• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Инновационный проект "Разработка и апробация методического пособия "Ассоциативный орфографический словарь" на уроках русского языка в 5-11 классах" представляет собой учебно-методическое пособие для уроков русского языка в 5-11 классов, демонстрирующее способы организации работы со словарными словами на ассоциативной основе. Уникальность работы заключается в том, что впервые разработан электронный ассоциативный орфографический словарь (среда PowerPoint) с методическим сопровождением, ориентирова...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

муниципального образования - городской округ город Касимов




Инновационный проект

Разработка и апробация

учебно-методического пособия

по русскому языку для 5-11 классов

общеобразовательных учреждений

«Ассоциативный орфографический словарь» Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Автор: Захарова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7»

Содержание

1. Введение ……………………………………………………3

2. Актуальность………………………………………………..5

3. Теоретическая часть …………………………………….....8

4. Основная часть …………………………………………....16

5. Заключение………………………………………………...22

6. Из практики использования ассоциативного

орфографического словаря……………………………….23

7. Литература………………………………………………...30

Введение

Как эффективно работать со словарными словами, чтобы учащиеся не допускали в них ошибок?

В методике обучения русскому языку уже давно на этот счёт существует следующее мнение: «В процессе запоминания должны быть задействованы различные виды памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная и рукодвигательная (моторная)».

На практике данная установка чаще всего находит выражение в следующей памятке для учащихся: «Записываю словарное слово, проговаривая его вслух по слогам». Однако даже методически правильная организация работы не гарантирует 100% качества знаний по данной теме, и «шлейф» ошибок в правописании непроверяемых гласных и согласных тянется иногда и с начальной школы.

В поисках эффективного метода работы со словарными словами многие педагоги прибегают к запоминанию по ассоциациям, или мнемотехнике. Действительно, в вопросе о способах запоминания нельзя забывать и об ассоциативной памяти. Однако на практике данные приёмы запоминания приобрели неверное стереотипное представление игровых, уместных только в младших классах. И в целом данная работа проводится эпизодически и бессистемно.

Однако ещё известный методист М.Р. Львов в «Словаре-справочнике по методике русского языка»1 в статье «Ассоциации словесные» высказывал мнение о том, что «в отдельных случаях говорящему или пишущему приходится … создавать новые, не стандартные связи», отмечая при этом, что «ассоциации словесные пока не получили широкого применения в методике обучения языку, хотя интерес к их возможностям весьма велик».

Исходя из выявленной методической проблемы появилась идея придать работе со словарными словами на ассоциативной основе системный характер путём создания серии электронных (среда PowerPoint) ассоциативных орфографических словарей для каждого класса основной и средней школы.

В итоге основные идеи оформились в инновационный проект, направленный на достижение следующих целей и задач:

Цель инновационного проекта: систематизировать работу над словарными словами на уроках русского языка с помощью электронного ассоциативного орфографического словаря.

Задачи инновационного проекта:

1. Составить орфографический словарь непроверяемых написаний для учащихся 5-11 классов, в основе которого лежит ассоциативное запоминание словарных слов.

2. Разработать методические рекомендации по работе с ассоциативным орфографическим словарём на уроках русского языка.

3. Продемонстрировать возможности ИКТ (интерактива) в работе над непроверяемыми написаниями по ассоциациям.

Этапы инновационного проекта:

1. Подготовительный (изучение теоретической базы по методической проблеме, определение основных подходов к реализации проекта).

2. Реализационный (создание словарных статей электронного ассоциативного словаря с методическим сопровождением).

3. Заключительный (оценка проделанной работы).


Актуальность темы

Русский язык - это не только важнейшее средство общения, но и национальное достояние русского народа, значимая, если не основополагающая, часть культурного наследия российского государства.

Поэтому не случайно, что вопрос о качестве владения русским языком в соответствии с нормами речевого общения рассматривается в числе приоритетных задач государственной политики.

В июле 2014 года президент В.В. Путин призвал пересмотреть преподавание русского языка в школах после обнародования результатов ЕГЭ по предмету. "Результаты ЕГЭ - повод еще раз вернуться к программам преподавания русского языка, требованиям к качеству работы преподавателей", - сказал президент на заседании совета по межнациональным отношениям.

