- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа организации исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся (психология)
Программа организации исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся (психология)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колосова С.Ю. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Программа организации исследовательской деятельности в рамках
научного общества учащихся (психология)
Руководитель
Педагог-психолог
Колосова С.Ю.
г.Югорск
2015
Если путь твой к познанию мира ведет - как бы ни был он труден - вперед.
Фирдоуси
Пояснительная записка.
Современный мир требует от человека умения ориентироваться в информационных потоках, преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, быть уверенным в своих силах, уметь реализовываться в соответствии со своими способностями, склонностями, интересами. На рынке труда все более востребованы специалисты с глубокими знаниями, имеющие критическое, творческое мышление; имеющие сформированный социальный опыт в труде и общении.
Помочь реализоваться детям в жизни, раскрыть их творческий потенциал - сегодня одна из самых актуальных задач. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Успешному решению этих задач способствуют занятия в научном обществе учащихся по психологии. Каждый ребенок по своей природе - исследователь.
Работа в рамках научного общества формирует у учащихся ценностно-значимые ориентиры, воспитывает деятельную творческую личность с активной жизненной позицией, имеющей навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Кроме того занятия проектной, исследовательской деятельностью дают возможность ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством преподавателя, а учителю - повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.
Несомненной практической значимостью исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:
-
планировать свою работу;
-
предвидеть результаты;
-
использовать различные источники информации;
-
самостоятельно отбирать и накапливать материал;
-
анализировать, сопоставлять факты;
-
аргументировать мнение;
-
самостоятельно принимать решение;
-
устанавливать социальные контакты;
-
самостоятельно выполнять творческую работу.
Учащийся, умеющий работать с проблемой, обеспечивает в дальнейшей жизни для себя благоприятные условия социальной адаптации. Работа же над проектом способствует воспитанию у учащихся таких значимых общечеловеческих качеств, как толерантность, ответственность, коммуникабельность, дисциплинированность.
Исследовательская деятельность позволяет использовать широкий арсенал информационных технологий, включая Интернет-ресурсы; предполагает всестороннее и систематическое исследование выбранной проблемы, получение конкретного продукта, практического результата.
Исследование подводит детей к одной из сложнейших категорий современности - понятию интеллектуальной собственности. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития, образования.
Цель программы - дать учащемуся возможность развить свой интеллект и творческие способности через участие в научно-исследовательской деятельности, научить технике самостоятельной работы над исследовательским проектом.
Задачи:
* научить самостоятельному достижению поставленной цели;
* сформировать умение работать с информацией, находить ее источники;
* сформировать умение проводить исследование;
* обучить способам проведения исследования, презентации передачи полученных знаний;
* приобщить к исследовательской деятельности
* развить творческий потенциал личности ученика;
* обогатить социальный опыт, научить деловитости, умению преодолевать трудности; достойно переживать успехи и неудачи; расширить контакты с учениками;
* обеспечить подростков психологическими средствами, приемами учебного исследования;
* расширить кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
Образовательные задачи, стоящие перед учащимися НОУ решаются на трех уровнях:
· информационном - через получение учащимися новых знаний;
· эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, создание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
· нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
Основные направления работы:
* включение в научно-исследовательскую деятельность обучающихся с учетом их интересов;
* обучение работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;
* оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
* организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований обучающихся.
В основу написания программы положены следующие принципы:
-
ориентация на интересы детей, на проблемы и задачи, актуальные для сегодняшнего дня;
-
значимость собственных исследований;
-
интегративность (затрагиваемые в работе проблемы должны требовать знаний из нескольких направлений науки);
-
ориентация на «конечный продукт», отражающий творческий процесс;
-
тренировка социально-коммуникативных навыков;
-
учитель выступает в роли помощника, советчика, партнера, использующего свои навыки владения информацией, чтобы помочь расставить акценты, найти оптимальный метод, наметить путь к поставленной цели.
Программа рассчитана на 1 год - 35 часов.
Контингент - учащиеся 7-8 класса.
Программа условно разделена на 2 раздела или курса-подготовительный теоретический курс (с практическими упражнениями по темам) и- работа с конкретным исследованием по выбранной теме с возможным последующим представлением на научно-практической конференции.
Программа имеет мотивирующий потенциал, развивающее значение, практическую направленность. Может быть использована в работе с любой категорией детей (инвариативна).
Особенностью занятий является то, что каждое занятие предполагает выполнение различных практических упражнений, перечисленных в главе «Формы, методы приемы организации деятельности учащихся на занятиях» в зависимости от целей занятия, ситуаций, которые могут возникнуть на занятии.
Так как курс предполагает большую работу подростков с информацией, приемами исследования и т.д., то возможно внесение корректив в ход занятия.
Функции ученика - исследователя и руководителя проекта:
Ученик
учитель
Индивидуально выбирает тему
Мотивирует запрос
Выполняет исследование
Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует
Устраняет недостатки в исследовании, предоставляет работу
Анализирует проект, дает рекомендации
Формы, методы, приемы организации деятельности учащихся на занятиях:
-
учебные исследования (диагностика, тестирование, опросы, анкетирование);
-
мозговой штурм;
-
индивидуальная работа;
-
консультирование;
-
работа с источниками информации.
