- Преподавателю
- Школьному психологу
- Изучение педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения в старших классах
Изучение педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения в старших классах
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Степанян Л.У. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Изучение педагогических ситуаций
Любая конфликтная ситуация требует разрешения и задача преподавателя заключается в пошаговой детализации своих действий.
Ситуация 1. Обучающийся отказывается выйти к доске.
Эта ситуация возникает в процессе обучения по разным причинам: боязнь аудитории, незнание материала, внутренняя скованность, плохое самочувствие, игнорирование предмета и т.д. Задача преподавателя в первую очередь определить причину, чтобы выбрать способ решения проблемы.
Рассмотрим такую ситуацию.
Студентка N. 1 курса колледжа достаточно активная на занятиях, аккуратная в выполнении домашнего задания, после объяснения преподавателем математики нового теоретического материала, отказалась выйти к доске для решения задач нового типа. Студентка N. стала громко возмущаться, говорить, что так делать нельзя, что сначала должен преподаватель разобрать пример, несколько примеров, а потом уже студенты - выполнять подобные, что в школе они никогда так не делали.
Чтобы разрешить этот конфликт нужно проанализировать ситуацию, ответить на вопросы:
А) В чем причина конфликта?
Б) Что послужило мотивом?
В) Кто главный участник этого события?
Очевидно, что главным участником конфликта является студентка N. Причиной конфликта является нежелание выйти к доске и попробовать свои знания в новых условиях. Мотив: нет опыта самостоятельных исследований, страх оказаться не на должном уровне.
Теперь можно приступить к решению и урегулированию конфликта. Задача преподавателя в этой ситуации помочь преодолеть страх, научить работать с новым материалом.
Действия преподавателя:
- Понимаю, это незнакомый Вам метод работы на уроке. Вам кажется невероятным, что можно самому найти правильную схему решения примера. Однако я уверена, что у Вас все получится. Но если хотите, можете сесть на место… Есть желающие попробовать?
Поднялось несколько рук. После того как студенты с интересом поработали у доски, при этом в нужный момент преподаватель оказывался рядом, студентка N. перестала переживать. На последующих занятиях проблем у студентки N. не возникало, она спокойно относилась к новым формам и методам работы, используемым на уроках.
Ситуация 2. Опоздание на урок.
Несколько студентов опоздали на урок и вошли, жуя булочки.
Преподаватель:
- Почему Вы опоздали? Вы не успели поесть на перемене?
Студенты:
- Столовая закрыта на ремонт, пришлось идти в магазин за булочками, а перемена слишком короткая.
Преподаватель:
- Понятно. Но ведь и урок пропускать нельзя. Может быть, вы будете покупать булочки заранее, до уроков? Тогда вам вполне хватит перемены, чтобы перекусить. А теперь наше правило: опоздал на урок - отвечаешь у доски, или дополнительный блок заданий на дом. Проходите, садитесь.
Опоздавших становится все меньше.
Ситуация 3. Борьба с курением.
Несмотря на активно проводимую в колледже пропаганду здорового образа жизни, в том числе, борьбу с курением, преподаватель математики почувствовала запах сигарет от нескольких студентов. После урока она попросила этих студентов задержаться.
- Молодые люди, вы помните, какой вред наносит курение вашему здоровью? (конечно, эта фраза не нашла большого отклика, тогда преподаватель сменила тактику) А хотите узнать, сколько денег вы бы сэкономили, если бы не курили?
Студенты заинтересовались. Они сели за парты и вместе с преподавателем посчитали, какую сумму смогли бы они сэкономить за год, если бы перестали покупать сигареты. Результат их ошеломил.