Детско-родительский конфликт. Методический семинар для педагогов и родителей

Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема семинара: - причины возникновения конфликтных ситуаций; - способы определения проблемы (выяснение причин неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и её анализ; - возможны решения конфликтной ситуации. Материал методической ра...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края»








Методическая разработка семинара

по теме:



"Детско-родительский конфликт

и способы его предупреждения".


для педагогов, классных руководителей


Автор (составитель)

педагог-психолог

Одинцова С.В.



Рассмотрено на цикловой комиссии

общеобразовательных предметов

протокол № _____от ____________

Председатель: ________ А.Г. Кива



г. Лабинск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ



Название разделов

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

проведения данного семинара среди педагогов

3. Введение

4. Причины детско-родительских конфликтов

5. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях

6.Условия предупреждения конфликта

7.Разрешение конфликта

8.Заключение

9.Список литературы

10.Приложения (1,2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема семинара:

- причины возникновения конфликтных ситуаций;

- способы определения проблемы (выяснение причин неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и её анализ;

- возможны решения конфликтной ситуации.

Материал методической разработки ориентирован для педагогов и родителей подростков 14-17 лет.

По итогам семинара приобретаются следующие навыки:

-умение находить компромисс;

-умение применять полученные навыки, упреждающие возможным воспитательным затруднениям;

-применение в личной практике техники активного слушания.



Форма проведения семинара: групповая

Лозунг семинара:

Разгневан - потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади, великий персидский

писатель и мыслитель.

Основными задачами семинара являются:·

-теоретическое обоснование необходимости работы по профилактике конфликтов детско- родительских отношений;

-проведение диагностического исследования межличностных отношений в семье;

-подбор тренинговых упражнений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций.



Актуальность

проведения данного семинара среди педагогов


Конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Семейно-бытовые конфликты которые неизбежно возникают в детско-родительских отношениях, являются самой распространенной темой не только в профессиональных психологических изданиях, но и в бытовом разговоре обыкновенных людей. В сфере детско-родительских отношениях не последнюю роль играет фактор взаимоотношений супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают и благополучие детей. Постоянная неудовлетворенность супругов друг другом, проблемы в сфере интимных отношений, сказываются на их отношении к ребенку, а ребенок, в свою очередь, чувствует дисгармонию и его поведение становится весьма конфликтным. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой детско-родительских конфликтов в образовательных учреждениях крайне необходимо.

Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов путем коррекции ментального восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и реабилитационную поддержку его семье.

ВВЕДЕНИЕ

Конфликт - это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Основные методы, которые позволяют собрать максимально полную информацию о конфликте в исследовании:

- метод классификации и определения конфликтов в схожие типы;

- структурно - функциональный метод;

- процессуально - динамический метод;

- разрешительный;

- прогностический.

Последний метод отвечает за прогнозы конфликтных ситуаций, предвидение возможных столкновений и соответствующую подготовку к ним. Разрешительный метод - это допускаемые процедуры и технологии по управлению конфликтом. Здесь однозначно присутствует прикладное значение получаемых знаний. Первые три метода позволяют объяснить и описать сущность любого конфликта, выявить его составляющие, понять предмет и объект конфликта, чтобы впоследствии грамотно определить действия по разрешению противоречия.

Структурно-функциональный метод раскрывает структуру конфликта, функции каждого компонента. Однако этот метод анализирует конфликт в оторванном от реальности и вне его динамики состоянии. Это компенсирует процессуально-динамический подход, позволяющий обозначить этапы развития конфликта, определить характер динамики. Данный метод исследования характеризуется глубинным и целостным представлением конфликтов. Многие конфликты или конфликтные взаимодействия имеют общие черты и особенности, поэтому могут быть отнесены в общую категорию или тип. Это возможно благодаря методу типологизации.

За различной формой проявления конфликта могут скрываться общие устойчивые признаки, поэтому бывает важным знать и видеть объективную суть конфликта, определять его тип. В дальнейшем станет возможным предположение хода событий в данном типе конфликтного взаимодействия. Более того, метод классификации позволяет соединить практические и теоретические знания о конфликте.

Смежные методы исследования:

- наблюдение;

- опрос;

- тестирование;

- эксперименты;

- моделирование.

