Конспект урока по ОЗОЖ Свобода и ответственность

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ гимназия №1 г.Балашова Саратовской области













Свобода и ответственность.









Педагог-психолог Игнатенко И.П.





















Балашов



СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Тема занятия, посвященного понятию «ответственность», на мой взгляд, очень актуальна для учащихся 9 класса нашей школы.

Мы с ребятами также не оставляем подобные проблемы без внимания, и в логике разговора о социально зрелой личности посвящаем данное занятие теме «Свобода и ответственность».

Цель

Дать учащимся 9 класса возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.

Время проведения: 30 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается со вступительного слова, в котором ведущий сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме.

Ведущий. Понятие «свобода» широко используется в нашей жизни. Мы употребляем такие выражения как «свобода личности», «свобода духа», «свобода слова», «свободное время» и много других словосочетаний, связанных со свободой. Суть этих выражений понятно всем. Мы с уверенностью утверждаем, что мы свободные личности, мы можем свободно и открыто мыслить и говорить, не боятся что за «неправильные мысли» нас лишат свободы или жизни, например, как в Средневековье, когда понятие «свобода» было неоднозначным. Но сейчас мы живем в правовом государстве, где свобода слова - право каждого человека. Что же такое «свобода»?

Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», психолог предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

Свобода - это:

- отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

- сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

- реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

- не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

- степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

- наличие прав и их гарантированность;

- один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Ведущий. Тема свободы была актуальна всегда. Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества.

Вашему вниманию, предлагаются цитаты о свободе. Эти люди известны в истории, каждый из них сыграл свою роль. Давайте прочитаем эти цитаты:

  1. «Чем полнее будет победа наших идей, тем большую внутреннюю свободу сможем мы предоставить каждому». А. Гитлер и его знаменитая книга «Моя борьба».

  2. «Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич». А.С. Пушкин

  3. «Для того, чтобы народ обрел истинную свободу, надобно, чтобы управляемые были мудрецами, а управляющие - богами». Наполеон Бонапарт.

  4. «В нашей стране должно быть свободное общество свободных людей». В.В. Путин (премьер- министр РФ)

  5. «…за единственную свободу, которая может быть серьезным фактом, именно - за свободу государства и свободу индивида в государстве». Бенито Муссолини. «Доктрина фашизма»

  6. «Вы свободны. Свобода прекрасна! Но Вы должны знать, что для того чтобы восстановить хаос потребуется время». Джордж Буш

Все известные люди: писатели, политики, поэты и философы говорили о свободе и многие из них обещали ее людям. Но смысл, который они вкладывали в это понятие был различным. И мы видим это из примеров истории.

В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы - одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и это объясняется, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

Видеоролик.

Вопросы для обсуждения

Ребята, в интервью среди многих высказываний мы услышали, такое мнение что человек не может быть абсолютно свободен. Почему?

- В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?

- Что ограничивает это стремление?

Ведущий. Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной , безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Именно поэтому во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен уважать права другого.

Отрывок из книги А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Как Вы думаете, почему фонарщик ежедневно выполняет свою работу, соблюдает уговор?

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.

Ведущий. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени - через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности - это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

- «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);

- «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);

- «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);

- «Ответственный человек - это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».

Ведущий. Сегодня на занятии мы познакомились с понятиями «свобода» и «ответственность».

Мы увидели сегодня, как по разному трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, мы что то принимаем, а что то отвергаем. Но вместе с тем, соглашаемся что свобода прежде всего означает возможность выбора, причем выбора, сделанного самостоятельно, на основе собственного решения.

Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор.

Этот вопрос сейчас стоит и перед Вами. Вы заканчиваете 9-й класс и перед Вами стоит вопрос выбора дальнейшего пути образования. Родители и педагоги со своей стороны будут помогать вам, но выбор останется за вами.

Обратная связь

Все участники отвечают по очереди на вопрос: «Что мне показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?»



© 2010-2022