- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа профориентационной деятельности в 9, 11 классах педагога-психолога
Программа профориентационной деятельности в 9, 11 классах педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филонова Е.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание:
-
Пояснительная записка…………………………...…………….……3
-
Нормативное обеспечение программы…..…………………….…....3
-
Актуальность программы……..……………………………………..3
-
Цель программы……………………………………………………....4
-
Задачи программы…………………………………………………….4
-
Участники программы………………………………………………..5
-
Планируемые результаты…………………………………………….5
-
Содержание работы психолога в рамках программы
психолого-педагогического сопровождения…………………….….6
-
Продолжение развивающей работы…………………………….….14
-
Список литературы………………………………………………….15
Пояснительная записка
Профессиональная ориентация учащихся - это целенаправленная деятельность по подготовке подростков к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Нормативное обеспечение программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
Актуальность программы
Молодым людям недостает социального опыта, умения применять
полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. Положение
усугубляется слабой подготовленностью выпускников, их
неконкурентоспособностью на рынке труда.
Специфика контингента выпускников на рынке труда состоит в следующем:
-
Низкий уровень информированности о рынке труда, об условиях
дальнейшего обучения
-
Отсутствие опыта работы, специального образования
-
Низкий уровень активности, мотивированности собственного
трудоустройства, психологическая неготовность к самостоятельным
действиям.
-
Массовая правовая безграмотность в области подросткового труда
Таким образом, проблема профориентации в школе является
достаточно актуальной ввиду того, что большинство школьников определяют свою профессию интуитивно.
Цель:
-
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
-
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
-
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
-
получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и
возможностях учащихся для осознанного определения профиля
обучения;
-
дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко
спрогнозировать сложности трудоустройства.
Участники программы:
-
учащиеся;
-
классные руководители;
-
педагог- психолог;
-
социальный педагог;
-
зам.директора по УВР;
-
учителя технологии;
-
родители.
Планируемые результаты:
-
обеспечение профпросвещения, проведение профдиагностик, профконсультаций обучающихся, родителей;
-
создание условий для профориентационной работы в школе;
-
организация системы профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность, также совместную деятельность школы с социумом;
-
повышение информированности обучающихся об основных профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров на предприятиях области, района, села;
Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.
Этапы
Мероприятия
Сроки выполнения
Участники
1этап
Диагно-стический
Изучение профессиональной направленности личности учащегося
-
ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
-
Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).
-
Тест-опросник Шмишека(выявление акцентуаций характера)
-
Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9,11 классы)
январь 2016
Ученики
9,11 классов,
Педагог-психолог
2этап
Консуль-тативно-просвети-тельский
1.Консультации с учениками
9, 11классов
-
Как выбрать профессию
-
Профессиональные склонности
-
Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.
2. Семинар с учителями, классными руководителями:
«Профориентационная работа с учащимися-выпускниками в школе»
Цель семинара:
1.Мастер-класс, как одна из форм профессионального обучения педагогов. Познакомить с опытом работы педагога-психолога по профориентации школьников.
2. Знакомство с электронными ресурсами.
Задачи мастер-класса:
-
передача педагогом-психологом своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм работы. Знакомство с опытом работы по профориентации школьников.
-
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
-
знакомство с электронными ресурсами.
3.Консультации с родителями выпускников
-
Ваш ребенок-выпускник
-
Чем я, как родитель, могу помочь своему ребенку?
-
Индивидуальные консультации с родителями по каждому ребенку.
4.Классные часы в 9,11 классах:
-
Мир профессий
-
Что мы знаем о профессиях
-
Ошибки в выборе профессии.
-
Последствия ошибок в выборе профессии.
5.Родительское собрание в 9,11 классах:
-
Ваш ребенок- выпускник!
-
Ошибки в выборе профессии
(рекомендации и советы педагога-психолога родителям выпускников)
-
Составление памятки для учащихся и их родителей по выбору профессии.
6.Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов, администрации:
• Психология выбора профессии
• Использование игровых упражнений в профориентационной работе
• Трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников
• Конфликты профессионального самоопределения
7.Общешкольная акция- Рейтинг профессий «Самая востребованная профессия в нашей школе»
январь 2016
январь 2016
январь 2016
февраль 2016
февраль 2016
январь 2016
январь 2016
февраль 2016
январь
2016
февраль 2016
март
2016
апрель
2016
март
2016
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Зам.директора по УВР
Педагог-психолог
Классный руководи-тель
Классный
Руководитель
Педагог-психолог
Социаль-ный педагог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
3этап
Коррекци-онно-развиваю-щий
Цель программы: формирование профориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.