Основная цель методов исследования конфликта заключается в разработке стратегии действий в конфликтной ситуации (силовое подавление, стратегия ухода от конфликта, поиск компромисса). Выбираемая стратегия должна быть наиболее оптимальной для каждого конкретного конфликта.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ

Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что эмоциональное состояние и развитие детей, их жизнь и счастье напрямую зависят от отношения к ним их родителей. Анализ научных источников по проблемам семейных конфликтов (А.И. Захаров [1], С.В.Ковалев [2], Х. Корнелиус, Ш. Фейр [4]) позволил выявить следующие факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтов между родителями и детьми:

1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);

2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;

3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции приводит к тому, что собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей;

4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших;

5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения.

6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые далеко не всегда понимают причины такого поведения детей.

7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна - неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.

В сфере детско-родительских отношениях не последнюю роль играет фактор взаимоотношений супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают и благополучие детей.

Постоянная неудовлетворенность супругов друг-другом, проблемы в сфере интимных отношений, сказываются на их отношении к ребенку, а ребенок, в свою очередь, чувствует дисгармонию и его поведение становится весьма конфликтным. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители.

Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «поведенческих реакций». Подчас источник внутрисемейных недоразумений в недостатке медицинских познаний.

Например, у малыша ночное недержание мочи, а родители, не понимая, что ребенок в этом не повинен, стыдят, высмеивают, а то и наказывают его. Ребенок нервничает, озлобляется.

Порой аналогичная ситуация возникает и в случае подросткового онанизма. Иная мать заподозрив у сына эту привычку поднимает такую панику, что впору хоть из дома бежать.

А ведь, согласно исследованиям сексопатологов, редко кому из мальчиков-подростков удается миновать эту «обходную тропинку полового удовлетворения». Родителям следует знать, что в каждом возрастном периоде дети склонны к определенным конфликтам.

Прежде всего это касается детей, воспитывающихся в неполной семье (обычно без отца) или при нормальных взаимоотношениях родителей. Деспотизм отца, игнорирующего интересы всех членов семьи, отсутствие душевной теплоты или неприязнь родителей друг к другу создают благоприятные условия для развития неврозов у детей.

Конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт если родители недооценивают специфику характера детей. Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты.

Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями. Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам.

И хотя родители правы, ни их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы.

Особенно часто возникают конфликты родителей с детьми подросткового возраста. Дело в том, что в этом «переходном периоде» в организме происходят существенные физиологические и психологические сдвиги.

Наиболее общими психологическими чертами в этом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, сочетание противоречивых свойств и стремлений. Свойственное подросткам обострение потребности отстаивать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации».

Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношениях это превращается в проблему, то это проблема не столько подростков, сколько их родителей, слишком привыкших воспринимать своего ребенка как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле.

Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношениях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками. Построение отношений не на основе равенства, самостоятельности и доверия, а на основе взаимного подчинения превращаются в конфликт.

Родители слишком долго и упорно продолжают воспринимать подростка как существа, не способное к самостоятельным решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только то прекращается, конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближе и доверительнее.

Не столь уж редка ситуация, когда родители упорно пытаются «воспитывать» детей, желая реализовать с их помощью какие-нибудь свои ожидания, рассуждая по принципу: «Ну ладно, из меня - то певец не получился, но уж сына я музыкантом сделаю!» Часто это сопровождается своеобразной жертвенной позицией родителя: дескать, я живу ради ребенка и сделаю для него все, что считаю нужным, - не важно, хочет он этого или нет.

Обычно это ведет к конфликту, поскольку ребенок прекрасно чувствует, что в нем видят не самостоятельную личность со своими целями и мечтами, а пытаются заставить его жить чужой жизнью. Естественно, это вызывает протест со стороны подросших детей.

Подобный конфликт, кстати, характерен на только для тех семей где родителям не удалось воплотить в жизнь свои планы и мечтания, но не редко и для тех, где родителям удалось достигнуть многого, приобрести весомый статус в обществе. Такие родители обычно предъявляют к ребенку повышенные ожидания, ждут, что он «догонит и перегонит» их.

СИМПТОМЫ И ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ



Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.

Симптомами эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта. Противостоящие стороны мобилизуют дополнительные силы и средства, ресурсы и контрресурсы.

Дело может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие. Эскалации предшествует фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов.

Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение Конфликта, перевод его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликтной ситуации; либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения. Факторами вызывающими эскалацию являются чувственно обусловленные столкновения, берут верх эмоции, которые мешают участникам конфликтов взглянуть на себя со стороны, сковывают свободу выбора способов конфликтного поведения.

Резкое обострение расхождений, выход на позиции прямой конфронтации, стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых - наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны.

Эмоционально такое поведение очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, переходом от предупрежденности и неприязни к психологической несовместимости и откровенной враждебности. Поэтому для конфликтующих сторон важно с самого начала действовать, опираясь на сознание и интуицию, ограничивая проявление эмоций, особенно отрицательных.

Эскалация конфликта в детско-родительских отношениях происходит в основном из-за ряда кризисов которые переживают дети. У подростков этот кризис проявляется в кризисе независимости - сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, враждебным отношением к любым их требованиям.

Как будто подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и борется с любым влиянием - не важно, положительным или отрицательным. Эта борьба протекает в формах, тяжелых и изнурительных прежде всего для родителей: например подростки интуитивно улавливают что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это.

Родители ценят аккуратность и порядок - подросток будет проявлять неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят скандалов - обеспечит им ежевечернее бурное выяснение отношений. И так далее. По сути для ребенка это способ отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие.

У многих родителей, особенно молодых, вызывает недоумение и Гнев детский негативизм, характерный прежде всего для двух - пятилетних малышей. Ребенок эпизодически безо всякой причины наотрез отказывается подчинятся какому-либо требованию, приказанию.

И, как правило, ни уговоры, ни угрозы, ни даже физическое наказание не помогают. Малыш горько рыдает, но стоит на своем.

Правда, позже, успокоившись, он чувствует свою вину, заверяет, что «больше не будет». Вот жизненные позиции которые при разного рода конфликтах между детьми и родителями приводят к эскалации.

У родителей: нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще совсем ребенок! Так почему мы должны начинать отновиться к нему как к взрослому?»; неуместная властность, доминантность: «В семье главный я! А кому не нравится - может убираться прочь»; абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного. У детей и родителей: отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»; абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «есть два мнения: одно мое, другое неправильное!»; уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего пристал со своими нравоучениями? Закрой дверь!».

Таким образом мы видим, что конфликты в детско-родительских отношениях неизбежны, и лишь от грамотности родительского поведения с ребенком зависит насколько далеко зайдет конфликт.

А.И. Захаровым [1] выделены черты деструктивных типов воспитания детей:

- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

- опека и запреты во многих сферах жизни детей;

- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, Л.И. Колесникова [3] подчеркивает:

- консервативный способ мышления

- приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам

- авторитарность суждений.

- ортодоксальность убеждений и т.п.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Таким образом, детско-родительские конфликты могут быть представлены как результат просчетов родителей и ошибок детей. При этом целесообразно сфокусировать внимание педагогов и родителей на таких типах конфликтов родителей с детьми, как:

  1. конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

  2. конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания);

  3. конфликт неуважения прав ребенка на самостоятельность (тотальность указаний и контроля со стороны родителей);

  4. конфликт родительского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой, не зависимо от причин инцидента и его последствий).

УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА



Предупреждение конфликта основано, в первую очередь, на предвосхищении и блокировании источников конфликтов. Обычно люди уже в предконфликтной ситуации в состоянии понять, что появились проблемы, которые могут вызвать осложнение их взаимоотношений.

Во многих случаях эти проблемы возможно решить, не ожидая, чтобы дело дошло до конфликта. В конфликтной ситуации нельзя: критически оценивать партнера; приписывать ему низменные или плохие намерения; демонстрировать знаки превосходства; обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту; игнорировать его интересы; видеть все только со своей позиции; преуменьшать вклад и заслуги оппонента; преувеличивать свои заслуги; раздражать, кричать нападать; задевать «болевые точки » оппонента; обрушивать на оппонента множество претензий.

Как уже было сказано, даже любящие друг друга люди не застрахованы от конфликтов. Родителям необходимо иметь информацию о возрастных изменениях их ребенка, и придерживаться соответствующих возрасту правил и принципов.

