Тренинговые занятия по профориентации 7-9 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг по профориентации для 7-х классов



Цели:

Повысить уровень осоз­нания участниками типического и специфического в про­фессиональной деятельности того или иного специалиста.

Повысить уровень ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенно­стей профессий, связанных с престижностью.

Упражнения

На профориентацию "Один день из жизни"

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от б-8 до 15-20. Время - от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри­мер, группа захотела рассмотреть профессию "журналист".

Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усилия­ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок -дом - постель. В этой игре мы посмотрим, на­сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче­ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким - то неудачным штришком (неуместно названным "ради хох­мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком".

Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза­тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

При подведении итогов игры можно спросить у участ­ников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто - то общий рассказ своим неудачным существитель­ным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого - то из игроков своими словами рас­сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про­исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом на­пряжении и могут даже немало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Вопросы:

1. легко ли вам было делать это упражнение?

2. Что понравилось, а что нет?

На профориентацию " Самая - самая ".

Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6-8 до 10- 15. По времени упражнение занимает от 15 до 25-30 минут. Процедура упражнения включает следующие ос­новные этапы:

Инструкция: "Сейчас вам будут предлагаться некото­рые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по ва­шему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми - самыми денежными?. . ".

Ведущий называет первую характеристику, а участни­ки сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои вариан­ты. Если у кого - то возникают сомнения, что названа самая - самая (или близкая к самой - самой), то можно зада­вать уточняющие вопросы.

Далее называется следующая характеристика и т. д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.

Важным элементом данного игрового упражнения явля­ется обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых "самых - самых" профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется са­мая денежная профессия - депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми професси­ями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать де­нежной и т. п.

Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, та­кие характеристики: "самая зеленая профессия", "самая сладкая профессия", "самая волосатая профессия", "самая неприличная профессия", "самая детская профессия", "са­мая смешная профессия" и т. д. В определенном смысле дан­ное упражнение близко к известной игре "ассоциации", поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.

Вопросы:

1. легко ли вам было делать это упражнение?

2. Что понравилось, а что нет?

Упражнение на завершение

Инструкция: «Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делали сегодня на занятии в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что происходило с вами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя".

Упражнение проводится, как правило, в конце работы, перед тем как участники будут высказывать свои впечатления. Его выполнение позволяет лучше запомнить и структурировать приобретенный опыт.


© 2010-2022