Аналитические материалы результатов ЕГЭ по русскому языку ФИПИ за последние годы свидетельствуют о низком проценте практической грамотности выпускников, о чём можно судить по оценкам за критерии К7 (орфографическая грамотность) и К8 (пунктуационная грамотность) части С (сочинение-рассуждение) экзаменационной работы. Именно данные критерии дают «чистый» результат уровня сформированности правописных умений и навыков учащихся, так как в части С требуется самостоятельное создание текста-рассуждения. Ниже приведены показатели данных критериев по России и Рязанской области2, начиная с 2009 года.

Орфография

Год

РФ

(качество знаний)

Рязанская область (качество знаний)

2009

50%

33,8%

2010

36%

35%

2011

52%

58,5%

2012

57 %

56,7%

2013

56%

61,7%

Пунктуация

Год

РФ

(качество знаний)

Рязанская область (качество знаний)

2009

30%

25,8%

2010

27%

27,1%

2011

41%

46,2%

2012

44%

43,1%

2013

56%

52,5%


Сложившаяся ситуация требует серьезного совершенствования методики обучения языку в целях формирования прочных правописных умений и навыков как основы речевой компетентности личности в целом и делает актуальным поиск эффективных путей оптимизации и модернизации содержания методического обеспечения преподавания русского языка в школе.

Вектор поиска при этом должен определяться пониманием, что правописание из самоцели обучения переходит в эффективное средство формирования общей речевой культуры человека.

Эта же мысль прозвучала в анализе результатов ЕГЭ по русскому за 2014 год: «Невысокий уровень культуры письменной речи, вероятно, объясняется тем, что обучение орфографии ведѐтся в отрыве от развития речи и поглощает максимум времени, отведѐнного в учебном плане на изучение русского языка, в результате чего процессы формирования орфографических и речевых навыков развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг с другом».3 Ключевыми словами в данной цитате следует считать «поглощает максимум времени». И, к сожалению, судя по уровню правописной культуры наших выпускников, иногда совершенно безрезультатно.

Поэтому пути совершенствования методики видятся в поиске интенсивных и технологически результативных методик обучения грамотному письму.

К числу таких методик, восполняющих дефицит учебного времени и дающих качественный результат как в плане выработки прочных орфографических навыков, так и в плане речевого развития личности в целом, относится методика работы со словарными словами на основе ассоциативного мышления.

Теоретическая часть

Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните... Это надо запомнить…» Но не разъясняем им, как запомнить. Мы считаем, что для ребёнка запоминание - это вполне естественный процесс. Однако на практике чаще всего сталкиваемся с тем, что ребёнок этого запомнить не может, на что реакция педагогов иногда бывает следующая: «Ну как же так! Я столько раз вам всем повторял(а)… Ты просто не хочешь учиться… и т.п.»

На самом деле существует множество причин, по которым человек не может усвоить ту или иную информацию:

  • недостаточная концентрация внимания;

  • несоблюдение основных законов памяти;

  • сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая

организация;

  • cлабо развитая природная память.

И здесь на помощь приходит мнемоника. Мнемоника - это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций4. Название происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что слово придумал Пифагор, и произошло оно от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери 9 муз.

Мнемоника, таким образом, демонстрирует непосредственно сами механизмы запоминания той или иной информации.

К сожалению, на практике важное звено в работе со словарными словами - процесс запоминания - чаще всего выпадает, заменяясь одной дежурной фразой: «Запомните правописание слова». И в основном работа сосредоточивается на отработке правописания словарного слова: составление словосочетаний и предложений, письмо словарных диктантов и т.д.

Получается, что отрабатываем то, что, может быть, и не запомнили. А как же иначе объяснить многочисленные ошибки в словарных словах?

Ассоциативный словарь призван восполнить этот методический пробел, демонстрируя, как ЗАПОМНИТЬ правописание слова: непроверяемая буква запоминается по ассоциативному слову-опоре, орфография которого не вызывает затруднений: лИмо'н - кИ'слый, закА'т- бАгря'ный и т.д.

В процессе работы над проектом изучение теоретической базы по вопросам ассоциативной памяти и ассоциативного мышления проводилось с целью определения классификации ассоциаций с точки зрения психологии с последующим выходом на типологию словарных статей ассоциативного орфографического словаря.

Какие ассоциации лежат в основе ассоциативного мышления? Каковы особенности ассоциативной памяти? Какие ассоциации эффективны в учебном процессе? Имеющаяся библиография по данным вопросам достаточно обширна. Это и «Русский сопоставительный ассоциативный словарь», и «Ассоциативный словарь подростка», и даже «Сибирский ассоциативный словарь».

