Рабочая программа по психологии для 4, 6, 11 классов

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор

МКОУ «Колымская НСОШ им.Н.И.Таврата»»

Приказ № __ от ________201_ года

_________ М.П.Маликова

Согласовано

Зам. директора МКОУ

«Колымская НСОШ им.Н.И.Таврата»

______________201_ г.

_________М.К.Сыроватская


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Колымская национальная средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Таврата

Муниципального района«Нижнеколымский район» Республики Саха (Якутия).

РС (Я) Нижнеколымский район с. Колымское ул. Черского 32 тел/факс 411257- 26-2-16



Рабочая программа

по психологии

для 4,6,11 классов

на 2015 - 2016 учебный год




Составила:

Котельникова Александра Михайловна

педагог-психолог

первая квалификационная категория







с. Колымское

2015 год


Пояснительная записка

Цель программы «Психология» учебный курс для 4,6,11 классов»: приобщение каждого школьника к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры человека.

Данная цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, его собственным внутренним миром.

Реализация цели требует решения психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребёнка:

  • формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;

  • оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

  • пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к самому себе;

  • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

  • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);

  • развитие эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроение и так далее);

  • понимание чувств настроений, переживаний других людей.

Программа соответствует тематическому плану учебной программы и предназначена для изучения в течение всего учебного года:

4-й класс - взаимоотношения людей в обществе;

6-й класс - я и мир вокруг;

11-й класс - повышение самооценки, учебной мотивации

При разработке программы «Психология» учебный курс для 4,6,11 классов» необходимо было опираться как на общие научные знания в области психологии, так и на знание основных закономерностей психического и логического развития на этапах школьного детства, отрочества и ранней юности. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке.

Поэтому, при разработке программы «Психология» учебный курс для 4,6,11 классов» учитывалось, что младший подростковый возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства. При работе с более старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.

В учебной работе по психологии со старшеклассниками (обучающиеся IX - XI классов) основное внимание необходимо уделить пониманию ими своего призвания, их умению видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Программа составлена из расчёта 34 учебных часов в год - 1 урок в неделю. В программе указано количество часов на изучение каждой темы. Учитель (педагог - психолог) может самостоятельно распределить часы по темам программы и выбрать конкретную форму проведения занятий в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и условий работы в том или ином классе.

Материал, предусмотренный каждым тематическим планом, рассчитан на изучение в течение одного года.


3. Содержание программы учебного курса

Отбор и распределение научного материала по классам для преподавания психологии в школе связаны как с логикой самой науки, так и с логикой возрастных закономерностей психического развития школьников.

При определении содержательной последовательности научных знаний учитывались прежде всего сензитивность возраста к восприятию тех или иных влияний и его ответственность за развитие основных психологических новообразований данного этапа онтогенеза.

Правильная организация учебной деятельности, предполагающая личностную включённость ребёнка в эту деятельность, создаёт благоприятные условия для развития познавательной сферы - ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. Всё это неизбежно связано с эмоционально-волевой сферой. Взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер личности в их совокупности и составляет базу общего развития ребёнка, развития его общих способностей и основных психологических новообразований возраста.

Школьники каждого подросткового класса - наряду с общей тенденцией развития в этом возрасте имеют свои существенные психологические особенности.

Программа предмета «Психология» учитывает, что у 6-го класса всё более активную роль в развитии личности начинает играть ведущая в этом возрасте деятельность общения со сверстниками.

Вопросы общения весьма актуальны, интересны подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений, влюблённости, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

6-й класс - сензитивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста - умения понимать чувства, переживания других людей и строить своё поведение и отношения с учётом этого.

Возраст обучающихся 11-го класса благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению - личностному, профессиональному, жизненному.

Преподавание психологии в школе предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, отношения между людьми, своё будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Быть может, основной смысл личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности, в понимании и признании того, что и любой другой человек столь же уникален и индивидуален.

Психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как «зона ближайшего развития» личности школьника. Именно это учитывалось в первую очередь при разработке программы учебного курса.

Уроки психологии в 4-м классе (поурочный план).

В 4-ом классе школьники впервые приступают к изучению психологии как научной дисциплины. Предлагаемые для изучения темы посвящены базовой проблематике общей психологии. В данном классе обучающиеся знакомятся с познавательными процессами и приступают к изучению психических свойств личности, к которым относятся способности, характер и темперамент. Эту сложную тему обучающиеся будут изучать в течение всего учебного года.

Введение (1 час). Установление контакта, знакомство с группой.

