир

2.К. Никита

Программа «Я и мое здоровье», 34 часа (пятница - 7 урок)

Индивидуальное сопровождение:

1.Р. Вадим

2.Ш.Влад

4.З.Настя

5.М. Артем

логопед

(в декретном отпуске)

----------------------

----------------------

----------------------

социальный педагог

Профилактические беседы с учащимися. Индивидуальное сопровождение:

1.М.Коля (воспитанник д/дом-школа)

2.Т. Игорь (сопровождение семьи СОП)

Профилактические беседы с учащимися. Индивидуальное сопровождение:

1.К. Никита (сопровождение семьи и учащегося)

2.Л.Дима

(сопровождение семьи и учащегося)

3.Г.Василина (сопровождение семьи и учащегося)

Профилактические беседы с учащимися. Индивидуальное сопровождение:

1.М. Артем

2.О. Расул

3.Ш. Владислав

(воспитанники д/дом-школа)

4.Р. Вадим

5.З.Настя (сопровождение семьи и учащейся)

школьный врач

Индивидуальные беседы, санация ротовой полости, профилактические прививки, м/о март-апрель 2012 г

Индивидуальные беседы, санация ротовой полости, профилактические прививки, м/о март-апрель 2012 год

Индивидуальные беседы, санация ротовой полости, профилактические прививки, углубленный м/о октябрь 2011 года

психоневролог

1.М.Коля

2.Г.Глеб (индивидуальное, домашнее обучение)

1.Ш.Владимир

1.Ш.Владислав

учитель

коррегирующей

гимнастики

1.М.Коля

1.Н.Кирилл

2.Ш. Владимир

1.Р.Вадим

2.З.Настя

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы

  • положительная динамика развития эмоционально-личностной, интеллектуально-познавательной и творческой сферы обучающихся;

  • уменьшение количества обучающихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

  • социально-приемлемое поведение учащихся, формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

  • качество обученности учащихся специальных (коррекционных) классов 7 вида (15-25%) и успеваемость учащихся (100%);

  • средний балл обученности детей, имеющих временные и постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания не ниже "3";

  • наличие детей, выведенных в общеобразовательные классы из специальных (коррекционных) классов 7 вида;

  • социальная адаптация выпускников основной школы (100% трудоустройство, поступление);

  • сохранение физического и психологического здоровья учащихся;

  • повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с обучающимися.

- Качество обученности учащихся СКК VII вида за 2010/2011 уч. год

Учебный предмет:

СКК VII вида

СКК VII вида

СКК VII вида

СКК VII вида

математика

33%

30%

55%

0%

ГИА - без «2»

литература (чтение)

50%

50%

30%

0%

русский язык

25%

30%

0%

0%

ГИА - без «2», «4/3»=38%

физическая культура

100%

100%

70%

75%

Из опыта работы Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних СКК VII вида с отклонениями в поведении и имеющими проблемы в обучении


Главное - это научить педагога работать с причиной актуальных проблем ребенка, привлечь семью к разрешени проблем ребенка и подходить к коррекции комплексно.

Консультативное направление:

  • выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям;

  • индивидуальное консультирование педагогов и родителей;

  • индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума);

  • консультации командой специалистов образовательного процесса;

  • формирование коррекционных групп, составление индивидуальных комплексных программ развития.

Просветительское и профилактическое направление:

  • выступление на педсоветах, методических объединениях (общая тема раскрывается разными специалистами);

  • выступления на родительских собраниях (тематические выступления с рекомендациями);

  • создание печатных работ (памятки);

  • индивидуальную работу следует вести с родителями детей с ЗПР по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи;

  • реализация профилактических программ среди учащихся.

Построение работы команды специалистов характеризуется цикличностью и проводится по данной схеме:

Первичный консилиум

  • ребенок (класс) представляется на консилиум сразу после поступления в ОУ.

  • специалисты знакомятся с документацией и проводят первичное обследование ребенка

  • разрабатывается индивидуальная -коррекционная программа сроком на 2-3 месяца

  • определяется круг специалистов, место каждого специалиста в реализации программы и организационные формы коррекционной работы, определяется ведущий специалист

  • устанавливаются особенности взаимодействия с родителями

  • оформляется заключение консилиума и индивидуальная программа работы с ребенком и его семьей.

Повторный консилиум

  • оценивается динамика развития ребенка (класса)

  • вносятся коррективы в программу

  • определяется направление и содержание работы до конца года

  • прогнозируются результаты коррекционно-образовательного процесса

  • оформляется заключение ПМПк и индивидуальная коррекционная
    программа до конца года.

Итоговый консилиум

  • оценивается динамика развития ребенка (класса)

  • даются рекомендации к дальнейшему педагогическому маршруту и семейному воспитанию.

Важным моментом процесса взаимодействия специалистов сопровождения является заполнение единой документации, которая включает в себя:

  • протоколы заседаний консилиума;

  • протоколы первичных обследований детей;

  • представления на учащихся;

  • карты динамического развития детей;

  • бланки программ комплексной помощи учащимся;

  • журналы (регистрации заключений и рекомендаций, регистрации на ПМПк )

  • Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося.

  • Индивидуальная карта сопровождения ребенка.

  • Заключения специалистов.

  • Статистический учет деятельности ПМПк.

ПМПк - это первая и оперативная помощь ребенку в
условиях учреждения, где он находится.

Специалисты сопровождения - это команда единомышленников, реализующая общую цель; где от каждого члена команды требуется умение принимать решение и согласовывать его с мнением других специалистов, учитывать в своей работе их рекомендации, придерживаться общей стратегии.

Индивидуальная профессиональная ответственность каждого специалиста - залог качества всего коррекционно - развивающего и учебно-воспитательного процесса.

Важным в деятельности команды специалистов сопровождения является комплексный подход к проблемам ребенка на основе профессионального взаимодействия и взаимодополнения.

Нам, специалистам, необходимо помнить слова Клауса Фопель: «Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагогов и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра».


© 2010-2022