- Преподавателю
- Школьному психологу
- Использование ЭОР в деятельности педагога-психолога
Использование ЭОР в деятельности педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Литвинов В.И. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование ЭОР в деятельности педагога психолога
(из опыта работы)
Литвинов Владимир Иванович
Педагог-психолог
МОУ Казачинская СОШ
с. Казачинское
Иркутской области
Казачинско-Ленского района
Приоритетные национальные проекты «Образование», федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», задачами которой является: формирование информационно - технологической инфрастуктуры системы образования, включая: создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования; предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, технического обслуживания; применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными материалами; разработку электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; подготовку педагогических, кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологию. Позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ - технологии в деятельности педагога-психолога в ОУ.
Увеличение объема информации, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, природе, семье - эти и многие другие факторы влияют на психологическую атмосферу в школе. Как самая чувствительная часть социума, подрастающее поколение больше других нуждается в поддержке психолога.
В задачу школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д.
Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные.
Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям, таким как: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и развитие.
Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.
Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.
Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.
Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.
При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.
Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.
Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.
Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий.
Также можно отметить как очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций:
-
на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися;
-
на семинарах, практикумах с учителями, учащимися;
-
на педагогических советах.
Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами школьного образования, а также сбор и анализ новой информации в области школьной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы сети Интернет.
Возможность использования ресурсов сети Интернет позволяет психологу иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении таких трудных и важных вопросов как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, классификатор специальностей, по которым проводятся наборы, рейтинг специальностей и многое другое.
Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:
-
классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;
-
представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте школы, главной целью которого является расширение информационного образовательного пространства школы.
Использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с учащимися?
Первое и немало важное - это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе - широкие мультимедийные возможности. Третье - возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое - интерактивность компьютерных программ. Пятое-экономия временных ресурсов.
Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога использую в таких направлениях:
-
коррекционно-развивающее;
-
диагностическое;
-
организационно-методическое;
-
просветительское.
Для коррекционно-развивающих занятий мною используются презентации в программе Power Point.
Основные направления психокоррекционной работы:
-
социализация (обучение поведению в различных социальных ролях);
-
коррекция эмоциональных и личностных качеств.
Такое направление ИКТ, как создание презентаций в программе Power Point значительно повышает познавательную мотивацию. Яркость и эмоциональность учебного материала с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к учёбе.
Компьютерные программы позволяют эффективно индивидуализировать и дифференцировать обучение для каждого учащегося.
В обществе актуально и остро встаёт проблема конкретной психологической помощи детям в профессиональном самоопределении.
Профильное обучение - тот участок работы, где психолог может проявить себя во всем блеске: тут и профессиональная диагностика, и формирование реалистичных представлений о себе, и очевидный для всех результат - объективный отбор в профильные классы, и, конечно же, психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.
Мной осуществляется реализация профориентационной работы по психологическому сопровождению учащихся 8 - 9 классов
Данная работа предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, психолога и классных руководителей. Базируется она на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.
Работа по программе проводится в 5 этапов.
Информационный этап: информирование учащихся о возможных
вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения оказание помощи в выборе будущей профессии.
Диагностический этап: сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации с помощью набора диагностических методик и компьютерных тестов.
Аналитический этап: обработка результатов диагностики, обсуждение выводов в индивидуальном порядке с каждым учеником после диагностики.
Коррекционный этап: проведение развивающих игр, игр - презентаций, с использованием компьютерных технологий.
Обобщающий этап: индивидуальные консультации, индивидуальные беседы, продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе профессии.
Целью профориентациооной работы, является формирование и развитие у учащихся 8 - 9 классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.
Для реализации основной цели необходимо решить ряд задач:
• с помощью ИКТ познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
• способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
• с помощью компьютерных тестов и психодиагностических методик изучить интересы, потребности, возможности и склонности учащихся;
• информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
• способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления и др. с помощью развивающих психологических игр.
На основе полученной информации рассматриваются все возможные варианты самостоятельного принятого правильного решения.
Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога на этапе предпрофильной подготовки использую в разных направлениях:
•диагностическое,
•коррекционно-развивающее,
•организационно-методическое,
•просветительское.
Проведение компьютерной психодиагностики на этапе предпрофильного обучения позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных. Позволяет набирать готовые профессиональные тесты и самостоятельно создавать необходимые для конкретной ситуации опросники. Это стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников (формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария могут выступать и различные компьютерные игры и тренажеры.
Пробую применять компьютерные технологии в коррекционно- развивающей работе с учащимися на этапе предпрофильной подготовки. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных и когнитивных функций; повышению эффективности обучение учащихся, их учебной мотивации развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для развития познавательных способностей сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.
В целом, использование ИКТ на этапе предпрофильной подготовки ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников - практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д.
