Программа по психологии Пути успешной адаптации

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тема проекта:

«Пути успешной адаптации»




Подготовил: педагог-психолог

Гадимова Ф.И.









Аннотация.


Данный проект предназначен для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первых, пятых и десятых классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.

This project is destined for create psychological and pedagogical conditions for the successful adaptation of students first, fifth and tenth grade to the peculiarities of the school learning conditions, preservation of the psychological health of students, developing ways to adapt the educational environment for students.








Актуальность данного иссследовательского проекта состоит в том, что первый, пятый и десятый классы - один из наиболее важных и сложных периодов в жизни учащихся, связанный с адаптацией к школе и резкой сменой социальной ситуации обучения.

В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов в образовательных учреждениях содействие развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья.

Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодами являются адаптационные этапы учащихся 1,5 и 10 классов Педагогическая практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами педагогической психологии.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального др. потенциалов в данной ему педагогической среде.

Таким образом, проблема адаптации ребенка в школе является актуальной проблемой для учителей начальной школы, среднего, старшего звена и самих родителей учащихся.

Цель проекта - исследование психологических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов к школьному обучению, разработка практических рекомендаций для учителей и родителей по определению возможных путей и средств решения проблем «переходного периода».

Задачи:

  1. Исследование позитивных и негативных факторов, способствующих или препятствующих успешному прохождению адаптационного периода.

  2. Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей учащихся.

  3. Оказание психологической помощи педагогами родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям обучения.

  4. Совместная работа с классным руководителем по программе адаптации в начале учебного года.

  5. Проведение развивающей ,коррекционной работы с учащимся.

В соответствии с целью, задачами запланированны следующие методы: анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования; анкетный опрос учащихся и их родителей; анализ психолого-педагогической документации; психологические тесты, направленные на изучение тех или иных аспектов системы субъектных отношений и характеристик личности ребёнка: методика Керна-Йерасека, шкала тревожности Филлипса, шкала тревожности Кондаша, изучение самооценки по опроснику Казанцевой, методика экспресс диагностики характерологических особенностей Айзенка, методика изучения мотивации Карповой, Социометрия Дж. Морено.

Гипотеза. Если рассмотреть проблемы адаптации учащихся и наметить пути решения данной проблемы, можно сократить период адаптации и достигнуть более легкого вхождения ребенка в учебно-воспитательный процесс школы

Объект исследования: психологическая адаптация учащихся к обучению в школе.

Предмет исследования: особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что особенности сочетания компонентов психологического ресурса обусловливают индивидуальные варианты успешной адаптации или дезадаптации учащихся к условиям обучения

Практическая значимость проекта определяется возможностями использования полученных результатов учителями начальной, средней и старшей школы, а также школьными психологами по формированию психологической адаптации учащихся. Профилактические занятия с учащимися могут существенно повысить успешность адаптации детей к условиям обучения в средней школе.

Этапы реализации.

I.Диагностический.

Цель этапа - определение психологической готовности к обучению, выявление школьной адаптации и мотивации учеников, изучении е уровня и характера тревожности, связанных со школой, выявление потенциальных изгоев в коллективе, выявление характерологических особенностей учащихся, определение типа личности, определение уровня самооценки и познавательной потребности.

II. Адаптационный.

Цель этапа - формирование доброжелательной и доверительной атмосферы в коллективе с учителями, укрепление желания учиться, получать знания, создание социально-психологических условий для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения, способствование развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.

III. Коррекционный.

Цель этапа - повышение самооценки ребенка, расслабление мышечного напряжения, усталости, формирование у учащихся доверия и уверенности в себе, возможности поверить в себя, свои силы, моделирование своего образа «Я» в будущем.

Реализация проекта предполагает взаимодействие со следующими структурами: отделам образования, методическим отделом, образовательными учреждениями города, системой дополнительного образования, высшими учебными заведениями (Жезказганский университет им. О.А.Байконурова, ЖИГК)

Особенности адаптации школьников.

Адаптационный период охватывает первые полгода обучения в первом, пятом и десятом классах.

Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов.

Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом "переходном" классе имеются свои особенности.

1-й класс.

5-й класс.

10-й класс.

Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания.

Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Учащиеся испытывают желание "отдохнуть" после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс - наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения.

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением ребенка в новую социальную среду. Необходимо понять, какую роль в становлении личности играет адаптационный период. Рассмотрим фазы становления личности.

Первая фаза (адаптация) становления личности предполагает усвоение действующих в той социальной общности, в которую он входит определенных норм и правил. Субъект не может проявить себя как личность до того момента, пока он не усвоит данные правила.

Вторая фаза (индивидуализация) порождается противоречием между тем, что он стал таким как все (адаптировался) и неудовлетворенной потребностью в индивидуализации. Человек начинает искать способы для выражения своей индивидуальности.

Третья фаза (интеграция) состоит в том, что личность сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой значимыми для ее развития. Так происходит взаимная трансформация личности и группы.

Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.

Человеку на протяжении всей жизни приходится не раз входить в новую для себя общность и ситуация успешной или неуспешной адаптации многократно воспроизводится, отсюда у индивида складывается достаточно устойчивая структура личности.

Устойчивая психическая адаптация - уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

Понятие "устойчивая адаптация" можно считать синонимом нормы здоровья.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

  1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.

  2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа "Я", осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.

  3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

В логике системно-ориентационного подхода сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент - психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.











Приложение 1

Программа психологического сопровождения учащихся

10-х классов в адаптационный период

Цель программы: оказание помощи всем субъектам образовательного процесса в адаптационный период.

Задачи программы: снижение тревожности учащихся, педагогов и родителей; способствовать осознанию и переосмыслению подростками своего привычного поведения; оказание помощи педагогам в осознании смысла адаптационного периода и принятия его идеи; консультативно-просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по профилактике (предупреждению) дезадаптации подростков.

Механизм реализации программы

1. Диагностический мониторинг процесса адаптации учащихся 10-х классов

Сроки проведения

Название методик, автор, форма проведения

Форма отчётности

Как использованы результаты диагностики

Октябрь

Методика "Шкала тревожности", разработанная по принципу "Шкалы социально-ситуационной тревоги" Кондаша,1973г.

Цель: Выявление уровня тревожности у подростков.

Заключение, сводная таблица

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивидуальные консультации с учащимися.

Семинар-практикум "Адаптационный период в школе"

Октябрь

Опросник Казанцевой Г.Н. "Изучение самооценки"

Цель: Изучение общей самооценки учащихся

Заключение, сводная таблица

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивид. консультации с уч-ся.

Семинар-практикум "Адаптационный период в школе"

Октябрь

"Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности" Айзенка

Цель: выявить индивидуальные особенности характера ученика и стратегию воспитательной работы с ним.

Заключение, инд. характерологическое поле ученика и возможныепути коррекции с ним.

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивидуальные консультации с учащимися.

Октябрь

"Учебная мотивация" Г.А.Карповой

Цель: выявление ведущих тенденций в сфере учебной мотивации учащихся, имеющихся на момент среза проблем и отслеживания динамики изменений в данной сфере учебно - воспитательной работы.

Заключение, сводная таблица

Семинар-практикум "Адаптационный период в школе"

Консультация с администрацией школы.

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Ноябрь

"Социометрия" Дж. Морено

(социологический опрос).

Цель: изучение межличностных отношений в классных коллективах.

Заключение,

социоматрицы

Индивидуальные консультации с классными руководителями по результатам социометрического исследования.

2. Профилактические занятия по адаптации

Цель: способствовать адаптации учащихся в социуме.

Задачи: создание доброжелательной атмосферы, снижение уровня тревожности, организация взаимодействия в группе, предоставление возможности участникам узнать каждого в глазах других.

Занятие 1. "Времена года"

Оборудование: мяч, бейджики, фломастеры, карандаши, ручки, бумага, оформленные на ватмане "Правила работы в группе", ватман, листы бумаги А3 и А4.

Ход занятия:

Упражнение "Круг"

В начале занятия просим всех сесть в круг.

