- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа семья и школа
Программа семья и школа
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фролова С.В. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
сл. Кашары Кашарского района Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кашарская средняя общеобразовательная
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кашарской СОШ
Приказ от 31.08.2015 год №131
______________ С.А. Будяков
Программа сопровождения социально-психологической службой школы
семей обучающихся
«Взаимодействие школы и семьи»
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование- 1-4 классы
основное общее образование - 5-9 классы
среднее общее образование - 10-11 классы
Педагог-психолог Фролова С.В.
Педагог-психолог Донченко Т.М.
Социальный педагог Харченко Л.И.
Программа разработана на основе: Шептенко, П. А., Воронина, Г. А. «Методика и технология работы с семьей.» М., 2008.
2015-2016 учебный год
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического совета
МБОУ Кашарской СОШ З.Р.Тращенко
от 31 августа 2015 года №1 28 августа 2015 года
А.М.Квиткина
Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества
И.Г.Песталоцци.
Введение
Программа «Взаимодействия социального педагога с семьёй» является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и молодежи, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.
Программа представляет собой объединенный замысел и цель комплекса нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области семейного воспитания.
Комплекс программных мероприятий предусматривает взаимосвязанную деятельность двух уровней: муниципального и школьного. При этом главный акцент делается на работу в образовательном учреждении как интегрирующему центру совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.
Программа адресована воспитанникам в возрасте от 6,6 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено детям подросткового возраста, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологической позиции, но и с социальной точки зрения, особенно в период интенсивных экономических и социальных перемен. Подросток находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В этот период развитие организма ребёнка в значительной мере зависит от социальных факторов, темпов и направленности происходящих в обществе перемен.
Семья - персональная среда жизни и развития ребенка. Эту среду можно определить через ряд параметров:
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Социально- экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Социальный статус родителей.
Социальный состав учащихся школы.
Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
Почти все дети живут в домах, где удовлетворительные условия жизни. Имеются отдельные комнаты или уголки для занятий.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.
Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.
Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был сам понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Программа « Взаимодействия социального педагога с семьёй» призвана решить эту воспитательную проблему.
Актуальность проблемы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.
Основные задачи:
-
сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
-
создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
-
пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
-
демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
-
активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
-
повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.
Главные идеи:
-
семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
-
ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
-
ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительские лектории «Школа семейного воспитания»; индивидуальная работа;
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
-
познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы;
-
трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок;
-
досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)
Методы взаимодействия:
-
Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
-
Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
-
Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
-
Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.
Участники программы:
-
Руководитель образовательного учреждения,
-
заместитель директора по учебной работе,
-
заместитель директора по воспитательной работе;
-
классные руководители;
-
родители учащихся;
-
социально-психологическая служба.
Социальные партнеры:
Управление образования администрации сл. Кашары,
учреждения дополнительного образования детей,
сельская библиотека,
детская школа искусств,
социально-психологическая служба школы;
УСЗН Кашарского района
Ожидаемые результаты:
-
психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
-
возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
-
утверждение здорового образа жизни;
-
активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
-
создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и системы дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
Оценка предполагаемых результатов:
-
наблюдение и анализ межличностных отношений;
-
контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;
-
участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках;
-
отзывы детей, родителей.
Содержание программы
Организация работы с воспитанниками, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков:
I блок «Изучение семей учащихся»,
II блок «Содружество»,
III блок «Проблемные семьи»,
IV блок «Школа психологических знаний».
1 блок «Изучение семей учащихся»
Показатель
Характеристика
Цель:
формирование единых педагогических требований, раннее выявление кризисных семей, создание банка данных, обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
-
повысить уровень правовых знаний родителей в контексте организации учебно-воспитательного процесса;
-
выявить особенности семейного воспитания, изучить детско-родительские отношения;
-
способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Направления деятельности:
-
изучение семей учащихся с использованием диагностических методик, анкетирования, наблюдения, беседы;
-
создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя»;
-
своевременное выявление детей, требующих внимания, оказание помощи проблемным семьям.
