Изучение педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения в старших классах

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение педагогических ситуаций

Любая конфликтная ситуация требует разрешения и задача преподавателя заключается в пошаговой детализации своих действий.

Ситуация 1. Обучающийся отказывается выйти к доске.

Эта ситуация возникает в процессе обучения по разным причинам: боязнь аудитории, незнание материала, внутренняя скованность, плохое самочувствие, игнорирование предмета и т.д. Задача преподавателя в первую очередь определить причину, чтобы выбрать способ решения проблемы.

Рассмотрим такую ситуацию.

Студентка N. 1 курса колледжа достаточно активная на занятиях, аккуратная в выполнении домашнего задания, после объяснения преподавателем математики нового теоретического материала, отказалась выйти к доске для решения задач нового типа. Студентка N. стала громко возмущаться, говорить, что так делать нельзя, что сначала должен преподаватель разобрать пример, несколько примеров, а потом уже студенты - выполнять подобные, что в школе они никогда так не делали.

Чтобы разрешить этот конфликт нужно проанализировать ситуацию, ответить на вопросы:

А) В чем причина конфликта?

Б) Что послужило мотивом?

В) Кто главный участник этого события?

Очевидно, что главным участником конфликта является студентка N. Причиной конфликта является нежелание выйти к доске и попробовать свои знания в новых условиях. Мотив: нет опыта самостоятельных исследований, страх оказаться не на должном уровне.

Теперь можно приступить к решению и урегулированию конфликта. Задача преподавателя в этой ситуации помочь преодолеть страх, научить работать с новым материалом.

Действия преподавателя:

- Понимаю, это незнакомый Вам метод работы на уроке. Вам кажется невероятным, что можно самому найти правильную схему решения примера. Однако я уверена, что у Вас все получится. Но если хотите, можете сесть на место… Есть желающие попробовать?

Поднялось несколько рук. После того как студенты с интересом поработали у доски, при этом в нужный момент преподаватель оказывался рядом, студентка N. перестала переживать. На последующих занятиях проблем у студентки N. не возникало, она спокойно относилась к новым формам и методам работы, используемым на уроках.

Ситуация 2. Опоздание на урок.

Несколько студентов опоздали на урок и вошли, жуя булочки.

Преподаватель:

- Почему Вы опоздали? Вы не успели поесть на перемене?

Студенты:

- Столовая закрыта на ремонт, пришлось идти в магазин за булочками, а перемена слишком короткая.

Преподаватель:

- Понятно. Но ведь и урок пропускать нельзя. Может быть, вы будете покупать булочки заранее, до уроков? Тогда вам вполне хватит перемены, чтобы перекусить. А теперь наше правило: опоздал на урок - отвечаешь у доски, или дополнительный блок заданий на дом. Проходите, садитесь.

Опоздавших становится все меньше.

Ситуация 3. Борьба с курением.

Несмотря на активно проводимую в колледже пропаганду здорового образа жизни, в том числе, борьбу с курением, преподаватель математики почувствовала запах сигарет от нескольких студентов. После урока она попросила этих студентов задержаться.

- Молодые люди, вы помните, какой вред наносит курение вашему здоровью? (конечно, эта фраза не нашла большого отклика, тогда преподаватель сменила тактику) А хотите узнать, сколько денег вы бы сэкономили, если бы не курили?

Студенты заинтересовались. Они сели за парты и вместе с преподавателем посчитали, какую сумму смогли бы они сэкономить за год, если бы перестали покупать сигареты. Результат их ошеломил.

© 2010-2022