В работе В. В. Морковкина5 «Идеографические словари», в главе 3 «Идеографический словарь как макет лексической системы языка (Синтетический словарь)» (Интернет-ссылка rhymes.amlab.ru/ideog_book3.htm ) говорится о том, что «ассоциации являются одним из основных механизмов памяти» и что «со времен Аристотеля различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности».

Там же читаем: «Ассоциации по сходству основаны на том, что ассоциируемые явления обладают некоторыми общими чертами. Они представляют собой результат обобщения условной связи, при котором сходные раздражители вызывают сходную реакцию (ср. например, оживление синонимического ряда при актуализации одного из синонимов: горе-несчастье, скорбь, печаль, грусть и т. п.).

Близки к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту, возникновение которых объясняется наличием у явлений противоположных свойств. Физиологическая сущность ассоциации по контрасту состоит во «взаимной индукции нервных процессов, когда сильные раздражители... вызывают вначале сильное возбуждение, а затем последовательное торможение в тех же участках коры мозга. В результате этого в дальнейшем один из контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем» (ср. например, явление антонимии: горе-радость, счастье-несчастье и т. д.).

Ассоциации по смежности образуются при близком расположении явлений во времени или в пространстве. В настоящее время указанные три типа ассоциаций относятся к простым или механическим. Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации. Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (ср. например, цветок-роза, болезнь-смерть и т. п.).

Американский психолингвист Дж. А. Миллер даёт следующую классификацию ассоциациям:

  • по контрасту (антонимы), например, черный - белый;

  • по сходству (синонимы), например, боль, страдание;

  • по звучанию: сон - тон;

  • по корню слова: высота - высокий;

  • часть - целое: лицо, нос;

  • подчинительные ответы: человек (мужчина) - отец, женщина - мать;

  • обобщающие: яблоко - фрукт, огурец - овощ;

  • дополняющие обстоятельства, например, продвижение назад, вперед, бежать быстро, медленно;

  • определения: комната темная, мужчина смелый, заяц трусливый;

  • эгоцентрические ответы (личностные реакции): одиночество - всегда, никогда, успех - возможен, невозможен.

Чарльз Осгуд6 выделяет ассоциации по созвучию и по значению, замечая при этом, что решающими должны быть именно семантические признаки. Той же точки зрения придерживается и А. П. Клименко. Она выделяет такие типы ассоциаций:

  • фонетические, в которых налицо созвучие между стимулом и реакцией, но не выражено (или очень слабо выражено) семантическое обоснование ассоциации (день - тень, лён - клён);

  • словообразовательные, основанные на единстве корня стимула и реакции, но не отражающие четких и однообразных для разных слов семантических отношений между стимулами и реакцией (жёлтый - желтуха, жёлтый - жёлчь);

  • парадигматические ассоциации, отличающиеся от стимула не более чем по одному семантическому признаку (стол - стул, высокий - низкий, достать - купить);

  • синтагматические ассоциации, составляющие вместе со стимулом подчинительное сочетание (небо - голубое, женщина - красивая, достать - билет, высокий - мужчина);

  • тематические (соль - земли, темно - ночь);

  • цитатные (старик - море, белый - пароход, дядя - Стёпа);

  • грамматические (стол - стола, бежать - бегать).

На очередном этапе реализации проекта предстояло ответить на следующие вопросы: «Какие типы ассоциаций наиболее эффективны для запоминания словарных слов и как они могут быть реализованы в орфографическом ассоциативном словаре?»

Например, можно объединить слова с одинаковыми непроверяемыми гласными, которые имеют к тому же и одинаковое местоположение в словах.

Диверсант

Дилетант

Иждивенец

Механизм запоминания словарных слов, таким образом, сводится к следующему: внутри словарной группы учащиеся выделяют для себя слово-ориентир, орфография которого никогда не вызовет затруднений и по нему определяют правописание остальных слов.

Например, в приведённой выше группе таким словом может стать иждивенец, тем более что «е» - под ударением.

Расположение безударных гласных и-е такое же, как и в словах дилетант и диверсант.

Лучшему запоминанию будут способствовать предложения, которые составляются на основе слов одной группы. И чем необычнее будет предложение, тем легче его будет запомнить.

Например, из слов диверсант, дилетант, иждивенец можно составить такое предложение: Этот диверсант оказался к тому же дилетантом и иждивенцем. (Бедный диверсант!)

