Практико-ориентированный семинар для педагогов Развиваем креативность

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Щекотихина И.В. МБОУ лицей №40 г.Орла


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №40










Практико-ориентированный семинар для педагогов Развиваем креативность



Подготовила и провела:

педагог-психолог

Щекотихина И.В.



ОРЕЛ 2007

Практико - ориентированный семинар

РАЗВИВАЕМ КРЕАТИВНОСТЬ


Вся радость жизни в творчестве.

Творить - значит убивать смерть.

Ромен Роллан


Цель: развитие творческих возможностей педагогов.

Задачи:

  • формирование представления о характеристиках творческой личности;

  • знакомство с понятием креативность;

  • освоение упражнений, способствующих развитию творческих способностей.

Материалы: фломастеры, карандаши, листы бумаги; ватман с характеристиками творческой личности; плакат с изображением ладони; карточки с названиями чувств и эмоций; модель творческого поведения ребенка (на листах формата А4); сборник психологических игр и упражнений, способствующих развитию фантазии; магнитофон и кассета с записью бодрой инструментальной музыки.


Работа в группах.


Характе-ристики представ-лены на ватмане







Работа с моделью творческого поведения ребенка.

Раздается каждому

участнику.




Работа ведется в группах.



Работа в группах.




Работа ведется в группах.







На доске плакат с изображением ладони


Раздается каждой группе

Ход семинара


Мотивационный блок (8 -10 минут).

Считаете ли Вы себя творческими людьми? В чем это проявляется?

Педагоги разбиваются на группы и рисуют портрет творческой личности, отмечая, какие качества характеризуют такого человека, а затем сравнивают с характеристикой на плакате.

Творческого человека характеризует:

  • любознательность;

  • жажда познания;

  • интерес;

  • оригинальность и нестандартность мышления;

  • интеллектуальная одаренность;

  • бесстрашие и уверенность в себе;

  • воля и стремление к победе;

  • работоспособность;

  • самокритичность;

  • энергичность и упорство в достижении цели;

  • способность бороться за свою правоту;

  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Отметьте качества творческой личности, присущие Вам.

Информационный блок (5-7 минут).

Креативность - способность особого рода - способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

В обыденном сознании существует стереотип, согласно которому творчество - это удел ученого, композитора, художника, профессионала высшей категории. На наш взгляд, креативность не имеет ограничений для своих проявлений. Карл Роджерс по этому поводу писал: «Творческий характер … имеют действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман».

Обратите внимание на модель творческого поведения ребенка Ф.Вильямса. Выделяют четыре основных параметра креативности:

  • беглость - способность к порождению большого числа идей;

  • гибкость - способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;

  • оригинальность - способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных;

  • разработанность - способность к детализации идей.

Выделяют образную и вербальную креативность.

Практическая часть (30 минут).

Можно способствовать развитию творческих способностей личности. Существует ряд упражнений, позволяющих расширить диапазон творческих возможностей.

Упражнение «Построение причинно-следственных цепочек»

(8 минут)

Цель: формирование таких качеств мышления, как свобода, раскованность, способность переходить к новым объектам и ситуациям.

Инструкция: Возьмем два не связанных друг с другом события, например «Белка, сидя на дереве, упустила орех» и «Директора школы лишили премии». Надо установить между ними связь, то есть проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек. Устанавливается дополнительный балл за оригинальность.

Упражнение «Эмоции и чувства» (10 минут)

Цель: научение образному видению чувств и эмоциональных состояний.

Материалы: карточки с названиями чувств и эмоциональных состояний: радость, отчаяние, удивление, ужас, ярость, восторг.

Педагоги делятся на группы и выполняют следующее задание.

Им предлагается изобразить человеческие чувства. Каждая группа получает карточку, на которой написано слово, обозначающее чувство. Вся группа должна изобразить это чувство. Остальные группы должны догадаться, о каком чувстве идет речь.

Упражнение «Неожиданные картинки» (10-15 минут)

Цель: развитие умения строить, создавать продукты творческого коллективного труда.

Материалы: каждому педагогу нужны бумага, карандаши, фломастеры.

Участникам предлагается вместе нарисовать картину. Первый человек рисует что-либо, отдельный элемент, не говоря, что это такое. Дальше рисуют по порядку. Нужно постараться, чтобы из отдельных элементов получилась целая картина.