Содержание деятельности:
-
изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе;
-
ежегодное составление социального паспорта школы;
-
индивидуальные беседы с детьми, родителями, педагогами;
-
проведение анкетирования детей и родителей;
-
посещение семей учащихся;
-
привлечение родителей к анализу достижений ребёнка, его трудностей и проблем;
-
поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей;
-
психологические занятия.
Ожидаемые результаты:
-
формирование психолого-педагогической культуры родителей;
-
развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
-
освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Компенсация негативных результатов:
-
индивидуальный подход;
-
психологические консультации.
Ресурсное обеспечение:
Оптимум - микрокоманда специалистов, профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.
II блок «Содружество»
раздел "Семья и здоровье"
Состояние счастья сильно зависит от той заботы,
которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа.
Умственная ясность имеет сугубо физическую основу:
П.С. Брегг
Показатель
Характеристика
Цель:
формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения
Задачи:
-
показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
-
научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
-
формировать у воспитанников потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
-
способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Направления деятельности:
пропаганда здорового образа жизни
Содержание деятельности:
-
акции;
-
социальные рекламы и сюжеты;
-
тематические беседы с детьми, родителями, педагогами;
-
игровые программы;
-
конкурсы;
-
выставки;
-
соревнования;
-
психологические занятия;
-
"минутки здоровья" в образовательном процессе;
-
разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов.
Ожидаемые результаты:
-
овладение навыками психофизической саморегуляции;
-
овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.
Компенсация негативных результатов:
-
индивидуальный подход;
-
корректировка отношения к здоровью.
Ресурсное обеспечение:
Оптимум - микрокоманда специалистов, профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.
раздел «Семья в обществе»
Дети - это наш суд на миру, наше зеркало,
в котором совесть, ум, честность,
опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев
Показатель
Характеристика
Цели:
-
повышение педагогической, правовой культуры родителей;
-
создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности;
-
формирование социально-активной личности гражданина.
Задачи:
-
содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
-
сформировать модель единого культурного пространства «ребёнок - семья - социум»;
-
ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребёнка, Уставом образовательного учреждения;
-
сформировать представление о социальных правах и обязанностях;
-
способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;
-
активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.
Направления деятельности:
-
психолого-педагогическое просвещение;
-
правовое просвещение.
Содержание деятельности:
-
экскурсии;
-
проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий;
-
участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий;
-
тематические выставки;
-
организация работы с родителями:
-
лекции на следующие темы: "Типы отношений в семье", "Опасные крайности родительской любви", "Право на жизнь", "Права и обязанности родителей", «Подросток и закон», «Три ступени, ведущие вниз»;
-
консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье;
-
совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов: «Клуб выходного дня», «Литературная гостиная», «Музыкальная гостиная»;
-
конкурс на лучшее генеалогическое древо и т.д.;
-
День открытых дверей в образовательном учреждении: "Дети любимым родителям";
-
телефон доверия.
Ожидаемые результаты:
-
овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;
-
овладение коммуникативными навыками;
-
укрепление семейных традиций;
-
формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.
Компенсация негативных результатов:
-
индивидуальный подход;
-
корректировка поведения, отношения на каждом этапе взаимного общения ребенка с педагогами, родителями, специалистами, с другими детьми.
Ресурсное обеспечение:
оптимум - микрокоманда специалистов, профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.
раздел "Семья и ценности"
Только добро, творимое человеком,
остаётся, и благодаря ему жизнь
чего-нибудь стоит.
Ж.Ж.Руссо
Показатель
Характеристика
Цели:
-
развитие нравственных и духовных ценностей;
-
раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.
Задачи:
-
развивать и воспитывать культуру общения;
-
содействовать укреплению семейных традиций;
-
включать воспитанников в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;
-
помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
-
развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.
Направления деятельности:
-
укрепление детско-родительских отношений;
-
формирование семейных ценностей.
Содержание деятельности:
-
родительский лекторий;
-
игровые программы;
-
совместные выставки;
-
конкурсы;
-
творческие вечера;
-
родительские собрания;
-
экскурсии.
Ожидаемые результаты:
-
овладение навыками культуры общения;
-
укрепление и развитие семейных традиций;
-
личностное самосовершенствование;
-
развитие творческого потенциала;
Компенсация негативных результатов:
-
индивидуальный подход;
-
консультации психолого-педагогической службы.