Комментарии: надо отметить, что эта простая фигура получается с первого раза далеко не всегда. Иногда такой круг умудряется заиметь даже углы. Тогда просим всех сесть так, чтобы каждому было видно каждого. Если все рассядутся так, словно им приказали разделиться по половому признаку, придётся сразу считаться с этим, а в дальнейшем и кое-что предпринять.

Пошумев, ребята усаживаются, и психолог задаёт вопрос всем участникам: "А что вы понимаете под словом тренинг?" Тренинг это не урок и не лекция, это игра цель которой - дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других, т.е. "себя показать и других посмотреть". А каждая игра нуждается в правилах. Психолог называет правила, которые оформлены на ватмане, "расшифровывая" смысл каждого кратко.

Правила работы в группе

  1. Называть друг друга по имени, обозначенном на "визитке".

  2. Один говорит - все слушают

  3. Активно участвовать в происходящем.

  4. Право на личное мнение.

  5. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас - по ходу общения в группе.

  6. Работать "от" и "до".

После того как участники познакомились с правила можно спросить, нет ли еще каких-нибудь правил, которые нужны именно для их группы.

Игра "Времена года".

Класс делится на четыре группы - по временам года, когда ребята родились. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем группам предлагается общее задание:

• подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе;

• каждому прикрепить свою визитку к одежде;

• подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в вашей группе);

• каждой группе найти что-то общее, объединяющее всех в этой группе (любимые занятия, пристрастия, личностные качества, еще что-то);

• подготовить представление своего времени года и представить его всему классу.

Самоисследование "Каждый в своем уголке".

Каждый ученик берет два листа бумаги и что-нибудь пишущее и находит уединенное место для работы. Действуют следующие договоренности:

- работы можно не подписывать;

- по желанию работы будут возвращены;

- работы будут обобщены и проанализированы.

Инструкция:

1. На первом листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических или абстрактных фигур. На втором листе бумаги записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также слова, характеризующие ваше настроение при работе. Этот лист останется у вас.

2. На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее.

2.1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: "Я хочу, чтобы период моего обучения в школе ..." Ответов может быть много, но начало предложения одно.

2.2. Пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные - цифрами 2, 3, 4 и т.д.

2.3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: "Это возможно, если...".

2.4. Ярче выделите те фигуры, где все зависит лично от вас.

2.5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос "Кто или что может мне в этом помочь?"

Упражнение "Обратная связь"

Учащиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени:

Что больше всего понравилось на занятии?

Что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

Занятие 2. "Час доверия"

Оборудование: бейджики, мячик, фломастеры, карточки с заданиями

Ход занятия:

Упражнение "Наши взгляды"

Встаём, отодвигаем стулья подальше и … пока что никуда не двигаемся, а дружно опускаем голову вниз, разглядываем свою обувь и ждём команды, чтобы поднять глаза и при этом с кем-нибудь встретиться взглядом. Те, кто встретился взглядами, становятся парами. Они выходят из круга и ждут, пока все остальные таким же образом разобьются на пары…

Упражнение "Презентация"

Психологи утверждают, что первое впечатление о человеке складывается в первую минуту общения и затем его очень трудно изменить. Я предлагаю вам сделать собственную презентацию в течение одной минуты, т.е. рассказать о себе самое важное и значимое своему напарнику. Затем поменяться ролями.

Презентация проводится следующим образом: ставится стул, на который садится один из пары. Второй участник становится рядом, кладёт руку на плечо и представляет его. Затем участники меняются ролями.

Упражнение "Калейдоскоп"

Игра проходит в быстром темпе. Ведущий говорит группе: "Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними, обменяйтесь несколькими фразами. Наверное, вы найдёте много общего".

Вопросы:

  1. Назови своё любимое животное.

  2. Какого цвета у вас глаза?

  3. Когда ты любишь принимать душ - утром или вечером?

  4. От кого ты легче принимаешь помощь: от классного руководителя, от родителей, от одноклассников или от психолога, а может, ты предпочитаешь справляться со своими проблемами сам?

