Профориентационная программа Шаг в профессию

Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.           Цель программы:   формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.  Программа  ориентирована на обучающихся...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 19

г. Таганрога.

Профориентационная программа Шаг в профессию

Профориентационная программа Шаг в профессию







на 2014-2015 г.






Пояснительная записка

Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации обучающихся к рынку труда представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников коррекционных школ, которые испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, что обусловлено рядом причин:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

  • низкий уровень социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии

Цель программы:

формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи программы:

  • конкретизировать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • формировать умение объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • расширить у обучающихся представления об экономике;

  • развивать потребность в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

  • исследовать и анализировать готовность и представления детей с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному и личностному самоопределению

Нормативно - правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29декабря2012г.)
2 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. От 01.12.2014)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995 г.)

3. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

4. Инновационный образовательный проект - «Организационно-педагогические условия преемственности профориентации и постшкольного сопровождения

обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида»

Программа ориентирована на обучающихся 1-4, 5-11-х классов; реализовывается в течение года.

Продолжительность одного занятия может варьировать от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися).

Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у обучающихся готовности и способности к выбору доступной для них профессии.

Данная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования по профориентации с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся, уровня их знаний, умений. В программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности обучающихся. При проведении занятий важными принципами будут доступность, наглядность, индивидуальный подход.

Программа имеет хорошие коррекционные возможности в:

  1. Развитии высших психических процессов;

  2. Формировании у обучающихся системы социально - бытовых знаний;

  3. Формировании у обучающихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии.

Программа ориентирована на обучающихся 1-4, 5-11-х классов; реализовывается в течение одного года обучения.

Продолжительность одного занятия может варьировать от одного академического до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности (например, время занятия может возрастать при проведении психодиагностической работы, организации экскурсии, выполнении профессиональной пробы учащимися).

Главный результат эффективности деятельности по программе - сформированность у обучающихся готовности и способности к выбору доступной для них профессии.

При подборе материала учтены реалии сегодняшнего дня, используется разноуровневый подход к возможностям обучающихся.

Цель программы школьной профориентации

Формирование готовности к труду, выбору профессии, с возможностью социальной адаптации выпускников в современном обществе.

Задачи программы школьной профориентации

  • Научить профессиональным действиям, трудовым навыкам для реальных профессий.

  • Воспитывать интерес к труду, к профессиям.

  • Развивать профессиональные способности.

Этапы программы школьной профориентации

  • Подготовительный этап « Я - помощник» (начальная школа)

  • Ознакомительный этап профориентации - профинформация «Мир профессий» (5-6 классы)

  • Этап подготовки к профессиональному выбору -«Профессиональное взросление» ( 7-8 классы)

  • Этап формирования профессиональной готовности - «Я готов сделать выбор» (9-11 классы)

  • Работа с родителями

  • Постшкольное сопровождение

Ресурсы реализации программы

Ресурс педагогический

Психолог школы

  • - мониторинг поэтапной готовности к самостоятельной трудовой деятельности

  • - консультирование

Социальный педагог

  • - элективный курс

  • - сотрудничество с социальными партнерами.

Классные руководители

  • - беседы

  • - анкетирование

  • - родительские собрания

Учителя трудового обучения

  • - программы обучения

Ресурс родители

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

Работа с родителями

Родительские собрания.

Сентябрь.

В течение года.

Классные

руководители.

Беседы с родителями.

Октябрь.

В течение года.

Классные руководители,

социальный педагог.

Анкетирование родителей.

В течение года.

Классные

руководители.

Консультации родителей.

В течение года.

Классные руководители,

психолог.

Подготовительный этап « Я - помощник» (начальная школа)

Цель подготовительного этапа профориентации:

обеспечение мягкого перехода сознания детей от игровой к практической деятельности. Формирование сопричастности к миру взрослых в труде.

Задачи подготовительного этапа:

  • повышение информированности обучающихся о массовых профессиях

  • формирование информационной среды профессиональной ориентации

  • развитие интереса к труду

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

Работа с обучающимися в начальной школе

Беседа. Труд людей в поле, саду и огороде осенью.

Сентябрь.

Октябрь.

Классные

руководители.

Экскурсия на школьный участок.