Ресурсное обеспечение:
оптимум - микрокоманда специалистов профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.
III блок «Проблемные дети и семьи»
Показатель
Характеристика
Цель:
включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям.
Задачи:
-
воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
-
формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
-
создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
-
организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений
-
обучить подростков саморегуляции поведения;
-
способствовать снятию ребенка с внутришкольного учета, с учёта в КДН, ОДН.
Направления деятельности:
-
деятельность, направленная на самопознание и самоопределение учащихся,
-
формирование потребности в постоянном самовоспитании,
-
активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Содержание деятельности:
-
родительский лекторий;
-
игровые программы;
-
организация внеурочной занятости;
-
конкурсы;
-
творческие вечера;
-
организация психолого-педагогической службы;
-
организация отдыха и трудоустройство в период каникул.
Ожидаемые результаты:
-
овладение навыками культуры общения;
-
укрепление и развитие семейных традиций;
-
личностное самосовершенствование;
-
развитие творческого потенциала;
Компенсация негативных результатов:
гуманно - личностный подход.
Ресурсное обеспечение:
оптимум - микрокоманда специалистов профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.
IV блок: Школа психологических знаний
Показатель
Характеристика
Цели:
Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогических знаний в области семейного воспитания.
Задачи:
-
разработать систему единых требований и основных направлений школьного и домашнего воспитания;
-
оказать практическую помощь и педагогическую поддержку семье;
-
изучить эффективные инновационные формы и методы взаимодействия школы с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций;
-
ознакомить с передовым отечественным и зарубежным опытом работы с семьёй.
Направления деятельности:
-
психолого-педагогическое просвещение родителей;
-
правовое просвещение;
-
укрепление детско-родительских отношений.
Содержание деятельности:
-
просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей;
-
сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими;
-
изучение нормативно - правовых документов по работе с семьей;
-
распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей;
-
диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье;
-
осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи;
-
организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
-
организация лектория для родителей «Школа семейного воспитания»;
-
проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий;
-
участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий;
-
уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя, психолога;
-
создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей; обобщение опыта педагогов по работе с семьей;
-
проведение серии просветительских семинаров - совещаний для руководителей учреждений образования, социальных педагогов, психологов, руководителей МО, классных руководителей в рамках программ педагогического сопровождения семьи;
-
создание системы родительского всеобуча с целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей;
-
создание семейных страничек и информационно- методических материалов на сайте образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
-
Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
-
видение и учёт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.
-
Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
-
Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных способностей.
-
Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
-
Сформированность базы данных, позволяющей вести квалифицированный отбор родителей, воспитателей для создания приёмных, опекунских семей.
-
Уменьшение численности социальных сирот при живых родителях.
-
Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.
Компенсация негативных результатов:
гуманно - личностный подход.
Ресурсное обеспечение:
оптимум - микрокоманда специалистов профессионалов в своей области, работающих в едином смысловом ключе.
Календарно-тематический план реализации программы «Взаимодействие школы и семьи»
План мероприятий к блоку
«Изучение семей учащихся»
№
Название мероприятия
Класс
сроки
ответственные
1.
Изучение семей будущих первоклассников.
-
Март-июнь
Классный руководитель будущих первоклассников, социальный педагог, педагог-психолог
2.
Составление социального паспорта школы.
1-11
сентябрь
Социальный педагог, классные руководители.
3.
Индивидуальные беседы с детьми, родителями, педагогами по вопросам мер социальной поддержки и оказанию материальной помощи семьям учащихся.
1-11
В течение года
Администрация школы, социальный педагог,
классные руководители.
4.
Посещение семей учащихся.
1-11
В течение года.
Социальный педагог, классные руководители, администрация школы.
5.
Изучение интересов родителей с целью привлечения их в учебно-воспитательный процесс класса и школы.
1-11
Сентябрь.
Педагог-психолог,
классные руководители.
План мероприятий
к разделу «Семья и здоровье»
№
Название мероприятия
класс
сроки
ответственные
1.
Диагностика состояния здоровья учащихся школы.
