- Преподавателю
- Школьному психологу
- Планирование профориентационного курса для учащихся 5-11 классов
Планирование профориентационного курса для учащихся 5-11 классов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Криворука Т.В. |
Дата | 22.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ « Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов».
Утверждаю:
Методический совет школы
Протокол №5
от 25 июня 2013г.
ПРОГРАММА
« ЛИЧНОСТЬ - САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - ВЫБОР»
( курс профильной ориентации для учащихся 5- 11 классов).
Автор программы:
Криворука Татьяна Васильевна
Педагог-психолог школы №2
Высшая квалификационная категория.
г. Лодейное поле.
2013г.
Пояснительная записка.
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод «проб и ошибок» и другой путь: познания самого себя- своих интересов и склонностей, особенностей внимания, памяти, мышления, знаний о многообразном мире профессий, потребностей рынка труда. Этот путь невозможно пройти за один-два года, поэтому я решила разработать программу курса, рассчитанную на постепенное овладение знаниями в данной области. Программа должна помочь учащемуся разобрать в с самом себе, ответив на вопросы: «Какой Я? Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?», научить делать правильный выбор в любой ситуации. Программа охватывает временной период с 5 класса по 11 класс.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
-
помочь школьнику создать образ своего «Я»;
-
сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности;
-
помочь учащимся в формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения;
-
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
-
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
-
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами профессий, возможностями подготовки к ним;
-
обучить учащихся выявлению соответствия требованиям выбранной профессии их способностям и возможностям;
-
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
-
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-
психологические особенности личности;
-
общение, коммуникативная культура;
-
самоопределение;
-
интересы, склонности и способности;
-
классификация, типы профессий;
-
профессиональная пригодность;
-
проектирование профессионального жизненного пути;
-
личный профессиональный план;
-
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-
раскрывать психологические особенности своей личности;
-
выстраивать партнерские и дружеские взаимоотношения;
-
развивать навыки самоанализа и самооценки;
-
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
-
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
-
ориентироваться в типах профессий;
-
составлять личный профессиональный план;
-
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование таких методических средств, как:
-
междисциплинарная интеграция;
-
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры)
-
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практику. В конкретных жизненных ситуациях. На занятиях предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа. В процессе обучения используются презентации по темам курса, видеоматериалы.
Тематическое планирование курса
п\п
Наименование тем
Количество часов
5 кл. «Новичок в средней школе»
4
1.1
Я и мой класс
1
1.2
Мои добрые дела
1
1.3
Я - успешный ученик
1
1.4
Мои взаимоотношения
1
6 кл. «Я познаю себя»
4
2.1
Мои интересы
1
2.2
Моя мечта
1
2.3
Мои успехи
1
2.4
Мой выбор
1
7 кл. «Путь к самопознанию»
4
3.1
Внутренний мир человека и возможности его познания.
1
3.2
Способности. Условия развития способностей
2
3.3
Склонности.
1
8 кл. « Познавательные процессы и потребности
личности».
6
4.1
Память. Внимание.
2
4.2
Ощущение. Восприятие. Представление.
1
4.3
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.
2
4.4
Потребности и их виды.
1
9 кл. «Психология личности».
8
5.1
Типы нервной системы. Типы темперамента.
1
5.2
Структура темперамента.
1
5.3
Характер. Самооценка.
1
5.4
Типы интеллекта. Интеллектуальный потенциал.
2
5.5
Интеллектуальная лабильность.
1
5.6
Самоопределение. Мотивационная сфера личности.
1
5.7
Построение различных образовательных траекторий
1
10 кл. «Мир профессий»
6
6.1
Понятие профессии, специальности, специализации.
1
6.2
Классификация профессий. Понятие профессиограммы.
2
6.3
Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», « человек-художественный образ».
3
11 кл. «Профессиональное самоопределение»
6
7.1
Рынок труда. Потребности рынка труда.
1
7.2
Понятие карьеры. Виды карьеры.
1
7.3
Мотивационные факторы выбора профессии.
1
7.4
Выбор профессии на основе самооценки и анализа
«хочу»-«могу»-«надо».