Задачи:
-
Активизация внутренних психологических ресурсов старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу
-
Осознание целей выбора будущей профессии;
-
Развитие навыков конструктивного взаимодействия;
-
Формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учетом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы;
-
Развитие навыков рефлексии.
Тренинг «Человек и профессия»
1.Ознакомительное занятие:
-
Знакомство с группой, введение, мотивирование, настрой группы на работу;
-
Беседа о выборе будущей профессии. Понятие и значение профессионального самоопределения.
-
Проведение активизирующей профориентационной методики «Я ХОЧУ - Я МОГУ» обработка результатов с последующим обсуждением
2.Профориентационное тренинговое занятие
-
Правила групповой работы, работа с умением жить "здесь и сейчас".
-
Понятие о профессиях и профессиональной деятельности, профессиональные стереотипы.
-
«Мое профессиональное будущее»
(Какое у меня призвание, чем лучше заниматься в жизни? Каким видят мое профессиональное будущее члены группы?)
3.Профориентационное тренинговое занятие
-
Понятие об особенностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
-
Требования профессии к человеку. Понятие профессионально важных качеств (ПВК)
4.Профориентационное тренинговое занятие на коммуникативность
-
Значение эффективной коммуникации в различных ситуациях личностного и будущего профессионального взаимодействия.
-
Особенности восприятие себя и партнера по общению как участников коммуникации
-
Коммуникация как способ передачи и распространения информации. Определение коммуникативных барьеров, способы их преодоления.
-
Эффективное общение. Коммуникативные навыки при работе в группе.
-
Завершение работы тренинга, интеграция полученного опыта, соотнесение приобретенного опыта с поставленными целями
Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников - не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.
Проведение тренинга является одним из способов предоставления возможности выпускников осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.
Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.
февраль 2016
февраль 2016
февраль 2016
февраль 2016
март 2016
Ученики
9,11 классов,
Педагог-психолог
Социаль-ный педагог
4 этап
Деловая игра
Большая психологическая игра
« Путешествие в мир профессий»
Цель: помочь учащимся закрепить полученные знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.
Задачи:
- осознание целей выбора будущей
профессии;
- проживание ситуации сотрудничества;
- развитие навыков конструктивного
взаимодействия;
- создание благоприятных условий для
работы в группе;
- развитие рефлексии.
1этап. Приветствие, знакомство с правилами игры.
2этап. Введение в тему игры, постановка ведущим проблемного вопроса-вы уже определились со своим выбором профессии?
3этап. Создание атмосферы творчества и положительного настроя. Игра «Атомы»
4этап. Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). Установка и правила игры.
5этап. Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности задание-рисование карты острова.
6этап. Построение своей деятельности, отношений с другими членами группы. Выбор профессии на необитаемом острове. Обсуждение.
7этап. Возвращение с острова и перемещение в недалекое будущее.
Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии.
8этап. Выход из ситуации игры. Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)
9этап. Подведение итогов игры. Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.
март 2016
Классный руководитель
Педагог-психолог
5 этап
Диагностический (итоговая диагности-ка)
Изучение профессиональной направленности личности учащегося
-
ДДО,Е.Климов (Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес).
-
Карта интересов. (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).
-
Анкетирование. Выявление профессиональных намерений учащихся: анкета «Кем быть?» (9, 11 классы)
март 2016
Педагог-психолог
Продолжение развивающей работы: работа по профориентации учеников 9 и 11 классов будет продолжена. Педагог-психолог принимает участие в организации встреч с яркими представителями рекомендуемых профессий: повар, швея, столяр, парикмахер, слесарь.
Список литературы:
-
Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. - 2004. - № 2.
-
Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4. - С. 3-10.
-
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.
-
Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. - М., 1984
-
Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский . -М. : Педагогика, 1982.
-
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
-
Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно - аналитический ежеквартальный журнал. - 2004. - № 10. - С. 51-56.
-
Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно - методический и научно - практический журнал «Профильная школа». - 2011. - №1. - С. 28-31.
-
Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
-
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. - Минск, 2002.
-
Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / Е. Панфило // Комсомол. правда. - 2007. - 6 июня. - С. 13.
-
Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
-
Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. - М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
-
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
-
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
-
Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. - М. : «Первое сентября», 2004.
-
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
-
Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно - методический и научно - практический журнал «Профильная школа». - 2008. - № 2. - С.34-38.
-
Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.
-
Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
-
Технология: твоя профессиональная карьера : дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. - М. : Просвящение, 2008. - 111с.
-
Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4. - С. 26-30.
17