  5. Под каким знаком зодиака ты родился?

  6. Что для тебя более важно: учеба или взаимоотношения?

  7. Проверьте свои качества руководителя: сколько участников ты сможешь уговорить за одну минуту выстроиться у тебя за спиной?

  8. Кто у тебя есть из родственников - брат, сестра, брат и сестра, я один?

Игра "Угадай-ка"

Группа разделена на команды по несколько человек. Каждая команда тянет листочек с заданием. Нужно изобразить с помощью мимики, пантомимы, микросценки и пр. один из предметов, но без названия (контрольная работа, дневник в конце учебного года, классный журнал, шпаргалку, учебник). Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются его отгадать.

Упражнение "Указка"

Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого поднять вверх руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает определённым свойством. Например: "Покажите самого активного сегодня. Самого весёлого. Самого худого. Самого сонного. Самого лохматого из нас. Того, кто сегодня помог вам. Того, кто вас чем-то сегодня удивил. Того, кто, с вашей точки зрения, работал меньше (больше) всех. Того, кто сегодня особенно много шутил и веселил публику. А кто сегодня был "звездой" группы?

Каждый раз психолог делает паузу, чтобы желающие могли обозреть группу с вытянутыми руками и пальцами. Затем он говорит: "Руку вверх" и только потом называет следующее свойство.

Упражнение "Обратная связь"

Занятие 3. "Автопортрет нашего класса"

Оборудование: бейджики, мячик, ручки, листы бумаги, ватман, фломастеры, цветные карандаши или мелки.

Ход занятия:

Упражнение "Здравствуйте"

Каждый участник должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 15?" Выявляются несколько лучших.

После выполнения задания проводится обсуждение: кто как себя чувствовал во время работы?

Упражнение "Создание визитной карточки класса"

Каждому ученику дается ручка и листок бумаги, на котором он в произвольной форме отвечает на два вопроса: "Что нового я узнал о своем классе?" и "Какой он - наш класс?"

Следующий этап работы - объединение в пары и подготовка общей визитки. Затем пары объединяются в "четверки", "четверки" объединяются в "восьмерки" и т.д. В итоге класс выдает конечный продукт - свою визитную карточку.

Рисунок "Автопортрет нашего класса"

На столе находится ватман. Каждому ученику предлагается выбрать два цветных фломастера или мелка.

Задание: нарисовать совместными усилиями "автопортрет" нашего класса. После окончания рисунка ребятам предлагается придумать название, затем происходит представление рисунка, где каждый высказывает свое мнение о нем.

Упражнение "Обратная связь"

Предполагаемые результаты работы

1. Знакомство учащихся классного коллектива.

2. Сплочение классного коллектива.

3. Снижение уровня тревожности.

4. Овладение умениями для продуктивного решения групповых задач.

5. Определение своей позиции в среде одноклассников.

6. Осознание своеобразия своего "Я", своего потенциала.

3. Просвещение

Родительское собрание на тему:

"Психологические особенности и задачи развития в ранней юности"

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, познакомить с возрастными особенностями десятиклассников.

Семинар-практикум для классных руководителей на тему:

"Адаптационный период в школе"

Цель: оказание помощи педагогам в осознании смысла адаптационного периода и принятия его идеи.

Задача: осмысление результатов адаптационного периода; определение психолого-педагогических задач для продолжения работы с классом; снижение тревожности педагогов перед незнакомыми учащимися; понимание и осознание тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята при переходе на третью ступень обучения.

План

  1. Адаптационный период в школе.

  2. Помощь педагогов учащимся в преодолении трудностей адаптационного периода.

  3. Задачи адаптационного периода.

  4. Результаты изучения процесса адаптации учащихся 1, 5 и 10-х классов (1 срез).

  5. Самоисследование "Осознание смысла адаптационного периода".

Рекомендации педагогам и родителям

Оказание помощи подростку:

1.Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.

2.Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на чувства ребенка искренними.

3.Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.

4.Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идет о его потребностях или о его будущем.

5.Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.

6.Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред. Подростку нужно объяснить, за что его наказывают, а в случае несправедливого порицания родители должны иметь мужество извиниться перед ребенком.

4. Консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование администрации школы, педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей по результатам диагностики.

Индивидуальное консультирование классных руководителей по оказанию помощи в проведении бесед, родительских собраний, классных часов в адаптационный период.

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам возрастных особенностей и задачам периода адаптации учащихся десятых классов; умение слышать, понимать и принимать своего подростка; умение выразить собственные чувства эмоционально, доступно для понимания подростка;умение позитивно в семье принимать школьные требования и мотивировать на процесс обучения.

Индивидуальное или групповое консультирование учащихся по возникшим вопросам.

Список литературы

  1. Хухлаева О.В. "Психология подростка". М., 2004г.

  2. Кузьменко В.У. "Мальчишки и девчонки: психология поведения", журнал "Психология и школа", №2, 2006г.

  3. Кривцова С.В. М., 1997г. "Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков".

  4. Степанов В.Г. "Психология трудных школьников". М., 1998г.

Приложение 2

Пути успешной адаптации учащихся 5-х классов.

Основной целью сопровождения является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает:

  • развитие саморегуляции детей;

  • предупреждение и снижение тревожности;

  • помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей пятиклассников.

Для успешной адаптации пятиклассников НЕОБХОДИМО:

  • Учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, так как ребенок стремится казаться более взрослым;

  • Уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

  • Анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе считается:

  1. благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия;

  2. отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья;

  3. хорошее усвоение учебной программы.

  • Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей.

Признаки дезадаптации:

  • снижение интереса к учению и успеваемости;

  • появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;

  • нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Принципы психолого-педагогической поддержки:


  • согласие ребенка на помощь и поддержку;

  • опора на личные силы и потенциальные возможности личности;

  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности;

  • сотрудничество;

  • содействие;

  • доброжелательность;

  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.

Направления работы

Работа с документами

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Изучение представлений педагогов.

Протоколы диагностики.

Журнал консультаций.

Диагностика тревожности Филиппса; уровня мотивации;

изучение самооценки по опроснику Г.Н.Казанцевой;

диагностика характерологических особенностей личности Айзенка;

диагностика агрессии; социометрия, прогноз школьных трудностей.

Коррекционно-развивающие

занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности

Консультации и малые педсоветы с педагогами начальных школ и среднего звена.

Консультации и рекомендации по результатам диагностики.

Родительское собрание "Пятиклассников»

Анкетирование «Стили родительского поведения»

Консультации по протеканию адаптации

Коррекционная работа
«В первый раз в 5-й класс»

  • Занятие 1.

  • Упражнения «Снежный ком», «Комплименты», «Создай свою планету», «Путешествие по газете»;

  • Занятие 2.

  • Упражнения «Вверх по радуге», «Встаньте сколько назовут», «Недостающий стул», «Найди свое место».

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классах зависит:

  • от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.;

  • от интересной, комфортной обстановки в классе;

  • чувства безопасности для ребенка во время урока;

  • доброжелательного взаимодействия с учителями и одноклассниками;

  • поддержки и заинтересованности родителей

Рекомендации для педагогов:

  • исключить критические замечания по поводу знаний и поведения учащихся в присутствии классного коллектива;

  • при проверке знаний учащихся поощрять любые, даже минимальные успехи, дать возможность на первом этапе получать хотя бы 3, добавив при этом, что такое отношение будет временным;

  • необходимо изучит систему личных отношений учащихся в классе, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, и создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат;

  • для осуществления снижения неадекватного поведения ученика, необходимо обеспечить ситуацию успеха в какой-либо деятельности. Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его результатов;

  • нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Рекомендации для родителей:

  • воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах;

  • регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми;

  • не связывайте оценки за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений;

  • знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок;

  • помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами;

  • помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе;

  • особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Прогнозируемый результат

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • развитие личностного роста школьника;

  • развитие познавательных психологических функций;

  • сплочение класса, уважение друг к другу и взаимопонимание;

  • снятие тревожности и развитие уверенности с своих силах.





© 2010-2022