1
7.5
Построение личного профессионального плана.
2
Итого:
102ч.
Содержание курса:
-
Понятие коллектива. Правила жизни классного коллектива. Законы школьной жизни.
-
Понятие жизненных принципов.
-
Понятие успеха. Рекомендации как работать на уроке, готовить домашнее задание.
-
Понятие общения. Понятия «слушать» «слышать». Закон вежливости.
2.1 Понятие интереса, хобби, увлечения. Упражнение « Круг моих интересов».
2.2 Понятие мечта. Пути достижения мечты.
2.3 Личностное портфолио.
2.4 Понятие поступка. Упражнение «Чем ты руководствуешься совершая поступки?»
-
Понятие личности. Понятие «Я-концепция». Пути самопознания.
-
Понятие способности. Виды способностей: общие и специальные. Условие развития способностей.
-
Понятие склонности.
-
Память. Процессы запоминания. Виды памяти. Внимание. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.
-
Формы чувственного познания окружающего мира. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира.
-
Понятие «мышление». Типы мышления. Основные операции мышления. Интеллект.
-
Смысл цель жизни человека. Потребности виды потребностей.
-
Нервная система человека. Типы нервной системы их различия. Темперамент. Типы темперамента.
-
Эмоциональная возбудимость. Ригидность. Темп реакции.
-
Характер. Виды черт характера. Самооценка. Выявление уровня самооценки.
-
Типы интеллекта. Определение интеллектуального потенциала.
-
Интеллектуальная лабильность. Определение интеллектуальной лабильности.
-
Мотивационная сфера личности. Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профильное самоопределение.
-
Построение различных образовательных траекторий.
-
Понятия профессия, специальность, специализация. Анализ различий между этими понятиями.
-
Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Профессиограмма.
-
Характеристика типов профессий типа «человек-человек», «человек- техника», « человек- природа», « человек- знаковая система», «человек- художественный образ». Понятие «профессинально важные качества».
7.1 Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».
Потребности рынка труда. Анализ регионального рынка труда.
7.2 Понятие «карьера». Виды карьеры. Построение и обоснование учащимися вариантов
будущей карьеры.
7.3 Мотивация выбора будущей профессии. Анализ учащимися собственных склонностей,
интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор.
7.4 Построение личностного профессионального плана.
ЛИТЕРАТУРА.
-
Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции.- М.: Мол. Гвардия, 1990.
-
Аргайл М.М. Психология счастья.- М.: Прогресс,1990.
-
Бепкин А.С. Ситуация успеха: ак ее создать.- М.: Просвещение,1991.
-
Битянова Н.Р. Психология личностного роста.- М.: Междунар. пед. акд.,1995.
-
Джеймс М. Рожденные выигрывать. - М.: Прогресс, 1993.
-
Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Прсвещение,1990.
-
Крупнов Ю. Личность как особый образ жизни. Народ. обр.,2003, №4
-
Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики.- М.,1984.
-
Орлов А.Б. Самопознание и воспитание характера. - М.: Просвещение,1987.
-
Петровский А.В. Что мы знаем и не знаем о себе? - М.,1988.
-
Пршицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М.: Просвещение,1996.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. - М., 2004.
-
Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании.- М.: Новая школа,1992
-
Файнберг Р. Личность и коллектив: поиск гармонии. Жур. Педагогика,1992,№1-2.
-
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Прсвещение,1983.
-
Честных Ю.Н. Открыть человека.- М.: Просвещение,1991.
-
Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педегогика,1981.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
-
Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. -М.: Прсвещение,1992.
-
Куликов Л.Н. Воспитать себя. - М.: Просвещение, 1991
-
Лернер П.С., Михальченко Г.В., Прудило А.В. и др.Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов ОУ. - М,: Просвещение,2006.
-
Мир профессий. - М.,1988.
-
Мир человека: учебное пособие / под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М.,1993.
-
Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. - Киев,1989.
-
Энциклопедия для детей. Выбор профессии. / под ред. Е. Ананьевой.М.: Аванта,2003.