Практико-ориентированный семинар для педагогов Развиваем креативность

Анализ упражнения:

  • Трудно ли было продолжить работу предыдущего человека?

  • Чей замысел картины совпал с тем, что получилось в конечном итоге?

  • Для кого картина получилась неожиданной?

Заключительная часть (10-12 минут).

Упражнение «Подарок» (5-7 минут)

Участники по кругу, поворачиваясь к своему соседу справа, изображают при помощи мимики и жестов какой-либо подарок. «Адресат» должен догадаться, что ему хотят подарить.

Письменная рефлексия «Все у меня в руках» (5 минут).

Цель: установление обратной связи, анализ информации.

Материалы: плакат с изображением ладони.

Демонстрируется плакат с изображением ладони. Большой палец - «Больше всего понравилось», указательный - «Я узнал для себя», средний - «Мне не понравилось?», безымянный - «Идеи на следующий семинар», мизинец - «Мне здесь не хватало…».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы.

Ведущий благодарит участников семинара. Педагогам предлагается сборник психологических игр и упражнений, способствующих развитию фантазии.

Резерв

Задачи (представлены на карточках).

  1. Приезжающие на вечеринку гости дарили богатой хозяйке запакованные подарки. Неожиданно погас свет, а когда снова зажегся, оказалось, что пропал драгоценный камень. Никто не мог войти и выйти из комнаты, т.к. дверь оставалась запертой. Окно было открыто, но на снегу под ним не было никаких следов. Позже выяснилось, что на полу лежит перышко, а у одной из коробок дно с дыркой. Как разгадать преступление?

Ответ: Для передачи камня через окно сообщниками был использован специально обученный голубь, спрятанный в одной из подарочных коробок.

  1. По старой русской традиции, мальчика - будущего князя или царя отнимали у матери в возрасте трех лет и переводили на мужскую половину дома. С этого момента мать не имела права прикасаться к своему сыну, а поцеловать его она могла только один раз в году. Какой это был праздник?

Ответ: Пасха.

  1. функцию чего выполняли в античные времена свечи с вплавленными в них на необходимом расстоянии друг от друга металлическими шарами?

Ответ: Будильник.

Упражнение «Восточные стихи»

Сейчас мы будем сочинять восточные стихи.

Правила «восточного стихосложения»:

Главное слово (существительное),

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Фраза, выражающая отношение.

Существительное.

Например:

Ужин!

Праздничный, запоздалый.

Разжеван, съеден, переваривается.

Блаженное состояние сытости!

Философия.



Модель творческого поведения ребенка

(Ф.Вильямс)


Творческие факторы

Значение


КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


Беглость мышления

Придумать как можно больше…

Генерирование большого количества идей

Беглость мысли

Не один, а несколько уместных ответов

Гибкость мышления

Использовать различные подходы…

Разнообразие типов идей

Способность переходить от одной категории к другой

Направить мысль обходным путем

Оригинальность мышления

Уникальные или новые способы мышления…

Необычные ответы

Оригинальные, нестандартные идеи

Отступление от очевидного, общепринятого

Разработанность мышления

Добавлять к…

Облагородить идею

Приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой

Расширить, добавить что-то к основной идее


ЛИЧНОСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

(АФФЕКТИВНО-ЧУВСТВЕННЫЕ)


Способность пойти на риск

Иметь смелость…

Конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи

Пытаться строить предположения, делать догадки

Действовать в неструктурированных условиях

Защищать собственные идеи

Сложность (комплексность)

Исследовать неизвестное (Быть готовым…)

Поиск многих альтернатив

Видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть

Привести в порядок неупорядоченное

Разбираться в сложных проблемах

Сомневаться в единственно верном решении

Любознательность

Быть готовым…

Иметь желание…

Быть любознательным и проявлять интерес

Играть идеями

Найти выход в приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к загадкам, головоломкам

Размышлять над скрытым смыслом явлений

Следовать предчувствию, просто посмотреть, что произойдет

Воображение

Иметь силы…

Визуализировать и строить мысленные образы

Воображать то, чего никогда не было

Доверять интуиции

Переходить за границы реального мира



© 2010-2022