Проект Конфликт между личностью и группой

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Педагогический проект

на тему «Конфликт между личностью и группой в среднем звене школы и способы их преодоления»





Авторы проекта:

Учитель технологии

МБУ СОШ №70г. о. Тольятти

Давлатхуджаева Я.Н




ТОЛЬЯТТИ 2015

Содержание

1.Актуальность………………………………………………………… 3

2.Причины конфликта. Управление конфликтом…………………4

3.Конфликт новенького с классом ………………………………….. 6

4.Заключение…………………………………………………………….10

5. Приложение 1………………………………………………………… 14

6. Источники информации……………………………………………...16

Актуальность.

Несмотря на то, что рассматриваемая проблема, о которой хотелось бы заявить, не новая, однако с ней приходиться ежегодно сталкиваться и педагогам, и администрации школы, и педагогам-психологам. Это проблема конфликта между личностью и группой. В конфликт всегда оказывались втянуты родители с обеих сторон, администрация, классные руководители. Обычно такие конфликты одним днем не решаются, они могут продолжаться, так скрыто, что педагоги останутся в неведении, пока не произойдет очередной громкий скандал. Новенькие дети, как правило, всегда проходят через конфликт. Пройдет немало времени, прежде чем, новенький адаптируется в коллективе и выберет для себя ту или иную стратегию поведения.

Глава 1. Причины конфликта

Любая социальная группа представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. В ней одновременно могут функционировать формальные и неформальные системы отношений. В свою очередь неформальные отношения включают в себя ценностно-нормативную систему группы, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Кроме того, группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них являются конфликты между группой и членом группы

В основе подобных конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попытки изменений) в группе и вне ее.

Изменения групповых норм (какие бы причины ни лежали в их основе) - процесс для группы непростой и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимает необходимость этих изменений и одобряет их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить один человек (отдельный член группы) без одобрения его деятельности другими членами, то к нему будут применены соответствующие санкции вплоть до исключения из группы.

Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой - он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:

1) индивид преднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая) свои личные цели, интересы, ценности;

2) индивид нарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще не в полной мере усвоил эти нормы (например, новый член группы);

3) индивид не в состоянии по тем или иным причинам выполнить предписываемые группой требования.

Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и группой:

1) противоречие ожиданий личности ожиданиям группы (например, качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям или сама группа не соответствует ожиданиям личности);

2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.;

3) борьба за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;

4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой;

5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника (козла отпущения) каких-либо неудач в деятельности группы.

Каждый член группы как бы закрепляется на определенном месте в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами. Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями.

Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти.

Глава 2 Классификация конфликтов. Управление конфликтом.

Конфликты между личностью и группой возникают в среде группо​вых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, ко​торые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индиви​дуальных взглядах и оценках, а вторым - в групповых.

Вторая особенность отражает специфику причин рассматривае​мого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с поло​жением индивида в группе, которое характеризуется такими поняти​ями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

Позиция - официальное, определяемое должностью положе​ние личности в группе.

Статус - реальное положение личности в системе внутри-групповых отношений, степень ее авторитетности. Статус мо​жет быть высоким, средним и низким.

Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый об​разец поведения личности в группе.

Групповые нормы - общие правила поведения, которых при​держиваются все члены группы.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекват​ностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликт​ность личности с группой наблюдается при завышении у нее внут​ренней установке); в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность находит свое отражение в формах проявле​ния данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекра​щение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конф​ликтующего и т. д.

Классификация конфликтов «личность - группа»

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учи​тывать их многообразие. В табл. приводится классификация та​ких конфликтов.

Таблица Классификация конфликтов типа «личность - группа»

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель - коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу

Лидер - группа (микрогруппа)

Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания

Управление конфликтами между личностью и группой

Специфика управления конфликтами между личностью и группой представлена в табл.

