Программа работы педагога-психолога с семьями учащихся

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДЕНА

Директор _________________________

средней общеобразовательной школы

___________________________________

«_____» _______________ 2013г.











НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа психолога с семьями учащихся 5-9 классов

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

семейного неблагополучия


Срок реализации: __5 лет___________________

Разработчик/автор: Катаева Вера Анатольевна,

педагог-психолог


















Пермский муниципальный район

Актуальность программы

К числу наиболее актуальных проблем относится проблема семейного воспитания. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным воспитателям. Семья - это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.

Подростковый же возраст чувствителен к различного рода нарушениям в отношениях. Переход к взрослой жизни может вызвать отклонения в формировании характера, поведения и заболевания, причины которых чаще всего коренятся в семье. Отрываясь от мира детства, подростки постепенно шаг за шагом, идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребенок, но еще не взрослый) и порождает многие трудности, с которыми приходится сталкиваться в семье при воспитании детей этого возраста.

Каждый ребенок неповторим, личность человеческая и растущая личность тоже, всегда особенна, индивидуальна. Но сказанное не исключает того, что есть и некоторые общие законы, по которым личность складывается, развивается, живет. Родителям необходимо быть готовыми к трудностям, постараться предугадать перемены, которые непременно произойдут в детях. Необходимо постараться вовремя перемениться самим - в своем подходе к взрослеющим детям, в способах взаимодействия с ними.

Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной, активно саморазвивающейся личности. В этом школе помогает семья. Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Поэтому, одним из ведущих направлений в моей деятельности, стало работа с родителями подростков с целью повышения их психологической компетентности.

Работа с родителями ведется в следующих направлениях:

- консультирование родителей детей, перешедших в основную школу, по вопросам организации периода адаптации к новым условиям;

- консультирование родителей подростков, имеющих эмоциональные, поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;

- участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей.

Основная форма взаимодействия с родителями - родительские собрания. Но для того, чтобы родители смогли получить какие-то практические навыки, применить полученные ранее знания о воспитании детей подросткового возраста в определенных жизненных ситуациях, активно участвовали в процессе размышления и поиске совместных решений собрания стараюсь организовать в форме практикумов.

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Таким образом, психолог, совместно с родителями, решает в рамках системы психологического сопровождения ряд задач:

  • формирование адекватной социальной самооценки родителя;

  • развитие личностного потенциала родителей, как один из способов самосовершенствования;

  • активизация резервных возможностей родителей для реализации себя как личности;

  • самодиагностика особенностей воспитания.

Решение поставленных задач обеспечит процесс психологического сопровождения семьи в области личностного, интеллектуального, духовного и нравственного развития.

Так на основании вышесказанного был разработан цикл занятий (в дальнейшем Программа).

Цель программы: повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с подростками.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями и проблемами пубертатного возраста, с психологическими особенностями личности подростка.

  2. Обучить родителей навыкам конструктивного взаимодействия с подростками.

  3. Привлечь родителей к самоисследованию позиций в воспитании ребенка, к разработке рекомендаций.

Структура занятий:

Этапы

Время

Задачи

1. Организационный момент: приветствие, Обсуждение темы, целей, задач. Игры и упражнения.

7-15 мин

Помочь включиться в совместную деятельность.

Снять напряжение.

Развивать межличностные связи.

2. Теоретическая часть

20-40 мин

Дать определенную информацию по заданной теме в доступной форме.

3. Практическая часть.

20-30 мин

Провести самодиагностику в доступной форме.

Отработать на практике игры и упражнения по теме занятия.

Предоставить возможность выразить свои чувства.

4. Подведение итогов занятия, выдача памяток.

10-20 мин

Принять участие в разработке памятки.

Осознать и проговорить новый опыт, полученный в процессе занятия.

Оказать эмоциональную поддержку.

Рефлексия.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышается уровень социально-психологической компетентности родителей.

  2. Родители овладевают способами позитивного общения, взаимодействия с подростком.

3. Родители преодолевают стереотипы своего поведения и гармонизируют стиль семейного воспитания.

  1. Получают психологическую и эмоциональную поддержку.

Для реализации целей программы разработан тематический план. Тематика родительских практикумов отвечает запросам классных руководителей. Сроки проведения оговариваются при составлении плана работы на учебный год. Деятельность в рамках программы направлена на родителей обучающихся основной школы (5-9 классов).

Рабочий план реализации программы:

Наименование мероприятия (форма, тема, содержание материала, формы занятий, режим занятий, используемая литература)

Сроки проведения

На кого направлена деятельность

Ожидаемые результаты

1.

«Ваш ребенок - пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене»

2 четверть

Родители обучающихся 5 класса

2.

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

По плану

Родители обучающихся 6 класса

3.

«Психологические возрастные особенности подростка».

3 четверть

Родители обучающихся 7 класса

4.