Ещё один приём - использование в словарной статье ассоциативных рисунков.Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Использование эффектов анимации при просмотре электронной версии ассоциативного словаря также должно быть направлено на закрепление ассоциативных связей между словами. Как ещё может выглядеть словарная статья?

Слово(а) + рисунок-символ.

Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах


Слова-синонимы (ассоциация по сходству).



БОЛЬШОЙ



ОГРОМНЫЙ



ГРОМАДНЫЙ














Слова, объединенные по контрасту.

мошенник, НО

труженик





Слова, объединённые по смежности.

цветок

георгин



Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах






- Я придумал: отчего чер-нила, а чер-какой-нибудь другой реки?

Нет... у меня как-то иначе... лучше выходило... А впрочем, виноват... Я, может быть, обеспокоил... Так - не спалось, - заглянул на огонек...

Это строки из рассказа Надежды Тэффи «Взамен политики», в котором гимназист Петя чуть ли не до белого каления довёл своего отца следующими вопросами: «…Скажите: отчего гимн-азия, а не гимн-африка… Отчего кот-лета, а не кошка-зима?... Отчего вы-пороли, а не мы-пороли?... Отчего бело-курый, а не черно-петухатый?» Однако Петька (так звали мальчика) заразил своей игрой всех домочадцев, в том числе и главу семейства, о чём свидетельствует приведенный выше отрывок из текста рассказа.

Таким образом, игры в ассоциации увлекают не только детей, но и взрослых, поэтому ассоциативную методику эффективно использовать в работе с учащимися любой возрастной категории. Так что не стоит рассматривать ассоциативные приёмы запоминания как часть игровых методик, приемлемых лишь в младших классах. Подросткам такая форма работы также будет не только интересна, но и полезна. К тому же по данным исследований ведущий вид памяти у подростков - именно ассоциативная (2001.vernadsky.info/h3/w01173.htm).

Представляется вполне понятным, что словарная статья для учащихся старших классов должна бать несколько иная, чем для пятиклассников и шестиклассников. В данном возрасте учащиеся уже сами могут создавать ассоциации, в которых, так или иначе, отражается языковая личность подростка. Интересно, что в 2004 был даже издан «Ассоциативный словарь подростка» (Гуц Е.Н. Ассоциативный словарь подростка. - Омск: «Вариант-Сибирь», 2004. - psycholing.narod.ru/monograf/guz.htm)

Таким образом, при помощи ассоциативного словаря можно развивать и обогащать языковую личность подростка, предлагая ассоциации из разных областей наук, а не только из среды личного общения. Поэтому приоритетным направлением в работе над словарём для старшей возрастной группы должны стать по возможности естественные ассоциации: лингвистические, литературные, исторические и т.п.

Словарные статьи могут стать прекрасным способом повторения и закрепления учебного материала по разным предметам, а также средством языкового развития подростков в выборе правильных лексических сочетаний.

Итогом изучения теоретического материала по проблеме ассоциативной памяти стала классификация словарных статей ассоциативного орфографического словаря:

1. Словарная статья, объединяющая группу слов с одинаковыми непроверяемыми написаниями. Как показал опыт, лучше эти слова объединять в рифмованное предложение - запоминалку: «Не секрет, что в цирке сцена называется АРЕНА: А - в начале, А- в конце! Так легко запомнить мне!»

2. Словарная статья, в которой рассматривается одно слово на основе

а) естественных ассоциаций: выровненный - ровная стена;

б) искусственных ассоциаций: искусственные ассоциации можно образовать на основе сходства звучаний слов: зато - затон; «искусственное» ассоциативное слово можно искать внутри словарного слова: нисколечко - колечко, предварительный - варить;

в) соединение естественных и искусственных ассоциаций: ожерелье (жеребьёвка, жеребец).

3. Ассоциации к слитным, раздельным и дефисным написаниям эффективнее строить со словами «вместе», «слитно», «раздельно», «врозь»: бок о бок.

Дефис (черта, чёрточка) может трансформироваться в различные образы, например, в мост (давным-давно), в шов (точь-в-точь).

Работа над проектом показала, что спектр естественных словарных ассоциаций может быть достаточно широк, что наделяет статью значительными образовательными возможностями в расширении кругозора учащихся и развитии их познавательных интересов.

Основная часть

Реализационный этап проекта начался с определения основных подходов к созданию электронных страничек ассоциативного орфографического словаря, выполненных в среде PowerPoint.

Структура словарной статьи ассоциативного словаря, её содержание, анимация и оформление - всё должно обращать внимание учащихся на орфографические ассоциативные связи и формировать навык правописания словарных слов.