Сентябрь.

Май.

Классные

руководители.

Практическое занятие. Выращивание растений в классе и на школьном участке.

Сентябрь. Май.

Классные

руководители.

Беседа. Чем я могу помочь дома.

Ноябрь.

В течение года.

Классные

руководители.

Беседа. Профессии моих родителей.

Декабрь.

Классные

руководители.

Экскурсия в школьную столовую.

Январь.

В течение года.

Классные

руководители.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Февраль.

В течение года.

Классные

руководители.

Экскурсия в школьные мастерские.

Февраль.

Классные

руководители.

Экскурсия в школьный медпункт.

Март

Классные

руководители.

Экскурсия вне школы - в магазин, в столовую .

В течение года

Классные

руководители.

Беседа. Мои домашние обязанности.

В течение года

Классные

руководители.

Беседа. Труд людей в поле, саду и огороде весной.

Апрель.

Май.

Классные

руководители.

Беседа. Я помогаю маме…(мыть посуду, убирать, ухаживать за цветами).

В течение года

Классные

руководители.

Ознакомительный этап профориентации - профинформация «Мир профессий» - (5-6 классы).

Цель этапа:

осознанное восприятие профессионально значимой информации.

Задачи этапа:

  • повышение информированности обучающихся о профессиях школьной предпрофильной подготовки

  • формирование мотивации профессиональной ориентации

  • развитие интереса к трудовому обучению

Мероприятие

Время проведения

ответственные

Обучающиеся в 5-6 классах, 10Б класс (особый ребенок)

Беседа о профессиях: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Сентябрь.

Классные

руководители.

Загадки о профессиях (угадай профессию по профессиональным действиям героя).

Октябрь.

Классные

руководители.

Стихи о профессиях (назови профессию по профессиональным действиям героя).

Ноябрь.

Классные

руководители.

Анкета- профессии, которые я знаю.

Декабрь.

Классные

руководители.

Анкета- профессии, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Январь.

Классные

руководители.

Рассказ - о профессиях родителей.

Февраль.

Классные

руководители.

Анкета- профессии, которые мы изучаем в школе.

Март.

Классные

руководители.

Беседа - мои профессиональные интересы.

Апрель.

Классные

руководители.

Игры в профессию.

Май.

Классные

руководители.

5 класс

Швейное дело.

В течение года

учитель швейного дела

Столярное дело.

В течение года

учитель столярного дела

6 класс

Рабочий зеленого хозяйства.

В течение года по программе

учитель предмета

Цветоводство.

В течение года по программе

учитель предмета

10Б класс (особый ребенок)

Рабочий зеленого хозяйства.

В течение года по программе

учитель предмета

Цветоводство.

В течение года по программе

учитель предмета

Дворник.

В течение года по программе

учитель предмета

Этап подготовки к профессиональному выбору - (7-8 классы)

Цель этапа:

усвоение профессиональных знаний, навыков, умений, способность адекватно осмысливать трудовые задания

Задачи этапа:

  • Повышение уровня информированности обучающихся о профессиональных требованиях основных профессий.

  • Формирование мотивации к овладению трудовыми навыками.

  • Развитие профессиональных способностей.

Мероприятие

Время проведения

ответственные

Обучающиеся в 7 - 8 классах,

Анкета - «Хочу работать с…».

Сентябрь.

Классные

руководители.

Анкета- «Профессии на букву А…Я».

Октябрь.

Классные

руководители.

Анкета - «Матрица выбора профессии».

Ноябрь.

Классные

руководители.

Игры в профессию .

Декабрь.

Классные

руководители.

Профигра «Профессиональное лото».

Январь.

Классные

руководители.

Столярное дело.

В течение года

учитель столярного дела

Рабочий зеленого хозяйства.

В течение года по программе

учитель предмета

Швейное дело.

В течение года по программе

учитель предмета

Уборщик производственных и служебных помещений.

В течение года по программе

учитель предмета

Рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию зданий.

В течение года по программе

учитель предмета

Дворник.

В течение года по программе

учитель предмета

Этап формирования готовности к профессиональному выбору (9-11 классы) «личностная готовность к самостоятельной трудовой деятельности».