«Чтобы ребенок учился с интересом»

По плану

Родители обучающихся 8 класса

5.

«Основы профессионального самоопределения»

3 четверть

Родители обучающихся 9 класса


Родительское собрание № 1 «Ваш ребенок - пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене»

Цель занятия:

  • психологическое просвещение родителей;

  • знакомство их с психологическими особенностями возраста;

  • анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

Материалы:

  1. Индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Н.Г.Лускановой).

  2. Данные анкетирования «Мои чувства в школе» (по методике С.В. Левченко).

  3. «Открытые письма родителям», написанные детьми.

  4. Памятки для родителей пятиклассников.

Родительское собрание № 2«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Цель:

  • организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;

  • содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.

Материалы:

  1. Бланки анкеты «Стиль семейного воспитания»,

  2. Мультимедийное оборудование,

  3. Диски с записями инструментальной музыки для релаксации,

  4. Памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания».

Родительское собрание № 3 «Психологические возрастные особенности подростка».

Цель:

  • сгладить острые углы во взаимоотношениях родителей и детей-подростков;

  • познакомить родителей с особенностями подросткового периода;

  • выработать новую тактику поведения по отношению к под­росткам;

  • предупредить конфликтные ситуации в семье и в школе.

Материалы:

1. Плакаты или оформление доски с цитатами:

• «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» (И. Гете);

• «Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчиво­го, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет» (Л. С. Выготский).

2. Мультимедийное оборудование.

3. Памятки для родителей «Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком».

Родительское собрание № 4 «Чтобы ребенок учился с интересом»

Цель:

  • проинформировать родителей о возникновении пробле­мы снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

  • побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми; побудить родителей к совместному проведению свободного времени.

Материалы:

  1. Проведение среди ребят анкетирования на тему «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам».

  2. Бланки анкет для родителей.

Родительское собрание №5 «Основы профессионального самоопределения»

Цель:

  • дать родителям представление об основах профессионального самоопределения;

  • скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей;

  • содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профес­сиональной ориентации школьников.

Материалы:

1. Анкетирование учащихся «Ваша мотивация к успеху, результаты.

2. Написание детьми мини-сочинений на тему «Моя будущая про­фессия».

Заключение

Таким образом, необходимо отметить, что навык конструктивного общения - это одна из составляющих позитивного развития подростка. Роль правильно организованного общения особенно велика потому, что атмосфера семьи - успех развития гармоничной конкурентно-способной личности. Учеными доказано, что знание психологических основ родителей в семье это успех эффективного взаимодействия с детьми, особенно в подростковом возрасте

Несмотря на то, что родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Сегодня в нашей стране наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей. Но независимо от этого семья была и остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. В семье дети приобретают навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысливают нормы и ценности.

Деятельность психологической службы школы в работе с родителями является одним из факторов в единой системе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства МОУ.

Литература:

  1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? // Школьный психолог, 2003, № 30.

  2. Губкина Т. Родительский клуб // Школьный психолог, 2000, № 25.

  3. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003.

  4. Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников// Практика административной работы в школе. - 2005, № 5.

  5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: «Ар. Факты».-1993. - 603с.

  6. Браун Дж, Кристенсен Д. Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001. - 364с.

  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. - 528с.

  8. Карабанова О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная психотерапия. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. А.З. Шапиро. СПб., 2001. - 386с.

  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320с.

  10. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М. Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256с.

  11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.

  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529 с.

  13. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд.Мысль, 1987. - 351с.

  14. Учителям и родителям о психологии подростка // Под редакцией Аракелова Г.Г. - М.: Высшая школа, 1990. - 420с.

  15. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Кн. для шк. Психологов, родителей и учителей. 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 96 с.

  16. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. - М.: Авиценна, 1996. - 398 с.

  17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.



Открытое письмо родителям

Дорогие мама и папа!

Вот я и учусь в пятом классе.

Прежде всего, хочу сообщить, что я ____________________________________

Если сравнивать с учебой в 4-классе, то сейчас___________________________

___________________________________________________________________

Иногда я ___________________________________________________________

Самый интересный для меня предмет ___________________________________

А еще я ____________________________________________________________

Но, кроме этого, я хочу рассказать о ____________________________________

___________________________________________________________________

Самым трудным для меня в 5-м классе _________________________________

___________________________________________________________________

Больше всего я хочу _________________________________________________

А в большинстве случаев настроение у меня _____________________________

Еще хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5-классе_____________

____________________________________________________________________

А наш классный руководитель_________________________________________

Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________

Но вот то, что заинтересовало меня, так это ______________________________

В 5-м классе меня удивило ____________________________________________

Я с гордостью могу сказать, что теперь умею ____________________________

Жаль, но меня торопят _______________________________________________

Крепко целую.

Дата ___________ Имя____________________



© 2010-2022