Анимационные возможности презентации, положенной в основу электронной страницы, как оказалось, способны создавать дополнительные зрительные ассоциации, усиливающие ассоциативное содержание словарной статьи орфографического словаря.

В итоге были сформулированы основные правила создания электронной версии словарной ассоциативной статьи:

1. Точные, запоминающиеся ассоциативные слова-опоры.

2. Правильно расставленные ассоциативные акценты при подаче материала, составляющего основу статьи.

3. Логическая завершённость словарной странички.

4. Продуманность зрительно-анимационных эффектов.

5. Занимательность, необычность в подаче информации.

6. Интерактивность словарной странички, стимулирующая познавательную активность учащихся (введение вопросов, тестовых заданий и т.д.).

7. Учет возрастных особенностей учащихся при выборе ассоциативных тем для словарной статьи.

8. Включение в словарную статью воспитательных моментов.

9. Подбор информации, не только расширяющей кругозор учащихся, но и выводящей их ассоциативное мышление на качественно иной уровень.

Работа по созданию орфографического ассоциативного словаря в 2009 году получила статус интернет-проекта «Наш орфографический словарь» на портале «Сеть творческих учителей» it-n.ru, реализация которого длилась 3 года (руководитель Захарова Т.А.).

Итогом деятельности стал электронный образовательный ресурс «Ассоциативный орфографический словарь», представляющий собой сборник презентаций (среда PowerPoint) - словарных статей по изучению непроверяемых написаний на основе ассоциативного способа запоминания.

Словарная статья - это слайд презентации, имеющий следующую навигацию:Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Содержание словарной статьи имеют в основном трёхчастную, но не фиксированную структуру:

1. Выход словарного слова Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

2. Появление словесных ассоциаций, акцентирующих внимание на непроверяемых гласных и согласных Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

3. Выход словарного слова с наиболее яркими и точными ассоциациями-опорами. Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

В некоторых статьях представлены дополнительные структурные элементы, например разнообразный справочный материал и задания на отработку правописных умений и навыков.Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Дополнительные задания расположены в приложении VBA и вызываются кнопками «Задание» или «Тест».

Исходя из задач подготовки старшеклассников к успешной сдаче ГИА по русскому языку, статьи ассоциативного словаря для 9-11 классов были превращены в отдельный учебный модуль, снабжённый дополнительным дидактическим материалом.

Вот пример статьи, знакомящей с правописанием слова «абстрактный».

1. Это абрис (контур) яблока. Это абстрактный абрис (контур) яблока.Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

2. Абстрактный абрис.Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

3. Абстрактный - отвлеченный, заключающийся в мысленном отделении главных свойств и признаков предмета от второстепенных.Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

4. Абстрактный абрис - главный признак. Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

Таким образом, ассоциативной опорой для запоминания правописания словарного слова «абстрактный» оказываются слова «абрис», «главный признак».

Для закрепления правописания изученного словарного слова разработан дидактический материал: это текст, в котором встречается слово с непроверяемым написанием, и тестовые задания к нему, позволяющие

повторить знания по разным разделам русского языка.

Следует отметить, что задания совпадают со спецификаций заданий ЕГЭ по русскому языку: это и задания с выбором ответа (часть 1), и задания с записью ответа (часть 2), и задания части С (сочинение-рассуждение).

Следовательно, урок, проведенный на основе словарной статьи, позволит не только изучить словарное слово, но и организовать дальнейшую работу уже в рамках подготовки к ЕГЭ.

Так, на основе словарной статья «Абстрактный» учитель может работать над следующими темами: «Разряды имен существительных по значению. Абстрактная лексика», «Словообразование», «Простое и сложное предложение», «Морфология. Определение частей речи», «Пунктуация в простом и сложном предложениях», «Типы придаточных в сложноподчиненном предложении». Именно этот материал отражают задания, прилагаемые к статье.

Используя текст, учитель может самостоятельно спланировать учебный процесс в соответствии с задачами урока: повторение теоретических знаний по грамматике, формирование правописных умений и навыков, обучение написанию сочинения-рассуждения.

Главное, что педагогу не надо ничего специально искать: комплекты заданий уже разработаны (более 150 словарных статей входят в ассоциативный словарь для учащихся 9-11 классов). К тому же само изучение словарных слов на ассоциативной основе гарантирует качественное усвоение материала.