Цель этапа:

Формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Задачи этапа :

  • Повышение уровня профессиональной компетенции обучающихся

  • Формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности

  • Развитие профессионально значимых качеств обучающихся

  • Формирование положительной мотивации на трудовую деятельность

Мероприятие

Время проведения

ответственные

Обучающиеся в 9 - 11 классах

Анкета адекватности «Кто я?».

Сентябрь.

Классные

руководители.

Анкета адекватности «Какой я?».

Октябрь.

Классные

руководители.

Анкета адекватности «Как воспринимают меня товарищи?»

Ноябрь.

Классные

руководители.

Анкета мотивация выбора профессии.

Декабрь.

Классные

руководители.

Анкета старшеклассника - «Как ты готовишься к выбранной профессии?»

Январь

Классные

руководители.

Анкета претендента на должность в компанию.

Февраль

Классные

руководители.

Анкета «навыки самопрезентации».

Март

Классные

руководители.

Столярное дело.

В течение года по программе

учитель столярного дела

Строительное дело.

В течение года по программе

учитель предмета

Швейное дело.

В течение года по программе

учитель предмета

Санитарное дело.

В течение года по программе

учитель предмета

Рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию зданий.

В течение года по программе

учитель предмета

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами являются:

  • создание в школе системы профориентации, мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда.

  • изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся школы.

  • Овладение основами трудовых профессий.

Показатели эффективности реализации программы

Показателями эффективности реализации программы являются:

  • количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

  • количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;

  • количество трудоустроенных выпускников.

Постшкольное сопровождение ( в течение пяти лет постоянно)

I этап - трудоустройство

  • диагностика и консультация школьного психолога на этапе трудоустройства (по запросу)

  • постановка на учет и консультирование в ЦЗ г. Таганрога (отв. социальный педагог)

  • анализ уровня трудоустройства выпускников (отв. классные руководители)

II этап - адаптация

  • диагностика и консультация школьного психолога на этапе профессиональной адаптации в трудовом коллективе (по запросу)

  • мониторинг уровня трудоустройства выпускников в течение 5 лет (социальный педагог)




Литература:


-«Выбирайте профессию» Е.А. Прощицкая, Москва, «Просвещение», 1991г.

-Информационно- методический материал к профориентационному курсу «Путь в профессию» (для учащихся 7- 9 классов образовательных школ)

  • «Твоя профессиональная карьера8-9кл.»/ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 2008г.

  • «Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ»/ Н.Х. Элмурзаева, Х.Б. Ганиева // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 545-548.

  • «Труд как фактор социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями»/ Н. Н. Иванова // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 531-532.

  • «Методика изучения социализированности личности» /Рожков М.И.

  • «Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями» / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. - 304с.;


  • «Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М., 2006.;






Интернет-ресурсы:



  • find-job.ru/

  • festival.1september.ru/articles/310778/

  • som.fio.ru

  • metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur

  • proforientator.ru/mirpr/prof_world.html

  • labirint.ru/books/201428/

  • moeobrazovanie.ru/professions_oficiant.html

  • ppt4web.ru/obshhestvoznanija/khochu-mogu-nado.html

  • pedsovet.su/load/48-1-0-25339

  • 5klass.net/

  • psylesson.ru/node/68









Приложение№1

Ресурс родители

Уважаемые родители, школа приглашает вас принять участие в обсуждении вопроса о возможности будущей трудовой деятельности наших учеников.

  • Что им доступно?

  • Каковы их шансы на рынке труда?

  • Что еще мы можем сделать для их дальнейшей трудовой адаптации в обществе?

Восемь признаков определения интересов детей

  • Что вам нравится?

  • Чем вы занимаетесь в свободное время?

  • На что вы склонны обращать внимание?

  • О чем вам нравится узнавать?

  • Что вы предпочитаете обсуждать?

  • Что пробуждает в вас желание действовать?

  • Что другим людям нравится в вас?

  • А если бы вы знали заранее, что вы добьетесь успеха, чем бы вы занялись?

Как формировать готовность к труду

Вы на верном пути, если можете ответить - «ДА»

  • Мы с ребенком часто проводим время вместе.

  • Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

  • Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

  • Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

  • Я нахожу время, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.



© 2010-2022