1. Самовоспитание (8 часов). Что такое самовоспитание. Формирование социальных навыков взаимодействия с другими людьми. Усиление группового единства. Ознакомление с правилами этикета. Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. Знакомство с профессиями.

2. Психология здоровья (4 часа). Сообщение знаний о путях передачи инфекционных заболеваний, способах защиты от них. Профилактика. Формирование умения общаться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, обучение конструктивному решению конфликтных ситуаций.

3. Психологические процессы (6 часа). Что такое темперамент. Сформировать понятие о памяти. Сформировать понятие о зрительной памяти. Сформировать понятие о внимании. Формирование умения саморегуляции.

4. Психология общения (4 часа). Сформировать умение правильно общения. Психология семейных отношений.

5. Уроки гимнастики ума (11 часов). Научение приемам гимнастики ума. Выявление степеней развития способностей..

Уроки психологии в 6-м классе (поурочный план)

В 6-м классе основными темами изучения являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Дети начинают знакомство с проблемами социальной психологии.

Введение (1час). Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми.

  1. Как складывается впечатление о другом человеке (11 часа). Что такое внешний вид человека. Лицо человека. О чём говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке. Речь говорит сама за себя. Одежда и причёска. Психологический практикум в форме обобщающего урока.

  2. Психология здоровья (11 часа). Сообщение знаний о путях передачи инфекционных заболеваний, способах защиты от них. Профилактика. Формирование умения общаться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, обучение конструктивному решению конфликтных ситуаций.

  3. Как люди воспринимают друг друга (8 часа). Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека. Психологический практикум в форме обобщающего урока.

  4. Я-концепция (5 часов). Формирование Я-концепции. Формирование позитивного образа будущего.

Уроки психологии в 11-м классе (поурочный план).

В 11-м классе обучающиеся знакомятся с основными особенностями применения психологических знаний, получают представление о различных аспектах психологической культуры как части общей культуры и её роли в повседневной жизни человека.

Введение (2 часа).

  1. С точки зрения других (5 часов). Формирование социальных навыков взаимодействия с другими людьми. Формирование навыков конструктивного поведения при общении с разными людьми.

  2. Методика изучения смысложизненных ориентаций ( 7 часов). Изучение СЖО. Формирование позитивного образа будущего. Профилактика суицида. Формирование убеждения, что употребление наркотиков и других ПАВ.

  3. Позитивное отношение к себе (15 часов). Увеличение степени самосознания. Развитие умения гордиться своими достоинствами. Развитие навыков межличностного общения. Повышение уровня самосознания.

  4. Как эффективно готовиться к ЕГЭ (5 часов). Эффективная подготовка к ЕГЭ. Снижение уровня тревожности.






4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Знания, полученные обучающимися при освоении программы «Психология» учебный курс для 4,6,7 классов», должны стать основанием для последующего овладения выпускниками основами психологического знания.

Уровень понимания, а следовательно, и успешное овладение этим материалом опирается на актуализацию знаний и личностного смысла обучающихся, полученные на данном этапе изучения психологии.

В результате изучения программы «Психология» учебный курс для 4,6,11 классов» выпускник гимназии должен

знать:

  • основные психологические термины и понятия;

  • возможности саморазвития своей личности;

  • условия для осознания позитивного семейного опыта;

  • о психологии любви и её составляющих;

  • о значении психологического климата семьи;

  • о способах выбора профессии

уметь:

  • применять полученные знания в жизни;

  • правильно оценивать ситуации и решать создающиеся проблемы;

  • формировать собственную позицию в отношениях между девушкой и юношей;

  • вырабатывать и конструктивно отстаивать свою точку зрения;

  • владеть приёмами саморегуляции психики в стрессовых ситуациях

иметь представление:

  • о личности;

  • о ценности жизни;

  • о психологической поддержки в определении своих интересов и способностей;

  • о психологической готовности к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению выпускника школы предполагает:

  • сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания;

  • развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, ценностные ориентации, жизненные смыслы;

  • становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, психологических и иных особенностей каждым выпускником школы.

Вместе с тем психологическая готовность обучающегося войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает не завершённые в своём формировании психологические структуры и качества, а определённую зрелость личности, заключающуюся в том, что у выпускника школы сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.










Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

Основная литература

Учебно-методическое пособие для учителей

  1. Преподавание психологии в школе, 3 - 11 классы: Учеб.-метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 800 с.

  2. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов, родителей. Е.В.Федосенко - СПб.:Речь;М.:Сфера, 2009.-320с.




















© 2010-2022