Планирование профориентационного курса для учащихся 5-11 классов

"Описание материала: Выбор профиля "обучения и профессии обучающимся должен быть осознанным. Для этого мало только знакомить детей с миром профессий - необходимо научить их делать правильный и осознанный выбор. А сделать это ребенок может если он знает не только мир профессий, рынок труда, но и прежде всего самого себя: свои интересы, склонности, способности. Для этого мною разработана программа, которая помогает ребенку постепенно сформировать свое собственное «Я» начиная с 5 класса, и тогда в...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов».




Утверждаю:

Методический совет школы

Протокол №5

от 25 июня 2013г.










ПРОГРАММА


« ЛИЧНОСТЬ - САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - ВЫБОР»

( курс профильной ориентации для учащихся 5- 11 классов).









Автор программы:

Криворука Татьяна Васильевна

Педагог-психолог школы №2

Высшая квалификационная категория.













г. Лодейное поле.


2013г.


Пояснительная записка.

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод «проб и ошибок» и другой путь: познания самого себя- своих интересов и склонностей, особенностей внимания, памяти, мышления, знаний о многообразном мире профессий, потребностей рынка труда. Этот путь невозможно пройти за один-два года, поэтому я решила разработать программу курса, рассчитанную на постепенное овладение знаниями в данной области. Программа должна помочь учащемуся разобрать в с самом себе, ответив на вопросы: «Какой Я? Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?», научить делать правильный выбор в любой ситуации. Программа охватывает временной период с 5 класса по 11 класс.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:


  • помочь школьнику создать образ своего «Я»;

  • сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности;

  • помочь учащимся в формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения;

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами профессий, возможностями подготовки к ним;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требованиям выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:


  • психологические особенности личности;

  • общение, коммуникативная культура;

  • самоопределение;

  • интересы, склонности и способности;

  • классификация, типы профессий;

  • профессиональная пригодность;

  • проектирование профессионального жизненного пути;


  • личный профессиональный план;

  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:


  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выстраивать партнерские и дружеские взаимоотношения;

  • развивать навыки самоанализа и самооценки;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • ориентироваться в типах профессий;

  • составлять личный профессиональный план;

  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование таких методических средств, как:

  • междисциплинарная интеграция;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры)

  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практику. В конкретных жизненных ситуациях. На занятиях предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа. В процессе обучения используются презентации по темам курса, видеоматериалы.








Тематическое планирование курса


п\п

Наименование тем

Количество часов

5 кл. «Новичок в средней школе»

4

1.1

Я и мой класс

1

1.2

Мои добрые дела

1

1.3

Я - успешный ученик

1

1.4

Мои взаимоотношения

1

6 кл. «Я познаю себя»

4

2.1

Мои интересы

1

2.2

Моя мечта

1

2.3

Мои успехи

1

2.4

Мой выбор

1

7 кл. «Путь к самопознанию»

4

3.1

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

3.2

Способности. Условия развития способностей

2

3.3

Склонности.

1

8 кл. « Познавательные процессы и потребности

личности».

6

4.1

Память. Внимание.

2

4.2

Ощущение. Восприятие. Представление.

1

4.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.

2

4.4

Потребности и их виды.

1

9 кл. «Психология личности».

8

5.1

Типы нервной системы. Типы темперамента.

1

5.2

Структура темперамента.

1

5.3

Характер. Самооценка.

1

5.4

Типы интеллекта. Интеллектуальный потенциал.

2

5.5

Интеллектуальная лабильность.

1

5.6

Самоопределение. Мотивационная сфера личности.

1

5.7

Построение различных образовательных траекторий

1

10 кл. «Мир профессий»

6

6.1

Понятие профессии, специальности, специализации.

1

6.2

Классификация профессий. Понятие профессиограммы.

2

6.3

Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», « человек-художественный образ».

3

11 кл. «Профессиональное самоопределение»

6

7.1

Рынок труда. Потребности рынка труда.

1

7.2

Понятие карьеры. Виды карьеры.

1

7.3

Мотивационные факторы выбора профессии.

1

7.4

Выбор профессии на основе самооценки и анализа

«хочу»-«могу»-«надо».

