Психологическая служба в образовании: перспективы развития

Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества.  Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в образовательной системе должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования. Такой структурой является Служба практической психологии, которая начала своё становление  в российском образовании бол...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая служба в образовании: перспективы развития.

Алехина С.В., Битянова М.Р., Метелькова Е.И.

Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в образовательной системе должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования. Такой структурой является Служба практической психологии, которая начала своё становление в российском образовании более 15 лет назад.

В сентябре - октябре этого года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерации психологов образования России состоялись Всероссийские семинары-совещания «Управление психологической службой на региональном и муниципальном уровне», «Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования», «Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», «Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования» и II Всероссийская неделя школьной психологии в ВДЦ «Орленок». В задачу специалистов, приехавших из 50 регионов России, входило определение того, что же такое Служба практической психологии образования в современных условиях, какова ее роль и перспективы развития. Итогом работы стала модель психологической службы, в основу которой положены два принципа:

1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Декларируемые в Законе Российской Федерации "Об образовании" (ст. 2) принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.

2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать, если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями. Мы считаем, что психологическая служба системы образования - это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, районные и городские методические объединения, краевые и областные центры) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательного учреждения сотрудник такой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов и специфики образовательного учреждения. Возможности психолога и службы существенно отличаются. Служба, даже если она состоит из нескольких специалистов, располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели отдельный педагог-психолог образовательного учреждения. Эффективность же психологической службы как организационно-управленческой системы во многом зависит от выстроенности и согласованности профессионального управления.

Направления деятельности психологической службы

Мы считаем, что деятельность психологической службы образования должна затрагивать три направления:

  1. психологическое обеспечение развивающего компонента образования,

  2. психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития

  3. совершенствование самой службы как организационной системы и профессиональное развитие специалистов.

Каждое из этих направлений реализуется на разных управленческих уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.

1) Психологическое обеспечение развивающего характера образования предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям, эффективность образовательного процесса и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования, прогнозировать и на основании этого проектировать необходимые изменения.

Проектирование в системе образования позволяет на идеальном уровне замысливать и на практическом - воплощать - систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития учащихся. Проектирование в обязательном порядке должно учитывать возрастные и психологические особенности учеников, их восприимчивость к различного рода педагогическим технологиям, возможность усваивать предлагаемые объемы информации, эмоциональное благополучие и т.д.. Это необходимо в рамках любого образовательного проекта, независимо от того проектируем ли мы образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимого поведения или индивидуальный образовательный маршрут отдельного ученика. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить психологическое здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.

Психологическая экспертиза призвана оценить соответствие конкретной учебной программы, пособия, состояния образовательной среды поставленным развивающим задачам. В настоящее время индивидуальный образовательный маршрут обучающихся подвергается экспертизе и проектированию в рамках работы психолого - медико-педагогических комиссий и консилиумов. Настало время для проведения профессиональной психологической экспертизы учебников, профилактических программ, развивающих игр и игрушек.

Все три направления деятельности психологической службы реализуются на разных управленческих уровнях через различные виды деятельности структурных подразделений .

2) Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность. Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д. Однако, важно, что все они обретают конкретную цель и метод в контексте целей развивающего образования.

Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и студентами могут оказывать психологическую помощь специалистам системы образования, повышающим в них свою квалификацию. Именно здесь может осуществляться консультирование самих педагогов и психологов, снимая, таким образом, извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональным этическим принципам.

3) Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует эффективность психологической службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы. Формирование профессионального сообщества, придерживающегося единых этических норм, регулярное общение и обмен опытом с коллегами в рамках семинаров, конференций, форумов и конгрессов, научно-методическое и инструментальное обеспечение специалистов службы, создание научно-методических советов для решения актуальных проблем образования организационно и методически обеспечивают соответствие возможностей службы потребностям системы образования.

Уровни управления службой

На сегодняшний день мы наблюдаем существование разрозненных элементов психологической службы на разных уровнях управления образованием: от федерального до конкретного образовательного учреждения. Отсутствие ясного представления о целях и задачах самой службы и нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность, тормозит формирование психологической службы образования как целостной организационной структуры, обеспечивающей всю систему, в рамках которой она функционирует, и задачи которой решает.

Таким образом, необходимо связать элементы вышеозначенной системы в единое целое, согласовать цели и задачи службы, соотнеся их с миссией системы образования в Российской Федерации, простроить вертикаль ее управления и зафиксировать все это в нормативных документах.

Четкая регламентация деятельности позволит психологу решать профессиональные задачи на более высоком организационном и методическом уровне, создаст комфортные условия для развития и самосовершенствования, а образовательное учреждение убережет от роли «полигона» для испытания психотехник и методик недобросовестным специалистом. Целесообразным представляется введение системы профессиональной сертификации, гарантирующей качество подготовки специалиста для работы с использованием различных психологических технологий.

На муниципальном уровне удельный вес управленческих задач у специалистов службы возрастает. ППМС-центры, имеют в своем составе педагогов-психологов, но в связи с тем, что обслуживают учащихся разных образовательных учреждений и координирует деятельность специалистов муниципальной системы образования, относятся к муниципальному уровню управления службой. На этом уровне существуют городские методобъединения, проводятся семинары и совещания специалистов и руководителей службы, осуществляется мониторинг и научно-методическое сопровождение подразделений службы в образовательных учреждениях. К компетенции службы муниципального уровня относится психологическая экспертиза коррекционно-развивающих программ и инновационных образовательных проектов, аттестация и методическое сопровождение работников образования (через методкабинеты, ИУУ, ИПКРО).