Немотивированный негативизм раннего детского возраста - закономерный этап формирования личности. Маленький человек делает первые неловкие и наивные попытки продемонстрировать свое «я». Если не знать этого и стремиться во что бы то ни стало «переломить» малыша, он может вырасти робким, зависимым, слабовольным, не может отстаивать свои интересы.

С другой стороны нельзя безоговорочно во всем ему уступать. Оптимальная «золотая середина»: в каких-то случаях уступать, в каких-то настаивать на подчинении приказу, не забывая однако, что и для ребенка важно чувство собственного достоинства.

Многие родители хорошо знают, что капризам потакать нельзя. Но подчас они забывают, что капризы ребенка могут быть обусловлены его плохим самочувствием, и пытаются пресечь их крутыми мерами.

А позже, когда все выясняется, родители, стремясь загладить свою вину, безоговорочно удовлетворяют все просьбы и требования ребенка и тем самым стимулируют его капризность. Чтобы не возникал такой порочный круг, необходимо прежде чем наказывать малыша, задуматься над причиной его необычного поведения.

Часто недовольство родителей вызывают бесконечные игры ребенка, от которых его очень трудно оторвать. Но ведь игра для детей и есть деятельности, активная жизнь; с помощью игры неосознанно отрабатываются важнейшие навыки, в том числе и общения.

Многие психологи и педагоги справедливо указывают, что люди, лишенные в детстве игр со сверстниками, нередко малоконтактны. И это не удивительно. Ведь общение детей со сверстниками - великолепная школа жизни, где ежедневно то выигрываешь, то проигрываешь; то командуешь, то подчиняешься; то слушаешь, то слушаешься. Эгоизм, хвастливость, грубость и другие дефекты характера сглаживаются при этом легко и естественно.

Поэтому не следует лишать детей радости игр, особенно коллективных. Когда во взаимоотношениях родителей и детей возникают проблемы, то родители, как правило, видят причину в изменившемся поведении детей. И ждут, соответственно, что ребенок должен изменится, взяться за ум, начать слушаться. Родительские попытки решить эти проблемы, как следствие, тоже направлены на то, чтобы вызвать изменения в поведении ребенка.

Если же отношения с Родителями начинают восприниматься как проблема и самим ребенком, то он почти наверняка видит причины с точностью до наоборот: это все от того, что «предки заели», устанавливают необоснованные запреты, придираются по мелочам, и т. п. И ждет, что родители изменят свое поведение. Однако ни кто из них не прав, когда пытается решить возникшие проблемы, изменив поведение другого участника конфликта.

Это тупиковый путь, ведущий лишь к усугублению конфликта и обострению взаимных обид. Реально можно изменить поведение лишь одного человека - самого себя.

Попытки повлиять на других людей чаще всего ведут лишь к отчуждению. Если между подростком и родителями существовал конфликт, то обычно его острота начинает снижается с того момента, когда родители признают, что ребенок уже вырос, и начинают относится к нему как к человеку, несущему самостоятельную ответственность за свои действия.

Большинство поводов для конфликта при этом просто исчезает. Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов: Гуманность и милосердие к растущему человеку; Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; Открытость и доверительность отношений с детьми; Оптимистичность взаимоотношений в семье; Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда он испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

Достаточно хороший вариант взаимоотношений когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» в взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, «сфальшивят» в тоне разговора. Есть еще ряд частных принципов, но не менее значимых для предотвращения семейного конфликта: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневника, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

К понятию "конфликт" у большинства негативное отношение: им видится агрессия, склоки, войны. На самом деле конфликт показывает лишь одно - несоответствие. Конфликт показывает, что что-то идет не гладко, что-то идет не так. Своевременное выявление конфликта дает возможность оперативного изменения, тогда как люди, избегающие настоящего конфликта, накапливают эти разрушающие факторы в себе. В результате чего разрушения увеличиваются в разы. Конфликт позволяет решить проблему по мере ее возникновения, не доводя до разрушения. Замазывание конфликта приводит к неизбежному взрыву. Иногда этот взрыв направлен наружу, иногда внутрь. Выявление конфликтных моментов в начале выстраивания взаимоотношений способно предотвратить множество разрушений впоследствии. Вообще говоря, умение выявлять конфликтные моменты, основываясь на самой незначительной информации - это великое благо и сложное искусство.