1

7.5

Построение личного профессионального плана.

2


Итого:

102ч.

Содержание курса:



  1. Понятие коллектива. Правила жизни классного коллектива. Законы школьной жизни.

  2. Понятие жизненных принципов.

  3. Понятие успеха. Рекомендации как работать на уроке, готовить домашнее задание.

  4. Понятие общения. Понятия «слушать» «слышать». Закон вежливости.

2.1 Понятие интереса, хобби, увлечения. Упражнение « Круг моих интересов».

2.2 Понятие мечта. Пути достижения мечты.

2.3 Личностное портфолио.

2.4 Понятие поступка. Упражнение «Чем ты руководствуешься совершая поступки?»


  1. Понятие личности. Понятие «Я-концепция». Пути самопознания.

  2. Понятие способности. Виды способностей: общие и специальные. Условие развития способностей.

  3. Понятие склонности.


  1. Память. Процессы запоминания. Виды памяти. Внимание. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.

  2. Формы чувственного познания окружающего мира. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира.

  3. Понятие «мышление». Типы мышления. Основные операции мышления. Интеллект.

  4. Смысл цель жизни человека. Потребности виды потребностей.


  1. Нервная система человека. Типы нервной системы их различия. Темперамент. Типы темперамента.

  2. Эмоциональная возбудимость. Ригидность. Темп реакции.

  3. Характер. Виды черт характера. Самооценка. Выявление уровня самооценки.

  4. Типы интеллекта. Определение интеллектуального потенциала.

  5. Интеллектуальная лабильность. Определение интеллектуальной лабильности.

  6. Мотивационная сфера личности. Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профильное самоопределение.

  7. Построение различных образовательных траекторий.


  1. Понятия профессия, специальность, специализация. Анализ различий между этими понятиями.

  2. Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Профессиограмма.

  3. Характеристика типов профессий типа «человек-человек», «человек- техника», « человек- природа», « человек- знаковая система», «человек- художественный образ». Понятие «профессинально важные качества».







7.1 Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

Потребности рынка труда. Анализ регионального рынка труда.

7.2 Понятие «карьера». Виды карьеры. Построение и обоснование учащимися вариантов

будущей карьеры.

7.3 Мотивация выбора будущей профессии. Анализ учащимися собственных склонностей,

интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор.

7.4 Построение личностного профессионального плана.


























ЛИТЕРАТУРА.


  1. Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции.- М.: Мол. Гвардия, 1990.

  2. Аргайл М.М. Психология счастья.- М.: Прогресс,1990.

  3. Бепкин А.С. Ситуация успеха: ак ее создать.- М.: Просвещение,1991.

  4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста.- М.: Междунар. пед. акд.,1995.

  5. Джеймс М. Рожденные выигрывать. - М.: Прогресс, 1993.

  6. Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Прсвещение,1990.

  7. Крупнов Ю. Личность как особый образ жизни. Народ. обр.,2003, №4

  8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики.- М.,1984.

  9. Орлов А.Б. Самопознание и воспитание характера. - М.: Просвещение,1987.

  10. Петровский А.В. Что мы знаем и не знаем о себе? - М.,1988.

  11. Пршицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М.: Просвещение,1996.

  12. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. - М., 2004.

  13. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании.- М.: Новая школа,1992

  14. Файнберг Р. Личность и коллектив: поиск гармонии. Жур. Педагогика,1992,№1-2.

  15. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Прсвещение,1983.

  16. Честных Ю.Н. Открыть человека.- М.: Просвещение,1991.

  17. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педегогика,1981.








ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.



  1. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. -М.: Прсвещение,1992.

  2. Куликов Л.Н. Воспитать себя. - М.: Просвещение, 1991

  3. Лернер П.С., Михальченко Г.В., Прудило А.В. и др.Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов ОУ. - М,: Просвещение,2006.

  4. Мир профессий. - М.,1988.

  5. Мир человека: учебное пособие / под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М.,1993.

  6. Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности. - Киев,1989.

  7. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. / под ред. Е. Ананьевой.М.: Аванта,2003.






















© 2010-2022