На региональном уровне проводится мониторинг образовательной среды и состояния развития, обучающихся на территории региона, а также собственных подразделений службы, осуществляется проектирование программ и концепций развития образования в регионе, экспертиза учебников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Развитие самой службы на этом уровне определяется региональным научно-методическим советом, а также съездами и конференциями, проводимыми в рамках региона.

Федеральный уровень управления службой обеспечивает ее целостность, организационное единство в достижении целей и решении задач образования. В Министерстве образования и науки, необходим отдел, курирующий деятельность школьной психологической службы, ППМС-центров, учреждений профессионального и дополнительного образования и т.д. Создание федерального научно-методического совета службы позволило бы проектировать деятельность и развитие самой службы с учетом потребностей системы образования и достижений психологической науки.

Факторы развития службы

Психологическая служба - это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае согласованного понимания ее целей и задач. Психологическая служба обеспечивает развивающий характер образования. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные образовательные программы на развитии и психологическом благополучии детей в данном образовательном учреждении. Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации профилактических программ и работы с родителями.

Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов работ в рамках основных направлений деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации. Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен быть профессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние достижения психологической науки ставятся на службу образовательной практике. Любой человек в нашей стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право получить образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ в области образования невозможны.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ


НПсихологическая служба в образовании: перспективы развития.аправления

деятельности

Уровни

управления

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАЗВИВАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

МОНИТОРИНГ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ЭКСПЕРТИЗА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

Структуры:

  • Министерство образования и науки РФ,

  • профильные федеральные НИИ,

  • профильные федеральные вузы

  • Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории России

  • Мониторинг психологической службы

  • Участие в проектировании программ и концепций развития образования

  • Проектирование деятельности психологической службы

  • обр.программ,

  • учебников,

  • программ подг., переподг. и пов.квалификации,

  • обр. среды (в том числе игр и игрушек),

  • региональных программ развития образования

  • инновационных проектов


  • Федеральный научно-методический совет

  • Съезды, конференции, симпозиумы в России и зарубежом

  • Научно-методическое сопровождение региональных психологических служб

  • Профессиональные СМИ

  • Издание профессиональной литературы

РЕГИОНАЛЬНЫЙ

Структуры:

  • органы управления образованием субъектов РФ,

  • профильные региональные НИИ,

  • профильные региональные вузы,

  • ИУУ, ИПКРО,

  • региональные ППМС-центры,

  • региональные ПМПК

  • Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории региона для целей и задач региональных органов управления образованием

  • Мониторинг муниципальных психологических служб для целей и задач региональных органов управления образованием


  • Участие в проектировании программ и концепций развития образования в регионе,

  • Проектирование деятельности региональной психологической службы

  • образовательных программ,

  • учебников,

  • коррекционно-развивающих программ,

  • программ подг., переподг. и пов.кв.,

  • образовательной среды учреждения

  • инновационных проектов

  • Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (региональные ППМС-центры, региональные ПМПК)

  • Региональный научно-методический совет

  • Съезды, конференции, симпозиумы в России и зарубежом

  • Научно-методическое сопровождение муниципальных психологических служб (профильные региональные НИИ, профильные региональные вузы, ИУУ, ИПКРО,

региональные ППМС-центры)

  • Профессиональные СМИ

  • Издание профессиональной литературы

Пс. профилактика

Пс. просвещение

Пс. диагностика

Пс. коррекция

Пс. консультирование

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

Структуры:

  • муниципальные органы управления образованием,

  • ППМС-центры,

  • муниципальные ПМПК,

  • методические центры,

  • методические кабинеты

  • центры мониторинга (?)

  • Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории муниципального образования для целей и задач муниципальных органов управления образованием

  • Мониторинг психологических служб образовательных учреждений для целей и задач муниципальных органов управления образованием


  • Участие в проектировании программ и концепций развития образования на территории муниципального образования,

  • Проектирование деятельности муниципальной психологической службы

  • Психологическая экспертиза образовательной среды учреждения

(ППМС-центр)

  • Аттестация работников образования (методкабинеты, ИУУ-ИПКРО)

  • Психологическая экспертиза коррекционно-развивающих программ (ППМС-центры)

  • Психологическая экспертиза инновационных проектов

  • Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (муниципальные ППМС-центры, муниципальные ПМПК)


  • Муниципальные методобъединения

  • Семинары и совещания специалистов и руководителей психологической службы

Издание профессиональной литературы

  • Научно-методическое сопровождение психологических служб образовательных учреждений (ППМС-центры)

Пс. профилактика

Пс. просвещение

Пс. диагностика

Пс. коррекция

Пс. консультирование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Структуры:

  • Психологическая служба ДОУ

  • Психологические службы школ всех типов и видов

  • Психологическая служба вуза

  • Психологическая служба ссуза

  • Психологическая служба учреждения дополнительного образования


  • Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) внутри и для целей самого образовательного учреждения


  • Проектирование образовательной среды,

  • Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося (воспитанника),

  • Проектирование деятельности психологической службы образовательного учреждения

  • Психологическая экспертиза индивидуального маршрута обучающегося (психолого-мед-пед консилиум школы, психолого-пед консилиум ДОУ, ППМС-центр)


  • Психологическое опровождение субъектов образовательного процесса (психологические службы образовательных учреждений)


  • Самообразование,

  • обмен опытом,

  • наставничество внутри образовательных учреждений

Пс. профилактика

Пс. просвещение

Пс. диагностика

Пс. коррекция

Пс. консультирование


8

© 2010-2022