1-11
Сентябрь-октябрь
МБУЗ ЦРБ
2.
Общешкольное родительское собрание
«Основы ЗОЖ ребенка»
1-11
Сентябрь
Завуч по ВР, педагог-психолог
3.
Проведение общешкольных Дней здоровья.
1-11
1 раз в четверть
Классные руководители, учитель физкультуры.
4.
Тематические родительские собрания с привлечением специалистов.
1-11
В течение года
Классные руководители, администрация школы, социально-психологическая служба
5.
Цикл бесед с родителями:
- адаптационный период первоклассника. Роль семьи в адаптационный период.
- адаптационный период пятиклассников. Роль семьи в адаптационный период.
- психологические и психофизиологические особенности подростка.
- проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте.
- особенности психологии старшего подросткового возраста.
- поведение учащихся старшего возраста. Профилактика ПАВ.
- особенности юношеской психологии.
- особенности детско-родительских отношений
1 класс
5 класс
1-11
5-8
5-8
9-11
9-11
1-11
Сентябрь
Сентябрь
В течение года
Классные руководители, педагог- психолог, медработник.
6.
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.
- Для чего нужно хорошее здоровье ученику и взрослому человеку.
- Что такое физическое здоровье и основные способы его сохранения и укрепления.
- Что такое психическое здоровье и способы его сохранения.
1-11
В течение года
Администрация школы, социально-психологическая служба,
классные руководители,
7.
Разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов.
1-11
В течение года
Классные руководители,
социально-психологическая служба, МБУЗ ЦРБ
8.
Участие родителей в конкурсах, праздниках, спортивных соревнованиях
1-11
В течение года
Классные руководители,
Зам. директора по ВР,
социальный педагог.
9.
Участие в акциях «Уютная школа», «Чистое село», «Экологический десант».
1-11
В течение года
Классные руководители,
Зам. директора по ВР,
социальный педагог.
10.
Мониторинг учащихся и родителей.
1-11
В течение года
Классные руководители,
Зам. директора по ВР,
социальный педагог, психолог.
План мероприятий
к разделу «Семья в обществе»
№
Название мероприятия
класс
сроки
ответственные
1.
Организация и проведение экскурсий.
1-11
В течение года
Классные руководители, родительские комитеты классов.
2.
Копилка "вопрос - ответ" по правовым знаниям;
1-11
В течение года
Социальный педагог, классные руководители, библиотекарь, работники правоохранительных органов.
3.
Проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий.
1-11
В течение года
Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители.
4.
Участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий.
1-11
В течение года
Классные руководители, администрация школы, родители.
5.
Организация и участие в тематических выставках:
«Всемирный день красоты»;
«Мир увлечений», фотовыставка
«Мой папа - защитник Родины»,
«Моя семья»
1-11
Сентябрь
Декабрь
Февраль
Май
Классные руководители,
зам. директора по ВР, социальный педагог, родители.
6.
Час общения с родителями
-Типы отношений в семье",
-"Опасные крайности родительской любви",
-"Право на жизнь",
-"Права и обязанности родителей",
- «Подросток и закон»,
- «Три ступени, ведущие вниз»;
1-11
5-11
В течение года.
Администрация школы.
Классные руководители.
Социально-психологическая служба
7.
Индивидуальные консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье;
1-11
В течение года .
Педагог-психолог,
8.
Совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов: «Клуб выходного дня», «Литературная гостиная», «Музыкальная гостиная»;
1-11
В течение года.
Классные руководители,
зам. директора по ВР, социальный педагог, работник библиотеки, родители.
9.
Служба доверия.
1-11
В течении года.
Администрация школы.
Социально-психологическая служба
План мероприятий
к разделу «Семья и ценности»
№
Название мероприятия
класс
сроки
ответственные
1.
Генеалогическое древо «Моя родословная».
1-5
Ноябрь
Классные руководители.
2.
Тематические классные часы:
- Право ребёнка на семью;
- Защищённость ребёнка в семье;
- Забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.
1-4
1-9
1-11
В течение года
Классные руководители, социальный педагог.
3.
Круглый стол «Авторитет отца и матери»
8-11
Январь
Классные руководители, педагог-психолог,
социальный педагог.