Заключение

В настоящее время издательством «Планета» опубликованы все ассоциативные орфографические словари с интерактивным приложением с 5 по 11 класс.

Уникальность данного словаря заключается в том, что словесные ассоциативные опоры подкрепляются зрительными и слуховыми эффектами при просмотре электронной словарной странички, что даёт прекрасный обучающий результат, а правописание слова остаётся в памяти надолго, так как каждый раз вызывает у человека яркие, оригинальные ассоциации.

Ценность данного ресурса заключается также в том, что он сориентирован на школьную программу по русскому языку авторов Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Тростенцовой Л. А. и др. и снабжен методическим сопровождением, раскрывающим приемы работы с каждым словарным словом на уроке.

Многие словарные статьи помогут учителю создать условия здоровьесбрежения на уроке, так как имеют музыкальное сопровождение, игровые моменты и юмористический сюжет. Можно рекомендовать соединять просмотр словарной статьи с этапом релаксации или физкультпаузой.

Следует отметить и высокий воспитательный потенциал словарных статей: работа с ними поможет учителю организовать беседы различной направленности: нравственной, патриотической, экологической.

Данный образовательный ресурс можно адресовать как учителям русского языка общеобразовательных учебных заведений, так и школьникам для самостоятельного изучения словарных слов.


Из практики использования ассоциативного орфографического словаря

Апробация методики изучения словарных слов получила масштабный характер. Книги поступили в розничную продажу, также их можно приобрести в интернет-магазинах: «Лабиринт», «Озон» и др.

Многие статьи находятся в свободном доступе для скачивания на портале «Сеть творческих учителей» в творческой группе «Наш орфографический словарь» (it-n.ru/communities.aspx?cat_no=132241&tmpl=com). На сегодняшний день лидером скачиваний сообщества «ИКТ на уроках русского языка и литературы» является ресурс «Ассоциативный орфографический словарь для 7 класса. Часть пятая. Правописание наречий (А-М)» (скачан 10657 раз).

Материалы проекта по теме «Ассоциативный орфографический словарь» как средство организации учебной деятельности на уроках русского языка в 10-11 классах» представлены в тезисах Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы, который состоялся 4-6 июля 2012 года в МГУ имени М. В. Ломоносова.

Но самое ценное - отзывы учителей русского языка и учащихся, работающих с ассоциативным орфографическим словарём (по материалам «Сети творческих учителей»). Инновационный проект Разработка и апробация методического пособия Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка в 5-11 классах

17.07.2010 22:40:15

Горст Ольга Александровна (Алтайский край)

«Уважаемые коллеги, создатели "Нашего орфографического словаря"! Хочется выразить огромную признательность за ваш кропотливый труд!!! Использую словарь с момента создания самой первой странички. Вы даже не представляете, насколько эффективнее идёт запоминание! Пятиклашки скачали словарь, занимаются по нему дома. Родители очень довольны: дети дома "играют" в словарь. Что ещё более красноречиво может сказать о том, насколько нужную и важную работу вы делаете. Спасибо вам!»

24.07.2010 17:57:32

Погудина Надежда Павловна (Волгоградская область)

«Я учитель начальных классов. Вместе с ребятами моего 3а класса мы создали свой "Ассоциативный орфографический словарь". Третьеклашки скачали наш словарь, занимались по нему дома. Насколько эффективнее идёт запоминание! Родители помогали подобрать нам разные ассоциации. Результат нашей работы - 1 место на областном фестивале презентаций учебных проектов».

05.11.2010 7:51:54

Добрая Татьяна Васильевна (Республика Хакасия)

«Здравствуйте, Татьяна Александровна и все участники вашей творческой группы! Замечательные ассоциативные словарные статьи, бери и пользуйся! Но хотелось бы самой создавать подобные, как этому научиться?»

27.04.2011 19:14:40

Глазина Елена Александровна (Алтайский край, Барнаул)

«Уважаемые коллеги! Огромное Вам спасибо за "Ассоциативный словарь". Я работаю по учебнику Разумовской М. М. Там нет привычных словарных слов на полях или в рамочке. Поэтому я тщательно исследую ваши работы, выбираю все слова, где дети допускают ошибки или же на уроках по изучению наречий, частиц в 7-х классах использую всё. 5-классники смеялись и радовались над Отцом "Раджей" и дочками "Отражение" и "Поражение". Спрашиваю каждый день, как пишутся слова ПОРАЖАТЬ, ВЫРАЖАТЬ, ЗАРАЖАТЬ? Кричат: С А - проверить "Радж" и смеются. Спасибо большое! Как только попадаю к медиапроектору, сразу (даже на литературе) включаю какое-нибудь словарное слово, ведь работа эта очень мало времени занимает, а польза есть, это чувствую. Спорили о байдарке и катере, ребятишки говорят: "Неверные рисунки! Катер другой!" Спа-сибо. С нетерпеньем жду новых творческих работ!!! А у нас в школе только в кабинете физики и биологии медиапроекторы, очень не хватает. Я бы ежедневно использовала "ваши слова".

