Роль педагога – психолога в психолого –педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации

В данной статье рассматривается роль педагога – психолога в психолого –педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организацииПсихолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО/ Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление педагога - психолог Донской М.В.

МДОУ «Детский сад №2 г. Черемхово»

Роль педагога - психолога в психолого -педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

В ходе психологического сопровождения намечено решение следующих задач:

  • помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост;

  • формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

  • отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

  • снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги;

  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.

На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации:

  • выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей;

  • профессиональная компетентность;

  • владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

  • определение уровня общения взрослого и детей;

  • взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей);

  • работа педагога по самообразованию;

  • самоанализ педагога.

с помощью следующих диагностических методик:

  • Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева);

  • Тест для определения психолого-педагогической компетенции воспитателя ДОУ;

  • Тип темперамента по кругу Айзенка;

  • Цветовой тест Люшера (в сокращении);

  • Психогеометрический тест С. Делингер

  • Самоанализ профессиональной деятельности педагога;

  • Анализ развивающей предметно - пространственной среды.

Проанализировав результаты диагностики были выделены несколько направлений психолого-педагогического сопровождения:

  1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ОО (далее по тексту дошкольной организации) в вопросах организации планировании и организации деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС ДО.

  2. Актуализацию интереса к ФГОС и мотивационную готовность воспитателей ОО. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности.

  3. Повышение квалификации и переподготовка педагогов ОО для получения новых специализаций.

  4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе вебинаров, городских методических мероприятий.

  5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ОО по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

  6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.

Практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Работа, проводимая в Организации со специалистами и педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационный уровень.

На заключительном обобщающем этапе в конце учебного года заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста педагогов, намечают перспективы дальнейшей работы. На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику готовится самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год. Основная работа заключается в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.

Список использованной литературы:

  1. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П.Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2012.

  2. Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб.: Речь, 2008

  3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2011.

  4. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2012.

  5. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья - компетентные родители», с.1-16

© 2010-2022