- Преподавателю
- Школьному психологу
- Роль педагога – психолога в психолого –педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации
Роль педагога – психолога в психолого –педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Донская М.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление педагога - психолог Донской М.В.
МДОУ «Детский сад №2 г. Черемхово»
Роль педагога - психолога в психолого -педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации
Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.
В ходе психологического сопровождения намечено решение следующих задач:
-
помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост;
-
формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
-
отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
-
снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги;
-
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации:
-
выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей;
-
профессиональная компетентность;
-
владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
-
определение уровня общения взрослого и детей;
-
взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей);
-
работа педагога по самообразованию;
-
самоанализ педагога.
с помощью следующих диагностических методик:
-
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева);
-
Тест для определения психолого-педагогической компетенции воспитателя ДОУ;
-
Тип темперамента по кругу Айзенка;
-
Цветовой тест Люшера (в сокращении);
-
Психогеометрический тест С. Делингер
-
Самоанализ профессиональной деятельности педагога;
-
Анализ развивающей предметно - пространственной среды.
Проанализировав результаты диагностики были выделены несколько направлений психолого-педагогического сопровождения:
-
Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ОО (далее по тексту дошкольной организации) в вопросах организации планировании и организации деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС ДО.
-
Актуализацию интереса к ФГОС и мотивационную готовность воспитателей ОО. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности.
-
Повышение квалификации и переподготовка педагогов ОО для получения новых специализаций.
-
Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе вебинаров, городских методических мероприятий.
-
Психолого-педагогическая поддержка педагогов ОО по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
-
Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.
Практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Работа, проводимая в Организации со специалистами и педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационный уровень.
На заключительном обобщающем этапе в конце учебного года заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста педагогов, намечают перспективы дальнейшей работы. На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику готовится самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год. Основная работа заключается в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.
Список использованной литературы:
-
Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П.Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2012.
-
Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб.: Речь, 2008
-
Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2011.
-
Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2012.
-
«Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья - компетентные родители», с.1-16