Занятие - тренинг Дорогой успеха

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг «Шаг к себе»

Цели: сохранение психологического здоровья как фактор социальной и личностной успешности, развитие социальной адаптивности, создание атмосферы доверия в коллективе.

Задачи:

1. Научить видеть возможности внутри себя и в окружающем мире;

2. Научить ставить цели и находить эффективный путь их достижения;

3. Развить жизненно необходимые навыки, позволяющие противостоять негативным жизненным ситуациям;

4. Ознакомить с техниками саморегуляции эмоционального состояния.

Оборудование и материалы: компьютер и мультимедийный проектор, презентация со звуками моря и шторма, бумага, пластилин, скотч, ножницы, английские булавки, фломастеры, карандаши, клей, воздушные шарики, карточки с названиями животных.

Ход занятия

Актуализация

В настоящее время вопрос о психологическом здоровье педагогов и школьников звучит достаточно актуально. И не секрет, что образовательное учреждение является фактором риска для здоровья школьников, так как большую часть времени они проводят в стенах школы. Здоровым школьник можно назвать ребенка, который успешно адаптируется и имеет гармоничные отношения с окружающими. Поэтому, на наш взгляд, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития личности ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня мы вам предлагаем групповое занятие по теме «Шаг к себе» Цель данного занятия заключается в сохранении психологического здоровья как фактора социальной и личностной успешности, развитии социальной адаптивности, создании атмосферы доверия в коллективе.

И так, начнем.

Знакомство.

Представьте себе, что вся наша группа находится в океаническом порту с целью совершить кругосветное путешествие. Для путешествия всем нам необходимо психологически подготовиться. Для этого, мы предлагаем вам сейчас обратиться к себе, к своему сознанию, к своим мыслям и мечтам.

Ведь именно это подчеркивает в нас то удивительное, уникальное, что ставит нас в позицию Человека.

Давайте сейчас попробуем оформить свою визитную карточку, через которую каждый попытается открыть себя для других в необычном имени, которые подчеркнет вашу уникальность.

Думаем, что каждый из вас уже готов приступить к оформлению своей визитной карточки. Карточки у вас в руках, карандаши и фломастеры перед вами. В вашем распоряжении 2 минуты. Пожалуйста, приступайте к работе.

Свою визитную карточку закрепите у себя на груди, чтобы она всем была хорошо видна.

Для того чтобы отправиться в кругосветное путешествие, вам необходимо купить билет на корабль.

Билет можно купить в кассе за яркое представление вашего имени. Начав со слов: «Меня зовут Ромашка, я очень люблю солнце». За представления вашего имени вы получаете билет и проходите в зал ожидания.

Просим занять места в зале ожидания по алфавиту (участники рассаживаются).

Обсуждение:

- Посмотрите друг на друга, видите ли вы среди участников кого-то, с кем есть сходство вашего имени на визитной карточке с именем участника?

- Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

- Как вам кажется, возможно, ли эффективно взаимодействовать, не зная толком, кто ты сам есть?

Наш корабль подошел к причалу. Перед посадкой на корабль необходимо пройти контроль. Для этого соберите на обратной стороне вашего билета как можно больше подписей участников нашего путешествия, с которым у Вас есть общий признак. Например, у тебя очки и у меня очки распишись.

Поздравляем, вы все благополучно прошли контроль. Желаем вам счастливого пути!!!! Гудок теплохода и мы отплываем.

Наше путешествие проходит через Атлантический океан. Погода всю неделю стояла прекрасная, то и дело мимо нас проплывали дельфины.

На следующий день нашего кругосветного путешествия разыгрался шторм. По какой-то неизвестной причине еще и на судне вспыхнул пожар. К счастью, со шлюпками на корабле проблем не было. И все пассажиры оказались в спасательных шлюпках. Штормовые волны унесли шлюпки далеко от места кораблекрушения. Целые сутки шторм не прекращался, а когда он утих, вы, измученные и голодные, увидели на горизонте землю. Обрадованные, вы устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед вами остров, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно добраться вплавь. Через некоторое время вы ступили на твердую землю необитаемого острова.

Упражнение «Воздушные шарики» (цель: ознакомление с техникой саморегуляции эмоционального состояния, снятие эмоционального напряжения).