06.06.2011 11:27:44

Ишина Любовь Ивановна (Саратовская область)

«Работая по учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова "Русский язык. 5 класс", использую материалы ассоциативного словаря при подготовке типовых упражнений "Орфографический минимум", "Письмо по памяти". Пытаемся самостоятельно создавать словарные статьи. Это способствует формированию и совершенствованию навыков правописания. Спасибо за проделанную работу».

12.10.2011 10:16:56

Глазина Елена Александровна (Алтайский край, Барнаул)

«Здравствуйте, уважаемые СОСТАВИТЕЛИ орфографического словаря! Спасибо за рассылку Ваши материалов. С начала этого учебного года я использую Ваши чУдные материалы. Диктант словарный ещё не писали. Но каждый день почти пишем эти слова - вызываю ученика к доске и диктую. Ошибок почти не делают даже слабенькие дети. Сообщу потом о результатх диктанта. Использую в 6 и 8-х классах. Очень нравятся Ваши странички. У меня нет компьютера и медиапроектора, но я нахожу возможность сходить на уроки в каб. физики или биологии. Да на уроке л -ры включаю словарную страничку из ассоциативного словаря».

03.11.2011 19:20:00

Иванова Елена Николаевна (Московская область)

«Уважаемые составители "Нашего орфографического словаря".

Знакомясь с сайтом, обнаружила Ваше необычное издание и надолго "зависла" на его страницах. Многое в жизни забылось, но школьные "Цыган на цыпочках цыкнул...", " ЕЛ ЛИ нищий интеЕЛЛИгент?", остались в памяти. А еще помнится ключик с замочком из мультика про Витю Перестукина. В Вашем словаре есть то, что останется в памяти школьника надолго: анимация, образы, ассоциации, яркие картинки, рифма.

Скачала много словарных статей, пересмотрела поурочное планирование, и теперь уроки русского языка в 5 классе во второй четверти будут начинаться именно с Ваших презентаций. Думаю, что Ваши словарные статьи помогут в решении проблем с успеваемостью и темпом работы. Результатами поделюсь в конце четверти».

05.11.2011 22:23:56

Сычева Елена Викторовна (Волгоградская область)

«Здравствуйте, уважаемые создатели "Нашего орфографического словаря"! Большое спасибо за Вашу работу! "Словарь" стал для меня открытием в этом учебном году. Использую материалы на уроках русского языка в 5 классе. Ученикам нравятся красочные словарные странички. Дети легко запоминают словарные слова по ассоциативным словам-опорам. С нетерпением жду появления словаря для 10 - 11 классов. Надеюсь, что он поможет при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

09.11.2011 20:29:13

Оприш Любовь Юрьевна (Московская область)

«Уважаемые коллеги. Ваш словарь оказывает неоценимую помощь в подготовке учащихся 8-9 классов к предстоящему ГИА по русскому языку. Помимо подготовки к экзаменам словарь помогает разобраться и подготовить учащихся к олимпиадам по предмету».

14.11.2011 12:39:22

Густомясова Анна Николаевна (Республика Северная Осетия - Алания)

«Здравствуйте, уважаемые создатели "Нашего орфографического словаря"! Большое спасибо за Вашу работу! "Словарь" стал для меня открытием в этом учебном году. Использую материалы на уроках русского языка в 6 классе. С нетерпением жду появления словаря для 10 - 11 классов. Надеюсь, что он поможет при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

22.11.2011 14:42:48

Хворостова Раиса Ивановна (Тамбовская область)

«Здравствуйте, уважаемые Составители! Работая по учебнику Ладыженской в 5-6 классах, часто использую на уроках ваши материалы, активно включаю их в словарные диктанты, считаю, что это повышает интерес детей к русскому языку».

