- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг для педагогов Профилактика трудностей педагога во взаимодействии с родителями
Тренинг для педагогов Профилактика трудностей педагога во взаимодействии с родителями
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фишова Л.С. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тренинг
«Профилактика трудностей педагога
во взаимодействии с родителями»
Цель: способствовать осознанию педагогами - психологами наличия барьеров в установлении контактов с родителями и снятию эмоционального напряжения с целью профилактики профессионального выгорания.
Материалы: список « Трудности взаимодействия психолога с родителями» на каждого участника, листы А4 на каждого участника, карточки с заданиями «Барьеры», 8 листов для групповой работы, бланки с текстами заданий, 4 цветных маркера
Ход:
-
Упражнение «Имена - качества»
( назовите свое имя и качество вас характеризующее на первую букву имени)
-
Информационный блок
При взаимодействии с родителями важно не только знать, что с ними делать, но и уметь обеспечить высокое качество контакта, которое определяется в первую очередь возможностью не « споткнуться о барьеры».
Барьеры в работе с родителями бывают разные:
- возрастные
- социальные
- этнокультурные
- профессиональные
- индивидуально - личностные
Сегодня нам предоставляется возможность поработать над осознанием своих личностных барьеров.
-
Индивидуальная работа
Инструкция: «Я предлагаю вам в течении 5 минут отметить в предлагаемом списке то, что затрудняет ваше взаимодействие с родителями. У вас есть возможность под пунктом 19 дописать свой вариант (список качеств прилагается)».
-
Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»
Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общение с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
Материал: лист бумаги, карандаш.
Инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей в виде правильных или неправильных геометрических фигур, фигуры подписать».
Вопросы:
-Как расположены на вашем рисунке фигуры: на одном уровне или разных? (кто выше, кто ниже, почему?) Что значит для вас выше, ниже? Или, может, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
- На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
- Сколько места на листе занимают: ваша фигура, фигуры родителей?
- Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей?
- Если бы попросила бы вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями. То как бы вы изменили свой рисунок? Если бы не изменили, то почему?
- На какие размышления наводит вас ваша картинка? Кого бы вы хотели еще изобразить на рисунке и почему?
- Что бы вам хотелось изменить или улучшить во взаимоотношениях с родителями? Что вам мешает это улучшить?
- Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы бы могли отметить?
- Что помогает, что мешает в работе с родителями?
-
Групповая работа « Барьеры в работе с родителями»
Формируем 4 группы.
Инструкция: « Наиболее часто встречающимися барьерами в работе педагога - психолога с родителями являются возрастные, социальные, профессиональный и индивидуально - личностные» ( карточки прилагаются).
-
Групповая работа «Притча»
Инструкция: « Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности взаимодействия с родителями. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Она станет основой для составления сценки, которую вы затем инсценируете».
-
«Общение с родителем - это…»
Группа делится на 2 команды, и в течение 10 -15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание:
- перечислите критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы словосочетания «общение с родителями»
-
Рефлексия.
Возрастные барьеры:
-
Влияет ли возраст психолога на эффективность работы с родителями?
-
Какая ситуация, по вашему мнению, наиболее оптимальна: когда психолог старше родителя, младше родителя или его возраст не имеет существенного значения?
-
Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «возрастные барьеры».
Социальные барьеры:
-
Как влияет высокий социальный статус родителя на взаимодействие с психологом?
-
Как взаимодействовать с родителями, имеющими низкий социальный статус и уровень дохода?
-
Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме « социальные барьеры».
Профессиональные барьеры:
-
Являются ли знания психолога и его профессиональный опыт барьером для эффективного взаимодействия с родителями?
-
Как профессиональная деформация психолога влияет на работу с родителями?
-
Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме « профессиональные барьеры»
Индивидуально - личностные барьеры:
-
Какие личностные качества психолога могут затруднить работу с родителями?
-
Как вы относитесь к высказываниям: «остановившийся в развитии психолог представляет опасность для родителя», «сам психолог должен быть психологически здоров», «неустанное стремление помогать часто является одной из масок чрезмерного честолюбия»?
-
Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «индивидуально - личностные барьеры».