Положение о службе медиации (примирени)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственного казенного общеобразовательного учреждения

Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»

_____________________________________________________________________________________

346504 г. Шахты

Ростовской области,

пер. Тюменский,72

Тел. 8 (8636) 22-59-39; 22-61-47

Факс: 8 (8636) 22-59-39

E-mail: [email protected]


ПРИНЯТО:

на заседании Педагогического совета

Протокол № ____ от ______ 201 г.

Утверждаю:

директор ГКОУ школы-интерната №16

__________ Е.А. Нархова

Приказ № ___ от ______201 г.






П О Л О Ж Е Н И Е

О СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ /ПРИМИРЕНИЯ/


ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАХТИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 16»

















разработана педагогом-психологом

высшей квалификационной категории: М.А. Сучковой

  1. Общие положения

1.1. Служба школьной медиации (служба примирения), является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2. Функционирование службы примирения в школе-интернате позволит:

  • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

  • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся (воспитанников);

  • сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

  • повысить квалификацию работников школы-интерната по защите прав и интересов детей;

  • обеспечить открытость в деятельности школы-интерната в части защиты прав и интересов детей;

  • создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

  • оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • оздоровить психологическую обстановку в школе-интернате.

1.3. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы СШМ (службы примирения) и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.4. Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

1.5. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы примирения могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана служба примирения.

1.6. Деятельность службы примирения направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

1.7. Правовой основой создания и деятельности службы примирения является:


  • Конституция Российской федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Семейный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон №193-ФЗ от 27.07.2010г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

  • Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Стандарты восстановительной медиации, «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования;

  • Настоящего Положения.

1.8. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, Устава школы-интерната и настоящего Положения.

2. Цели и задачи СШМ (службы примирения)

2.1. Основная цель состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для педагогов, для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом;

  • распространение среди обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;

  • помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологий восстановительной медиации;

  • содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

  • снижение количества административного реагирования на правонарушения.

2.2. Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

  • воспитание будущего поколения, опирающегося на гуманистические ценности, ставящего благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место;

  • информирование обучающихся, воспитанников и педагогов о миссии, принципах и ценностях восстановительной медиации;

  • проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, «школьных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

  • проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;

  • обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности за свое поведение;

  • формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения;

  • развитие ресурсов личности;

  • выработка коммуникативных навыков;

  • умение разрешать конфликты мирным путем;

  • формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.

3. Принципы деятельности СШМ (службы примирения)

3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие педагогов (участников образовательного процесса) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта;

3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство СШМ (службы примирения) не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможности нанесения ущерба для жизни, здоровья, безопасности, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону кого-либо из участников конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.


4. Порядок формирования СШМ (службы примирения)

4.1. В состав службы примирения входят педагогические работники, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

4.2. Руководителем службы примирения может быть заместитель директора по ВР, педагог-психолог или иной педагогический работник школы-интерната, прошедшие обучение по проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации), на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно или Уставом школы-интерната.

4.4. Контроль над работой службы примирения осуществляется директором школы-интерната.

5. Порядок работы СШМ (службы примирения)

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы школьной медиации, родителей (законных представителей).

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются администрация школы-интерната.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в школе-интернате формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных представителей) или их участие во встрече.

5.4. В случае, если конфликтующие стороны обучающиеся (воспитанники) не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия и с участием родителей (классного руководителя).

5.5. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.6. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые, а также в случае криминальной ситуации) руководитель службы примирения принимает участие в проводимой программе.

5.8. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости.

5.9. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре.

5.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы-интерната.

5.11. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, осуществляет контроль над выполнением обязательств, но не несет ответственности за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, СШМ может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном примирительном договоре.