22.12.2011 21:00:15

Квашнина Елена Сергеевна (Свердловская область)

«Здравствуйте, уважаемые словаристы. Хочется поделиться с Вами впечатлениями об использовании словарика на уроках русского языка в нашей гимназии. Все мы знаем, что словарные статьи скачиваются коллегами. Но не так много отзывов мы читаем о том, как работает словарик на уроке.

Санина Елена Ильинична, учитель МБОУ гимназия №144 г.Екатеринбурга, начала использовать странички ассоциативного словаря на уроках в 11 классах. После знакомства со словариком учащиеся написали отзывы о словарной работе в новой форме. Вот некоторые из отзывов ребят.

"Я считаю, что ассоциативный словарь - незаменимая вещь для каждого школьника. Он будет особенно полезен для запоминания трудных слов. Очень интересно наблюдать за происхождением слов при разборе. Мне хотелось бы, чтобы преподаватели продолжали разрабатывать данный словарь"

"Я считаю, что ассоциативный словарь - это очень необычный и куда более интересный способ запоминания правописания сложных слов, чем простое заучивание. После такого разбора слова, его правописание запоминается лучше, так как в памяти возникают ассоциации, что ведет к правильному написанию слова. Более того, такие вещи, как словарь, "разбавляют" учебный процесс и делают его более интересным и к тому же чрезвычайно полезным"

"Я считаю, что ассоциативный словарь - очень нужная и полезная вещь, но мне кажется, что он не всем полезен, так как у каждого человека возникают индивидуальные ассоциации. Те слова, которые нам показывали, у меня ассоциируются совершенно с другими предметами"

"Я думаю, что АС полезен, так как для запоминания слов мы используем не только зрительную, моторную и слуховую память, но и ассоциативную. Многим легче запомнить именно так. Тем более, что презентации, сделанные преподавателями, выполнены в интересной и наглядной форме. Детям это познавательно и интересно"

07.02.2012 17:03:31

Коротаева Наталия Викторовна (Тамбовская область)

«Здравствуйте, уважаемые создатели "Нашего орфографического словаря!" В этом году работаю в 5 классе, поэтому постоянно использую материалы на уроках, особенно включаю их в словарные диктанты, а также при повторении. Считаю, что это повышает интерес детей к русскому языку. Многие дети так заинтересовались этим, что с удовольствием сами стали рисовать свои ассоциативные рисунки, а родители помогали с эффектами анимации. Ждем с нетерпением дальнейших работ».

07.04.2012 23:25:14

Костерева Елена Николаевна (Липецкая область)

«Здравствуйте, Наталия Викторовна! У меня в этом году 7 класс, и я тоже, как и Вы, постоянно использую материалы "Нашего орфографического словаря" в словарной работе, в контрольных словарных диктантах. Соглашусь с Вами, что это побуждает детей к созданию собственных ассоциаций: дети составляют ассоциативные пары, рисуют. И всё это позволяет заинтересовать детей, даже слабоуспевающих».

Таким образом, работа со ассоциативным орфографическим словарём только набирает силу. Но положительные результаты, как мы видим, педагоги отмечают уже сейчас: ошибок в словарных слов стало меньше, интерес к урокам русского языка повышается, у учащихся формируется положительная мотивации к изучению словарных слов.

Литература

1. Гуц Е.Н. Ассоциативный словарь подростка. - Омск: «Вариант-Сибирь», 2004. - psycholing.narod.ru/monograf/guz.htm

2. Львов М.Р. Справочник-словарь по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1988.

3. Морковкин В.В. «Идеографические словари» rhymes.amlab.ru/ideog_book3.htm

4. Немов Р. С. Психология. Т.1. М.: Владос, 2000. С. 217-243.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.

6. Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка: Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.

7. Черкасова Г.А. Русский сопоставительный ассоциативный словарь. - М.: ИЯз РАН, 2008.

1 Львов М.Р. Справочник-словарь по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение,1988. - 240 с.

2 Аналитические материалы по результатам проведения ЕГЭ на территории Рязанской области. - Рязанский институт развития образования, 2009, 2010, 2011, 20012, 2013

3 И.П. Цыбулько МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА(на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)// ФИПИ.- Москва, 2014

4 Большая психологическая энциклопедия.- psychology.academic.ru/1201/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

5 Валерий Вениаминович Морковкин (род. 11 января 1940) - российский учёный-лексикограф, педагог. Доктор филологических наук, профессор

6Ча́рльз Эджертон О́сгуд (англ. Charles Egerton Osgood; 20 ноября 1916 - 15 сентября 1991) - американский психолог

30


© 2010-2022