Остров вам неизвестен. Что вы чувствуете? Да действительно, вас охватил страх, паника. Вы в растерянности, не знаете, что делать. В первую очередь - давайте успокоимся и возьмем себя в руки. Багажа у нас нет, есть только на одежде карманы, в которых, вы обнаружили воздушный шарик. Вот им вы сейчас и воспользуетесь. Надуйте его, пожалуйста, выпустив в него все свои негативные эмоции. А теперь отпустите. Сильный ветер на острове унесла нашу тревожность вдаль. Погладив друг друга, мы отправились вглубь острова.

Обсуждение:

- Что вы чувствуете?

Упражнение «Зоопарк» (цель: развитие навыков социальной адаптивности).

Остров поразил вас своей красотой и необычностью. Необычность его заключается в том, что на нем обитают самые разные животные. А какие… мы сейчас узнаем. (раздаются карточки с названием животных).

Прочитав название и не кому не показывая, по команде, вам необходимо построиться в одну шеренг по размеру животного. Разговаривать можно только на языке своего животного. Приступайте. Давайте проверим.

Обсуждение:

- Чем вы руководствовались при построении? Что вам помогло правильно выбрать свое место?

- В чем была сложность?

Упражнение «Дождь в джунглях» (цель: снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы доверия, сплочение группы).

Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивание по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

Обсуждение:

- Что вы чувствуете?

Упражнение «Пойди туда, не знаю куда, принести то, не знаю что» (цель: актуализация и осознание личностных ресурсов, осознание необходимости ставить цели и искать пути их достижения).

Наше изучение острова продолжается. Что же он из себя представляет? Каждому из вас нужно пойти туда, не зная куда, принести то, не зная что. Задача - вернуться с одной вещью (это могут быть все, что вы запомнили и увидели). Главное - эта вещь должна иметь для вас какое-то значение (участники лепят из пластилина поделки). Время на выполнение задания дается 3 минуты. Представьте свою вещь и ее значение.

Обсуждение: Упражнение наше называлось ….

- Что значит пойти туда, не зная куда, принести то, не зная что?

- У вас не было конкретного задания, почему вы нашли на этом острове именно это вещь?

Значит каждый из вас шел со своей целью.

Упражнение «У костра» (цель: осознание личностных ресурсов)

Наступила ночь. На острове стало прохладно. Хочется спать. Для того чтобы устроить ночлег. Ночлег вы будете строить из своих качеств, которые помогают вам выживать на данном острове. На листе бумаги, по очереди, напишите качество и найдите ему место в строительстве ночлега. Положить можно только одно качество, повторять качества, написанные другими, нельзя. Из листов бумаги у вас должен получиться шалаш.

Обсуждение:

- Трудно ли было вам определиться с качеством, которое вы использовали в строительстве?

- Все ли качества, предложенные вами помогут нам выжить на острове?

Упражнение «Возвращение» (цель: создание благоприятного социально-психологического климата как фактора личностной успешности)

Пора возвращаться домой. Корабль за нами не придет. Значит, будем строить плавательное средство (плот). Из подручных средств постройте плот, используя ножницы, степлер и бумагу. На плоту должны уместиться все, только при этом условии вы попадете домой.

Вот, наконец - мы в родном порту и наше необычное путешествие закончилось.

Упражнение «Благодарю тебя…»

Поблагодарите друг друга за помощь, поддержку на острове. Для этого необходимо по часовой стрелке начиная от меня, благодарим соседа слева, начиная со слов: «Благодарю тебя, Ромашка, за то, что ты мне принесла компас».

Обсуждение:

- Что вы чувствовали, когда вас благодарили?

За плечами у вас осталась необычная жизнь на острове и морская звезда, привезенная с собой в качестве сувенира.

Рефлексия.

Упражнение «Морская звезда».

Перед вами морская звезда, ее каждый лучик имеет определенное отношение к данному занятию. Лучики называются - «Над этой темой я хотела бы поработать», «Здесь я получила удовольствие», «Мне здесь совсем не понравилось», «Для себя это занятие считаю полезным», «Мне здесь не хватало…». Приклеите жетон к лучику, который выражает ваше отношение к этому занятию.


© 2010-2022