В своей работе я стала часто обращаться к поиску необходимой информации в Интернете. Позитивные стороны работы в Интернете я вижу, прежде всего, в возможности:
-
открытого и оперативного доступа к достоверной научной информации по проблемам выявления, дифференциальной диагностики, обучения и воспитания детей;
-
оперативного доступа к профессиональной литературе нового поколения, а также классическим работам основоположников отечественной науки и практики помощи детям с различными нарушениями в развитии.
В целом, использование ИКТ психологическими службами школ ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников - практикумов по психологии, электронных приложений к известным УМК по психологии и т.д. Бесспорно, что использование ИКТ в деятельности педагога-психолога сегодня обыденно, как и привычная работа психолога в школе.
Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых мною в работе педагога-психолога
ЭОР, представленные на CD
-
«Дороги, которые мы выбираем» - видеокурс для подростков о выборе профессионального и жизненного пути. Галина Резапкина.
-
«В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Диагностика и коррекция» - электронное пособие предназначенное школьным психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных дисциплин. Издательство «Учитель»
-
«В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Занятия, тренинги, разработки уроков» - электронное пособие предназначенное школьным психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных дисциплин. Издательство «Учитель».
-
«Электронное сопровождение образовательного курса «Человек и профессия» - наглядные информационные материалы, презентации, конспекты занятий по разделам курса «Человек и профессия». Издательство «Глобус»
-
«Система профконсультации Ориентир» - Издательство «Центр развития образования»
ЭОР в сети
-
psy.1september.ru - Сайт журнала «Школьный психолог».
-
1september.ru - «Первое сентября». Сервер объединения педагогических изданий. Публикуются номера газеты, а также материалы предметных газет, в том числе «Дошкольное образование».
-
metodkabi.net.ru/ - методический кабинет профориентации. Сайт содержит конспекты занятий, классных часов, тесты, рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся. Автор-разработчик: Галина Резапкина.
-
adalin.mospsy.ru - Психологический центр «АДАЛИН». Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских и семейных отношений, развивающие занятия с детьми дошкольного возраста (диагностика и развитие мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей), подготовка ребенка к школе. Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские страхи, неврозы у детей, задержка психического развития. Психологические тесты, коррекционные и развивающие методики, статьи и публикации по психологии.
-
azps.ru - «А.Я. Психология». Сайт содержит статьи по разным отраслям психологии, в том числе - по детской психологии azps.ru/articles/kid (фактически - гиперучебник), тесты, программы тренингов, словарь психологических терминов, есть раздел для родителей.
-
childhoodbooks.ru - «Книги детства». О лучших детских изданиях СССР и некоторых хороших книгах современной России. edu.km.ru - Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий».
-
playroom.com.ru - Детская игровая комната. Более 120 текстов детских песен из фильмов и мультфильмов, компьютерные игры для детей разного возраста, доступные для скачивания, игры развивающие и логические, а также кроссворды, загадки, перевёртыши, считалки, пословицы, шарады, ребусы.
-
psyparents.ru/index.php?view=news&item=943 - Детская психология для родителей. Дошкольные программы, статьи о дошкольных программах. Школьные программы («Философия для детей», Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Вальдорфская педагогика, Система Л. Занкова). Сайты для родителей. Психологические центры. Психологический словарь.
-
skazkater.narod.ru - Сообщество сказкотерапевтов. Терапевтические сказки, ссылки на коллекции сказок.
-
vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
-
detisite.ru - «Детисайт». Психолого-педагогическое Интернет-издание. Содержит научные и практические материалы по вопросам детской психологии, педагогики, медицины, приглашает к участию в дискуссиях и семинарах. Разделы: психология раннего возраста, психология обучения ребенка, практика воспитания дошкольников, методические материалы.
-
psy.org.ru - Нейропсихология детского возраста. Сайт создан сотрудниками «Центра интеллектуального развития ребенка», основанного на базе кафедры клинической психологии Московского Психолого-Социального института. Содержит статьи, аннотации книг по нейропсихологии детского возраста.
-
psychologies.ru/ -Официальный сайт журнала "Psychologies"
-
psychology.ru/ - Новости психологии, тесты, полезная информация.
-
parents.ru/ - Сайт журнала "Счастливые родители".
-
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование, быт, отдых, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи.
-
gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php - электронная библиотека, психология
-
planetapsy.ru/ - ПЛАНЕТА ПСИХОЛОГИИ
-
babylib.ru/ - Здесь собраны сказки народов мира, сказки разных авторов. Есть произведения на любой выбор: известные и не очень, простые сказки и сказки, которые необходимо осмыслить. Также на сайте существует прекрасная подборка мультфильмов.
-
psyparents.ru/ - Сайт психолого-педагогического образования родителей по проблемам возрастного развития, обучения и воспитания детей. Консультации детских психологов. Дистанционные образовательные программы. Обзор книг, подборка тематических статей по психологии и педагогике. Каталог развивающих игр.