Таблица . Управление конфликтами типа «личность - группа»

№ п/п

Этап управления

Основное содержание управленческих действий

1

Прогнозирование конфликта

Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей

Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация личных интересов, потребностей конфликтующей личности, критиче​ские высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Нарушение групповых норм, высокомерие

2

Предупрежде​ние конфликта

На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. Применение педагогических мер: беседа, разъясне​ние, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм и т. д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и т. п.

3

Регулирова​ние конфликта

Добиться признания реальности конфликта конфликтующей личностью. Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации. Вести работу с лидерами группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта

4

Разрешение конфликта

Как правило, конфликты типа «личность- группа» разрешаются двумя способами:конфликтующая личность признает свои ошибки и недостатки, приведшие к конфликту, и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы. Это обстоятельство должен учитывать руководитель при принятии решения

Глава 3 Конфликт новенького в классе.

Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы. Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.

В каждом ученическом коллективе уже сложились свои специфические межличностные отношения, и приход даже одного нового ученика в класс начинает менять и трансформировать сложившуюся систему взаимоотношений от практически незаметных, до весьма значительных. В каждом классе есть свои лидеры, как формальные, так и неформальные, свои законы, традиции. И новичку придется самому понять, какой линии поведения придерживаться в новом классе, где-то путем простого наблюдения на уроках, где-то во время разговоров с новыми одноклассниками.

Особого внимания требует ситуация, когда новенький по каким-то характеристикам сильно отличается от других учеников: например, он обладает специфической внешностью, приехал из другого города, говорит по-русски с сильным акцентом, замкнут, стеснителен или наоборот слишком развязан. Вспомним, хотя бы, известный всем сюжет фильма Р. Быкова по повести Владимира Железнякова «Чучело», где в обычную, провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Обычный класс, обычные ученики, но какой сильный и именно незаметный для педагогов и родителей, разгорается конфликт в детском коллективе. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Класс не принимает её, им кажется непонятным ее поведение и поэтому ей дают кличку «Чучело». И даже, стараясь любыми путями хоть как-то завоевать уважение одноклассников, пытаясь и во всем с ними соглашаться и не обращать внимания на их колкости, и всем улыбаться, мы уже знаем, результат не дал положительного эффекта, и девочка была вынуждена покинуть этот класс. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, взята из реальной жизни и далеко не единична. И не каждый ребенок в подобной ситуации сможет выстоять, результаты могут оказаться и более трагичны.

Для изучения интеграции вновь прибывших учащихся мною применялась анкета «Исследование степени удовлетворенности школьной жизнью» (см. приложение1).

По результатам данного анкетирования, можно видеть, что из 30 вновь прибывших учащихся, 40% испытывают чувство одиночества и тревоги, 16% учащихся хотели бы вновь возвратиться в прежнюю школу, трое из них отметили, что испытывают в свой адрес недоброжелательное отношение со стороны сверстников. 80% новеньких не имеют еще поручений в классе. Данное эмоциональное неблагополучие дети не проявляют открыто, скрывают от взрослых, многие и сами не осознают причины своего плохого настроения. Но при этом, они положительно оценивают новую школу, учителей и новый класс. Можно сделать вывод, что основными причинами затрудняющими процесс интеграции вновь прибывших, являются низкий уровень взаимодействия со сверстниками и малая причастность к общественной деятельности в классе.

Безусловно, классный руководитель - ключевая фигура в адаптации нового ученика к классному коллективу. От того, как он проведет работу с учителями, зная особенности каждого, как он подготовит самого ребенка и коллектив, как будет отслеживать каждый день учебы новичка, хотя бы первые две недели, т.е. общаться с ним и с родителями, объясняя нюансы ситуаций, будет зависеть психологический климат в классе. Конечно, не должны остаться в стороне и родители самих «новеньких». Родителям необходимо понять, что смена класса даже в пределах одной школы, не говоря уж о новой школе, - большой стресс для ребенка. И пока он не освоится в новом коллективе не упрекать его, что он все еще не завел друзей, ему не дали в классе поручения, не пытаться самостоятельно, без классного руководителя, выяснять отношения своего ребенка с одноклассниками, грозить наказанием обидчикам, что еще глубже загонит проблему, но никогда не решит ее. В этом случае обязательно необходима консультация психолога, чтобы выявить причину возникающих конфликтов, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи, так как многое зависит от личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности. Психолог в индивидуальной беседе поможет ребенку поговорить о его чувствах, переживаниях, найти приемлемые пути их разрешения.

