Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар для педагогов

«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков».


Время проведения: март 2016

Место проведения: МБОУ «СОШ№21»


Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Квинт Энний


Цель: создать условия способствующие формированию у педагогов конструктивного взаимодействия с «трудным ребенком».

Задачи:

  • Способствовать повышению психологической компетентности педагогов

  • Выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий

  • Систематизировать педагогические приёмы, направленные на оптимизацию работы с «трудными» учениками

  • Разработать рекомендаций по взаимодействию с детьми, подростками данной категории и их родителями

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, ролик, листы, фломастеры (маркеры, карандаши), 6 шляп, раздаточный материал, рисунки школьников.

Ход семинара

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на семинаре, тема которого «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков».

Мы здесь собрались для того, чтобы обсудить один из актуальных вопросов воспитания - практику работы с трудновоспитуемыми детьми.

На семинаре мы попробуем понять, кто такие «трудные» дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми и подростками отклоняющегося поведения.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Но для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях. Так говорил в свое время К.Д.Ушинский.

Работая с детьми девиантного поведения, мы должны знать…

Давайте сравним ваши ответы с реальными фактами. Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? Он должен знать:


  • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений

  • Факторы риска, формирующие девиантное поведение

  • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние

  • Алгоритм действий по профилактике девиантного поведения, который включает в себя:


  • Основные направления работы с девиантными детьми

  • Основные направления работы с родителями

  • Основные направления работы с педагогами

  • Формы и методы психолого-педагогического воздействия

  • Модели пропаганды здорового образа жизни

  • Модели профилактики злоупотребления ПАВ

Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….?

По словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение

  • Асоциальное поведение

  • Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

1. Антисоциальное поведение -

поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

Воровство

Мелкое хулиганство

Вандализм;

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

2. Асоциальное поведение -

Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение -

Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными? (слайд)

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен,

Алкоголизм,

Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами девиантного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них

Ситуации.

  1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия - асоциальное поведение)

  2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (насилие - Антисоциальное поведение)

  3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания - аутодеструктивное поведение)

При разрешении любой ситуации сначала мы устанавливаем факты, затем исследуем чувства, и в итоге делаем выводы.

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.

Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

«Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывает на каждую ситуацию кусочек):

Представим себе, что это душа ребенка (чистый лист).

Когда ребенка не замечают в семье - часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

  • Семья

  • Наследственность

  • Проблемы в подростковом возрасте

  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.


  1. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

Мы предлагаем вашему вниманию ролик о сложной судьбе ребёнка в неблагополучной семье и в котором очень хорошо прослеживается влияние семьи (родителей) на формирование личности ребёнка.

Просмотр ролика.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства у вас возникли после просмотра ролика?

  • Что чувствовала девочка?

  • Как Вы думаете, чем закончилась эта история? (девочка сбросилась с обрыва, девочка выросла и стала употреблять алкоголь и наркотики, девочка выросла и навсегда забыла о своей семье)

  • Возможно ли было помочь ребёнку в данной ситуации?

2. Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье. (конституционная предрасположенность)

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем - разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность (рождение от наркомана или алкоголика)

3. Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Действительно, подростковый период - самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. …Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает: Межличностный стресс, связанный с учебой

Взаимоотношения со сверстниками.

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников

  • Вымогательства денег, давление, шантаж;

  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

  • Принуждение совершать поступки против воли.

И:

  • Учителя, учеба

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности

семьи? Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

  • Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

  • В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.(слайд - деструктивное поведение)

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

Упражнение «Комплексный подход».

Участникам семинара, предстоит решить сложную педагогическую задачу, используя комплексный подход педагогов, психологов, социального педагога, врача, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних. Подгруппам выдаются описания ситуаций, заранее подготовленных ведущими семинара, которую они должны разрешить в результате совместного обсуждения (каждая группа с точки зрения своего специалиста).

Ситуация 1. Действие происходит в Солнечном городе. Незнайка хочет быть капитаном корабля, отправляющегося на Луну. Но его не берут в полёт, потому что он не умеет читать, писать, и поэтому не сможет выполнить инструкции. К тому же у него невнятная речь, которую не понимают многие коротышки. Ходить в школу Незнайка отказывается, почему, не объясняет.

