Становление «Я – психического» на разных возрастных этапах. (c взглядами В. А. Сухомлинского)

Особенности психофизического развитияна разных возрастных этапах.Младший школьный возраст (1-4 классы)Среднийшкольный возраст(5-7 классы)Подростковый возраст (8-9 классы)Юношеский возраст (10-11 классы)Что необходимо в этом возрастеНи в коем случае не допускатьТеория, практические рекомендации для педагогов, с взглядами В.А. Сухомлинского10 высказываний педагога о детях и воспитании:1. Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание.2. Где-то в самом сокровенном уголке сердца у кажд... 10. Каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждёт, чтобы ему помогли – излечили от зла.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Становление «Я - психического» на разных возрастных этапах.

(c взглядами В.А.Сухомлинского)

Младший школьный возраст (1-4 классы)

Особенности психофизического развития

Ø В 1-х классе происходит период адаптации - сложный период в жизни ребенка.

Ø Интенсивность психического развития.

Ø Сознательное управление своим вниманием, поведением

Повышение устойчивости внимания как следствие повышения ориентировки в окружающей среде.

Что необходимо в этом возрасте:

Ø Учитывать индивидуальные психо -физические особенности и состояние здоровья учащихся (при поступлении ребенка в школу изучаем личное дело ребенка)

Ø Способствовать исследовательской деятельности через использование визуальной наглядности (использование наглядного материала на уроках);

Ø Осуществлять обучение через деятельность, активизирующую природные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) (использовать игровые приемы для привлечения внимания детей к материалу включать в ход урока игровые моменты); Ведь в начальной школе как нам известно параллельно с учебной деятельностью проходит и игровая деятельность.

Ø Развивать эмоциональную память;

Ø Создавать ситуацию успеха формировать уверенность в своих силах и мотив к учебной деятельности ( путем одобрения, поощрения, заинтересованности)

Ни в коем случае не допускать

Ø Игнорирования индивидуальных особенностей.

Ø Информационной перегрузки

Ø Монотонного изложения материала.

Ø Ситуаций, угрожающих здоровью учащихся.

Василий Александрович Сухомлинский говорил, в душе ребенка нужно утверждать детское, но на всю жизнь. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.Детство, детский мир - это мир особенный. Дети живут своими детскими представлениями о добре и зле, о хорошем и плохом; у них свои, детские, критерии красоты; у них даже свое измерение времени: в детстве день кажется годом, а год - вечностью.

Детские представления, критерии, взгляды, убеждения должны быть маленькими, но крепкими ростками, из которых вырастут могучие деревья.

В своих наблюдениях Сухомлинский подтвердил очень важную закономерность умственного развития ребенка: чем больше абстрактных истин, обобщений надо усвоить на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний - к природе, тем ярче должны запечатлеваться в его сознании образы и картины окружающего мира.

Он говорил. Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. (психологи говорят, что при развитии мелкой моторики руки хорошо развивается умственное развитие)

Сухомлинский стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом.

Среднийшкольный возраст(5-7 классы)

Особенности психофизического развития

Ø В 5-х классах происходит период адаптации.

Ø Усиливается независимость детей от взрослых во всех сферах поведения.

Ø Проявляется негативизм в отношениях со взрослыми, в основе которого особенности детского поведения.

Ø Переход от игровых форм к реальным социальным ролям. Появляется новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности.

Ø В межличностных отношениях приобретают значимость внутригрупповые формы коммуникаций

Что необходимо в этом возрасте:

Ø Учитывать трудности в период адаптации в 5-х классах, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка (в помощь педагогу приходит психолог, который проводит исследование и определяет причины того или иного поведения)

Ø Способствовать проявлениям самостоятельности и осознанным волевым усилиям в учебной деятельности (дать самостоятельно выполнить творческое задание)

Ø Демонстрировать доверие к детям (привлекать к общественной деятельности, давать какие - либо поручения)

Ø Формировать позитивное отношение к школе.

Ни в коем случае не допускать

Ø Игнорирования проявлений самостоятельности.

Ø Игнорирования индивидуальных особенностей.

Ø Информационной перегрузки.

Сухомлинский активно и бескомпромиссно выступал против наказаний в школе: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших советских детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний...».

И в педагогической теории, и в повседневной практике он отстаивал центральное, определяющее положение своей философии, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких людей могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики.

Подростковый возраст (8-9 классы)

Особенности психофизического развития

Ø Бурное психо - физическое развитие.

Ø Период полового созревания.

Ø Складываются устойчивые формы поведения; черты характера, стремительно наращиваются знания, умения и навыки.

Ø Увеличивается внимание к себе.

Ø Обострение реакции на мнение окружающих.

Ø Повышается чувство собственного достоинства.

Что необходимо в этом возрасте:

Ø Учитывать переходный возраст - кризисный период в жизни подростка

Ø Формировать жизненные приоритеты

Ø Ориентировать на продолжение дальнейшего обучения.

Ø Ориентировать на выбор будущей профессии.

Ни в коем случае не допускать

Ø Игнорирование переходного возраста.

Юношеский возраст (10-11 классы)

Особенности психофизического развития

Ø Возникает потребность определить свое место в обществе.

Ø Осознание своего статуса в коллективе.

Ø Формирование самосознания.

Ø Познание своих личностных качеств.

Ø Сознательное стремление проверить свои знания и умения на практике.

Что необходимо в этом возрасте:

Ø Отдавать приоритеты формам контроля, которые предусматривают самопроверку и самоанализ ошибок учащимися

Ø Обучать средствам получения новых знаний.

Ø Применять самостоятельные виды работы

Ø Формировать адекватную самооценку

Ø Формировать образ своего Я

Ø Реализовывать доверие старшеклассников через интимно-личностное общение

Ø Ориентировать на продолжение дальнейшего обучения.

Ø Ориентировать на выбор будущей профессии.

Ø Формировать готовность к семейным взаимоотношениям.

Ни в коем случае не допускать

Ø Не учитывать факт формирования личности.

Сухомлинский писал, что

Воспитание - это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка.

Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

Важнейший источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель - не только наставник, но и друг, товарищ.

О ПЕДАГОГЕ, ВОСПИТАТЕЛЕ, НАСТАВНИКЕ

…Я твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком; кто не забывает, что ученик - это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.

Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю.

Каждый ребенок переживает горе по-своему: одного приласкаешь - и ему станет легче, другому ласковое слово причиняет новую боль.

Педагогическое мастерство в таких случаях заключается, прежде всего, в человеческой мудрости: умей щадить больное сердце, не причиняй воспитаннику новое горе, не прикасайся к ранам его души.

· Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

· Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

· Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.

· Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

· Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть не- значительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

· Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

· Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

Сегодня (28 сентября 1918 года) родился известный

украинский и советский педагог Василий Сухомлинский.

Он создал новую педагогическую систему, которая

основана на признании личности ребёнка главной ценностью,

на которую должно быть ориентировано воспитание и образование.

10 высказываний педагога о детях и воспитании:

1. Всё более глубокое понимание ребёнка - это и есть воспитание.

2. Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.

3. На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителем и «неисправимыми», «безнадёжными» школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель переносит и на ребёнка.

4. Любить детей - это значит любить детство.

5. Любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли.

6. С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека, легко понять, что значит при этом пример учителя.

7. Большое духовное богатство надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию.

8. Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов.

9. Возлюби его сильнее, чем самого себя! Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя!

10. Каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждёт, чтобы ему помогли - излечили от зла.



© 2010-2022