5.12. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

5.13. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

5.14. По согласованию с администрацией школы-интерната и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.16. При необходимости служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

6. Организация деятельности СШМ (службы примирения)

6.1. Службе примирения администрация школы-интерната предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы-интерната (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2. Поддержка и сопровождение службы примирения может осуществляться с социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

6.3. Администрация школы-интерната содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует, поддерживает обращения педагогов, обучающихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

6.4. Должностные лица школы-интерната оказывают СШМ (службе примирения) содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и обучающихся (воспитанников).

6.5. Служба примирения имеет право пользоваться услугами педагога-психолога, социального педагога и других специалистов школы-интерната.

6.6. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы СШМ (службы примирения) и достигнутых договоренностях сторон.

6.7. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы-интерната может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.8. Один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.9. Администрация школы-интерната поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении квалификации.

6.10. Служба примирения может вносить предложения на рассмотрение администрации школы-интерната предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы-интерната по предложению членов службы примирения, администрации школы, педагогического совета.

7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации», авторы Типового положения: Коновалов А. Ю., Максудов Р. Р.

Утверждаю:

директор ГКОУ школы-интерната №16

__________ Е.А. Нархова



План работы

службы школьной медиации

ГКОУ школы-интерната №16 г. Шахты

на 2015-2016 учебный год

Основная цель службы школьной медиации (службы примирения) - формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Основные задачи:

  • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

  • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся (воспитанников);

  • сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

  • повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов обучающихся (воспитанников);

  • обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

  • создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

  • оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

1

Разработка Положения о службе примирения

ноябрь

2015 г.

администрация школы-интерната

2

Издание приказа о создании, о СШМ (службы примирения)

ноябрь,

2015 г.

директор

школы-интерната

3

Заседание службы примирения:

- изучение нормативно-правового обеспечения деятельности

- определение состава

- планирование мероприятий

ноябрь,

2015 г.

члены

службы примирения

4

Организация и проведение ознакомительного семинара: «Работа службы школьной медиации»

декабрь, 2015 г.

администрация школы-интерната

руководитель СШМ

5

Проведение классных часов на тему: «Знакомство со службой школьной медитации», 5-9 классы;

«Разрешение конфликтных ситуаций в школе», 5-9 классы

январь

февраль

2016 г.

классные руководители,

педагог - психолог,

социальный педагог

6

Психологические игры на сплоченность, 1-4 классы;

Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»,

1-4 классы

в течение года

(по запросу)

педагог-психолог

7

Проведение ознакомительной встречи с родителями на собрании общешкольного родительского комитета (1-11 классы).

январь, 2016 г.

администрация школы-интерната

8

Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

в течение года

руководитель

службы примирения

9

Формирование инициативной группы службы примирения из числа родителей по двум возрастным группам:

5-9 классы; 10-11 классы

декабрь, 2015 г.

руководитель

службы примирения

классные руководители

10

Анкетирование учащихся

5 - 11 классов по выявлению

причин конфликтов

декабрь, 2015 г.

классные руководители

педагог - психолог

11

Сотрудничество с Советом профилактики школы

в течение года

члены

службы примирения

12

Размещение информации о работе СШМ (службы примирения) на школьном сайте

в течение года

члены СШМ

(службы примирения), администратор школьного сайта

13

Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга

в течение года

руководитель СШМ (службы примирения)

14

Разработка:

«Памятки для медиатора»

«Памятки для педагога»

декабрь, 2015 г.

члены СШМ

(службы примирения)

15

Оформление информационного стенда о работе СШМ (службы примирения)

декабрь, 2015 г.

члены СШМ

(службы примирения)

16

Подведение итогов работы СШМ (службы примирения) за год

май,

2016 г.

члены СШМ

(службы примирения)

17

Консультации со специалистами других служб медиации

в течение года

члены СШМ

(службы примирения)

18

Участие в семинарах проводимых на городском, областном уровне по вопроса медиации

в течение года

члены СШМ

(службы примирения)

19

Участие в заседаниях суда, КДН (в качестве эксперта)

в течение года

члены СШМ

(службы примирения)


© 2010-2022