- Преподавателю
- Школьному психологу
- Профилактика эмоционального выгорания как фактор психологической безопасности образовательной среды
Профилактика эмоционального выгорания как фактор психологической безопасности образовательной среды
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Радзевич И.В. |
Дата | 30.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профилактика эмоционального выгорания как фактор психологической безопасности образовательной среды
Педагог-психолог МКОУ «Поныровская СОШ»
Радзевич Ираида Витальевна
В последние годы интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, в первую очередь людей профессий, где сама работа обязывает оказывать помощь людям: это медицинские работники, педагоги, воспитатели, социальные работники.
Исследование педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А.Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.
Представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - «синдрому эмоционального выгорания». Синдром эмоционального выгорания - это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.
Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем.
Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции.
В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, педагог может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Упражнение «Настроение»
Упражнение помогает снять стресс и устранить неприятный осадок после конфликта или произошедшей неприятности, неурядицы, быстро успокоиться и обрести внутренний покой.
Выполняется в течение 15-20 минут.
Возьмите цветные фломастеры или карандаши. Расслабленной левой рукой нарисуйте абстрактный рисунок: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погружаясь в свои переживания, выбирайте цвет и проводите линии так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Вы как бы переносите свое грустное настроение на бумагу, материализуя его.
После того как вы изрисовали весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, пишите те слова, которые сразу же приходят в голову.
Еще раз посмотрите на рисунок, как бы снова переживая свое состояние, и перечитайте написанные слова, а потом энергично, с удовольствием разорвите листок. Скомкайте кусочки бумаги и выбросите их.
Покончив с рисунком, вы избавитесь от плохого настроения и успокоитесь.
Памятка: "Что нужно и чего не нужно делать при выгорании"
-
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
-
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
-
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
-
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
-
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
-
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой.
Библиографический список:
-
Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие / Г.Ш. Габдреева. - Казань: Изд-во КГУ, 1981. - 63 с.
-
Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. - 200 с.
-
Семенова, Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. - Мозырь: Белый ветер, 2010. - 174 с.