По окончании занятий в НОУ проводится опрос учащихся с помощью «Анкеты обратной связи». Задача анкетирования - анализ содержания и организации занятий с точки зрения учащихся; для психолога - успешность освоения программы занятий.
Учебно-тематический план занятий
№
Название этапа
Содержание работы
Кол. часов
Подготовительный теоретический курс.
1 .
Подготовительный.
Предпроект.
Основные требования к написанию исследовательской работы.
Обоснования актуальности исследования.
Определение и анализ противоречий.
Что такое проблема, как она формулируется. Группы тем.
Правила выбора темы.
Поиск информации в источниках по основным понятиям (практическая работа).-2
Требования к написанию исследовательской работы, проекта .
Способы обоснования актуальности исследования.
Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса.
Определяются и анализируются противоречия.
Формулируется проблема, которая вытекает из противоречия (часто в виде вопроса). Что такое проблема, как она формулируется. Группы тем (фантастические, эмпирические, теоретические)
Правила выбора темы (интерес, увлекательность для самого ребенка, оригинальность, относительная быстрота выполнения, учет желаний и возможностей)
Поиск информации в источниках по основным понятиям (практическая работа).
8
2.
Прогностический этап.
Предмет исследования.
Объект исследования.
Гипотезы, их нахождение.
Способы отработки гипотезы.
Цель исследования.
Задачи исследования.
Методы и средства исследования.
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Сбор материала по источникам информации.
Устанавливается предмет исследования, Объект (как определить, чем отличается.
Учимся выдвигать гипотезы (нахождение, тренировка способности вырабатывать гипотезы и возможные провокационные идеи (упражнения)
Постановка цели (что такое? Как сформулировать? Из чего состоит) Формулируется цель исследования
Ставятся задачи
Планируются методы и средства исследования.
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Сбор материала (источники информации): изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
9
3.
Организационный
Сроки и база исследования.
План эксперимен-тальной работы.-2
Источники информации для написания плана..
Подбор методик эксперимента (опрос, анкетирование, интервью и т.д.).
Констатирующий и демонстрационный срез.
Анализ . результатов ( проверка гипотезы).
Сбор дополнительных сведений для подтверждения
Определяются сроки и база исследования ( в том числе классы)
Составляется план экспериментальной работы:
- изучение источников информации:
- подбор методик эксперимента;
- сбор и обработка эмпирических данных;
- уточнение аппарата исследования;
- организация экспериментального исследования:
* проведение констатирующего демонстрационного среза;
* изучение результатов ( проверка гипотезы)
* оформление теоретического материала по проблеме
* проведение эксперимента и анализ полученных данных
* корректировка методик
* проведение исследования
* сбор дополнительных сведений
8
4.
Обобщающий
Обработка и анализ данных.
Корректировка гипотезы.
Процесс фиксации информации.
Требования к оформлению оглавления.
Требования к оформлению основной части.
Требования к оформлению иллюстраций, приложений,
демонстрационного материала (схем, таблиц).
Формы выступления при защите проекта.
Психологические приемы эффективного представления проекта.
Обработка и анализ данных, корректировка гипотезы
Процесс фиксации информации.
Требования к оформлению:
Оформление титульного листа
Требования к оформлению оглавления, основной части (характеристика первоисточников, использованных автором, описание основных подходов к описанию, решению проблемы,
Изложению разных точек зрения: согласие, несогласие);
Требования к оформлению иллюстраций, приложений,
оформление демонстрационного материала (схем, таблиц).
Оформление библиографии и других источников информации (правила описания на примерах
Примерная форма выступления при защите проекта. Тренировочные упражнения по презентации проекта. Использование психологических приемов эффективного представления проекта.
10
Итого: 35 часов
Условия реализации программы:
- наличие информационных материалов по исследовательской работе с учащимися;
- доступ к Интернет-ресурсам;
- сотрудничество с библиотеками города;
- психологическая поддержка родителей;
- консультации специалистов (по необходимости по теме проекта);
Ожидаемый результат: предоставление исследовательской работы по выбранной обучающимся теме.
Учебная, методическая, справочная литература для педагогов.
1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
2. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
4. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова
// Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
5. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. - 2002. - №7. - С. 39.- N7.
6. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.
7. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.
8. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.
9. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.
10. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.
11. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.
12. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.
13. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся : вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М. : Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.
14. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3. - С. 12-15..
15. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина
// Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
16. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.
17. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе : новые формы работы с детьми (по 39. Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. - 2004. - №4. - С. 148.
18. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108-114.
19. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников / В. И. Слободчиков
// Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 14-18.
20. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова
// Биология в школе. - 2006. - N 1. - С. 6-8.
21. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // Учитель. - 2003. - №6. - С. 60.
22. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков : ПГПИ, 2001. - 46 с. - ISBN 5-87854-175-0.
23 Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков : ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.
24. Сыров Е.М. Научная работа в школе: опыт организации / Е. М. Сыров // Педагогическая мастерская. - 2006. - № 3. - С.13 - 8.
25. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4, 5.
26. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.
27. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко
// Народное образование. - 2005. - №1. - С. 133.
28. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. - 2005. - №5. - С. 82-87.