Нужна система психолого-педагогической поддержки вновь прибывающим учащимся, очень полезными могли бы стать специально разработанные проекты по оказанию помощи таким детям в преодолении адаптационного периода. Очень хорошо включить в данный проект тренинговые занятия. Хотелось бы предложить одно из таких занятий, которое с успехом проходит со сборными группами учащихся на летней школьной площадке. С таким же успехом занятие проходит и в сложившихся коллективах, где дети мало, что знают об интересах друг друга, досуговой деятельности, стремлениях, о «любимых» и «нелюбимых» школьных предметах. В таких классах всегда есть ученики, которые держатся обособленно, занимают нейтралитет в классе или получили статус «пренебрегаемых». Занятие в игровой форме создает ситуацию общения со всеми, помогает раскрыться каждому с интересной стороны и сильно меняет сложившиеся стереотипы. Я называю это занятие «Мое первое интервью», которое адаптировала с уже многих похожих. Класс делится на 3 группы: редакционный комитет (3-4 активных ученика), журналисты и интервьюеры. Ученики встают в круг парами напротив друг друга. Внешний круг будет представлять журналистов, а внутренний интервьюеров. Желательно, чтобы новенькие и изолированные ученики попали во внутренний круг, но и во внешнем круге им будет так же комфортно. Журналисты получают задания-вопросы, составленные редакционным комитетом обязательно совместно с классным руководителем или еще лучше с педагогом-психологом. Это обязательная процедура, чтобы избежать нежелательных вопросов, к тому же готовый вопрос снимает ответственность с того, кто будет его задавать. Каждый журналист по кругу задает один и тот же свой вопрос каждому следующему интервьюеру. К тому же задача журналистов постараться запомнить каждый полученный ответ. После того, как все будут опрошены, интервьюеры по очереди садятся в центр и все журналисты составляют о нем рассказ - статью, вспоминая, что он отвечал каждому из них на их вопросы. Обычно предлагаются такие вопросы, как: Тебе нравится учиться в школе или не очень? Какой школьный предмет тебе наиболее интересен? Какой предмет тебе дается труднее всего? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Любишь ли ты готовить и какое у тебя любимое блюдо? Твое любимое время года? Посещал ли ты раньше или сейчас кружки и секции? Интересуешься ли ты музыкой? Хорошо также включить в проект анкету для исследования степени удовлетворенности детьми разными сторонами школьной жизни и обязательно составить и раздать памятки для «новичков» и их родителей, где будут предложены рекомендации по налаживанию контакта в новом коллективе.

Заключение.

Активное привлечение к сотрудничеству всего класса, родителей ученика и психолога смогут ускорить адаптацию новичков в классе и способствовать раскрытию их способностей и потенциала.

Приложение 1.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1-не согласен;

0- совершенно не согласен.


  1. Я иду утром в школу с радостью.

  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  3. В нашем классе хороший классный руководитель.

  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

  5. У меня есть любимый учитель.

  6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

  8. У меня есть любимые школьные предметы.

  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У" является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У" больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У" больше 2, но меньше 3 или "У" меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Источники информации:

  1. "Новый ученик в классе" (журнал "Справочник классного руководителя", №3-2009 год, рубрика "Работаем с классом")

  2. С.М. Емельянов «Практикум по конфликтологии»

  3. proshkolu.ru/club/classru/file2/1359628

  4. lib2.podelise.ru/docs/7554/index-30338-1.html


© 2010-2022