4.
Уклад и традиции семьи. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках различного уровня.
1-11
В течение года
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, старшая вожатая, классные руководители.
5.
Участие в декадах
-пожилых людей;
-инвалидов;
-семьи;
-за здоровый образ жизни.
1-11
В течение года согласно плану.
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, старшая вожатая, классные руководители.
6.
Литературные гостиные «Читаем всей семьёй»:
- «Моя любимая сказка»;
- «Герой, на которого хочется быть похожим»;
- «Любимые поэты».
1-11
Октябрь, май.
классные руководители.
7.
Диспуты
- «Отцовство и материнство»;
- «Родительская любовь и забота»
9-11
7-9
Февраль,
Апрель
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог.
8.
Игра-путешествие «Родительский дом - начало начал».
9-11
март
Классные руководители, родители
План мероприятий
к блоку «Проблемные дети и семьи»
№
Название мероприятия
класс
сроки
ответственные
1.
Мониторинг обучающихся,
направленный на выявление педагогически запущенных детей и семей «группы риска».
1-11
В течение года
Социально-психологическая служба,
классные руководители,
зам. директора по ВР
2.
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
-анкетирование учащихся 1-11 классов и консультация родителей:
- заседания круглого стола на тему: «Наркомания, алкоголизм - слабость или болезнь?»;
- дискуссия «По ком звонит колокол?»
- «Сигарет, не приносящих вреда, - нет!»
1-11
7-8
9-11
5-6
В течение года согласно планам классных руководителей
Социальный педагог,
классные руководители, педагог-психолог.
3.
Организация свободного времени ребенка в семье:
- изучение интересов и способностей учащихся и родителей;
1-11
В течение года
Классные руководители, педагог-психолог,
социальный педагог.
4.
Профилактическая работа, индивидуальные консультации родителей, состоящих на учете в КДН и ЗП
1-11
В течение года
Педагог-психолог,
социальный педагог.
План мероприятий
к блоку «Школа психологических знаний»
№
Название мероприятия
класс
сроки
ответственные
1.
Консультации родителей по результатам тестирования
1-11 класс
В течение года
Педагог-психолог
2.
Консультации родителей по запросу
1-11 класс
В течение года
Педагог-психолог
3.
Общешкольные родительские собрания:
-ЗОЖ семьи-здоровое общество.
-Особенности бесконфликтного взаимодействия в семье.
-Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми.
1-11 класс
В течение года
Администрация школы,
педагог-психолог
4.
Родительский лекторий по параллелям:
- адаптационный период обучающихся 1 и 5 класса. Роль семьи в адаптационный период.
- психологические и психофизиологические особенности подростка.
- проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте.
- особенности психологии старшего подросткового возраста.
- поведение учащихся старшего возраста. Профилактика ПАВ.
-Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников.
-Встречи с администрацией школы, учителями - предметниками, работающими в данном классе.
Беседа на тему «Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка»
1, 5 класс
7-9
7-11
9-11
10-11
1-11
1-11
Сентябрь
Декабрь
Январь
Февраль
март
в течение года.
В течение года
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог.
Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог.
Администрация школы, Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог.
5.
Диагностика родителей:
- выявление особенностей семейного воспитания,
-изучение отношений «Родители - дети»;
- анкетирование родителей «Удовлетворённость родителей школьной жизнью».
1-11
В течение года
Социально-психологическая служба школы
6.
Совместные тренинги для детей и родителей в период подготовки к экзаменам.
9,11
Апрель-май
Педагог-психолог
7.
Совместные тренинги для детей и родителей по профориентации.
9,11
Март, май
Педагог-психолог
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994
-
Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
-
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
-
Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание - 8-9 класс», «Человек и общество - 10-11 класс». М. Просвещение, 2001
-
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
-
Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - 320 с. (стр. 13, 55-57).
-
Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 160 с. (стр. 7-14).
-
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 1997. - С. 60-96.
-
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: 1994.
-
Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М. , 2000.
-
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
-
Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
-
Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.
-
Интернет-ресурсы: Текст выступления В.В. Путина на официальном веб-сайте Президента Российской Федерации по адресу kremlin.ru