В целях разрешения семейных конфликтов часто применяется психологическое консультирование. Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения. С целью снятия напряжения и улучшения качества консультирования предлагаю использовать в процессе консультирования приёмы арт-терапии, в частности работу с пластилином.

Разрешить конфликт - значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Первое и самое важное!

Научитесь слушать ребёнка! Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте, смотрите в глаза).

Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.

-не отвечайте на агрессию агрессией;

-не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом,ни взглядом;

-дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

-старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

-не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов - ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

-предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Таким образом, если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.

Результаты моего исследования показали, что конструктивному поведению родителей в конфликтных ситуациях с детьми способствует следующее:

- всегда помнить об индивидуальности ребенка (20%);

- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения (10%);

- помнить, что для перемен в поведении ребенка нужно время (10%);

- противоречия с детьми воспринимать как факторы нормального развития (15%);

- проявлять постоянство по отношению к ребенку (20%);

- одобрять разные варианты конструктивного поведения (15%);

- совместно искать выход путем перемены в ситуации (10%);

- расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений (30%);

Предлагаю родителям следующий пошаговый алгоритм действий для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов с детьми:

Шаг I. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.

Шаг II. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;

Шаг III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения

Шаг IV. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и ответственность за конфликты в основном возлагается на родителей, потому что они старше. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин: это непонимание взаимодействующих сторон; неуважение друг к другу; кризисы, которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей; конфликты между супругами; развод; незнание элементарных правил поведения; основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфическах факторов.

При возникновении конфликтогенной ситуации с участием детей, особенно подросткового возраста, конфликт часто движется в направлении интенсификации, а не погашения. Этот процесс получил название эскалации.

Чем опасен такой ход развития конфликта, тем, что он может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие для оппонента. При таком развитии оппоненты, либо одна из сторон, дети и/или родители, начинают бить по больным местам, стараются больнее укусить. Естественно, что такой вариант не может оказать позитивного действия на детско-родительские отношения. Тогда на помощь приходят знания о том, как предупредить конфликт.

Понятие предупреждение конфликта подразумевает такую организацию жизнедеятельности детей и родителей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять как сами родители и дети, так и третья сторона (педагог, психолог, конфликтолог или «супер - няня»).

Также немаловажным условием предупреждения конфликта является разрешение внутриличностных конфликтов. Только человек, живущий в согласии с самим собой, может эффективно решить межличностные проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Грецов А. Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.: Питер, 2006.

  2. Иванова E. H. Иду на конфликт \"Разрешительная конфликтология\" - Издательство ДНК, Санкт-Петербург, 2003

  3. Ишмуратова А.Л. Конфликт и согласие - К, 1996

  4. Кароса Честер Ли Искуство ведения переговоров - М, 1997

  5. Конфликтология / Под ред AC Кармин - 4-е изд, стер-СПб: Лань, 2001

  6. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс… - Мн.: Высш. шк. , 1986.

  7. Основы конфликтологии: Учебное пособие / под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: 1997 Столяренко Л. Д.

  8. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.











ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Упражнение «Пластилиновое настроение»


Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы: куски пластилина разного цвета.

Время проведения: 10 мин.

Ход упражнения: упражнение проводится в два этапа.

Этап 1. У участника в руках кусок пластилина. Первоначально его разминают, делают пластичным и формируют «жгутик» По сигналу ведущего участник гнёт пластилин, придавая ему ту форму, о которой говорит ведущий, например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина. Все манипуляции проводятся только с одним куском пластилина. Фигуры можно чередовать по сложности.

Этап 2. Пластилин остается на столе, а участнику предлагается нарисовать пластилином на листе бумаги своё настроение ( выбирается определённая ситуация: при встрече с другом, при возвращении домой, при ссоре с родителями и т.д.) В случае затруднения «рисовать пластилином», предлагается слепить настроение фигурой или композицией. Для работы предлагается выбирать цвета и даже смешивать.

Анализ: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.

Упрощённый вариант: лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.







ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Рекомендации по арт-терапии

Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции - Вам всегда стоит предпочесть - лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот - успокоит.

Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей - это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.

В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры - карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

В червёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

В пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.

Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта - то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы.

Создавайте следующие тематические рисунки:

Рисунок самого себя,

Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,

Рисунок человека вообще,

Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)



© 2010-2022