Ситуация 2. Действие происходит в сказке. Колобок - главный герой. Однажды он увидел Лису, испугался её и стал заикаться. В школу ходит каждый день, но на уроках сквернословит, домашние задания не выполняет, отказывается читать самостоятельно, без помощи взрослых. По ночам спит неспокойно, вскрикивает, говорит, что боится Лису.

Ситуация 3. Красная шапочка - девочка-подросток после истории с Серым Волком очень подружилась со своими избавителями - охотниками. Стала проводить много времени в их компании. Пропускает школу. Использует в речи нецензурную брань, курит. В последний раз принесла бабушке вместо пирожков пиво с сухариками.

Ситуация 4. Действие происходит в лесной школе, в которой учатся зверята. Один из них медвежонок, ежедневно спит на уроках, независимо от времени года. Когда учитель его будит, Медвежонок дерётся с соседями, обзывает всех, и кидает портфель в учителя. однажды он попал в окно и разбил стекло. На вопросы учителя, касающиеся учебной программы, Медвежонок не отвечает, смотрит в сторону.

Для удобства оформления группового решения рабочим группам предлагается заполнить таблицу

Специалист

Описание проблемы

Рекомендации

Педагог



Психолог

Социальный педагог

Врач

Родители

Инспектор по делам несовершеннолетних

Затем группы по очереди рассказывают суть своей ситуации и предполагаемые направления работы с учеником каждого специалиста.

Упражнение «Шесть шляп».

С чем связаны трудности таких детей и как их избежать мы разберём с помощью метода 6 думательных шляп. Сейчас мы предлагаем разделиться на 6 команд, каждая команда примеряет одну из шляп и с позиции своей шляпы рассматривает предложенную проблему.

Участники семинара объединяются в шесть групп. Каждой вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по данной проблеме исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа. Изложите основные факты и ключевые моменты проблемы, не комментируя и не давая личной оценки.

Красная шляпа. Выразите своё отношение к проблеме «трудный» ребёнок. Какие чувства возникают у школьника, его родителей и педагогов работающих с данной категорией детей?

Черная шляпа. Изложите основные факты, используя только негативное отношение к обсуждаемой проблеме (подвергните сомнению, предскажите негативные последствия.)

Желтая шляпа. Изложите основные факты, используя только позитивное отношение к проблеме.

Зеленая шляпа. Передайте содержание и выразите свое отношение к информации в творческой форме.

Синяя шляпа. К какому выводу вы пришли? Какой урок можно извлечь? Какие пути решения вы видите? Ваши рекомендации по данной проблеме.

Упражнение «Портрет «трудного» ребёнка»

Упражнение проводится по рабочим группам, задача педагогов нарисовать портрет трудновоспитуемого школьника. Для обеспечения работы на столах краски (фломастеры, карандаши, маркеры), кисти, баночки с водой, бумага для рисования. Группа сначала обсуждает, потом создаёт коллективный портрет «трудного» ученика. После завершения рисования все работы вывешиваются на доске. Каждая группа представляет свою работу и рассказывает всё о своей идее.

На следующем этапе упражнения для сравнения учителям предлагается посмотреть на работы детей. Как дети представляют «плохого», «трудного» ученика.

В заключении работы участники семинара делают вывод о том, насколько похожи и насколько отличаются мнения учителей и школьников.

На завершающем этапе семинара педагогам предлагается притча:

Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. - Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти».

Эта притча как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком.

Ведь такие школьники очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, которые культурный коллектив предъявляет ребенку как своему члену. И мы в первую очередь обязаны протянуть подростку руку помощи, помочь ребенку найти себя. Для этого у нас есть широкие возможности внеурочной воспитательной работы. Необходимо с их помощью найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой каждый мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли школьнику понять, что он - не хуже других, что он - тоже личность и тоже достоин уважения, хотя он и внесен в группу трудновоспитуемых, у него пониженная работоспособность, низкая успеваемость, слабое развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, недостатки биологического и физического развития.

Итак, познакомившись с опытом работы, теоретическими основами профилактической работы с детьми девиантного поведения, вы можете использовать данный материал для создания своей программы работы с детьми данной категории.

Упражнение «Волшебный карандаш»

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем семинаре.

Инструкция: у меня есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет.

Анализ:

- Что принес вам этот семинар?

  • Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?

  • Ваши впечатления от сегодняшнего мероприятия.


© 2010-2022