Рабочая программа по курсу Профессиональное самоопределение

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждена

Директор МОУ СОШ №3

_____________ Истратий Е.К.

_____________ 2014-2015 уч.г.




Программа

по элективному курсу:

«Профессиональное самоопределение»

(9 «А» класс)





Подготовила: Сорокина А.В.






Ярославль, 2014-2015 гг


Структура рабочей программы

«Профессиональное самоопределение»



Содержание


1.Программа образования

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.2 Цели курса. ………………………………………..……………………………4

1.3 Задачи курса…………………………………………….………………………4

1.4 Реализация программы курса………………………………………………… 5

2. Тематическое планирование занятий ……………………………………………..6

3. Методическое обеспечение…………………………………………………….…..7

4. Ожидаемые результаты……………………………………………………………. 9




1.Психологическое обоснование концепции использование курса «Профессиональное самоопределение»


1.1 Пояснительная записка

Курс психологии подобран для учащихся 14-17 лет, программа строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Данная программа ориентирована на расширение кругозора учащихся в мире профессий. Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития.

Подростковый и юношеский возраст - период, когда учащиеся сталкиваются с вопросами самоопределения, дальнейшего выбора профессии. Учащийся видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе. Самоопределение - центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии учащийся определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.

Задача данной программы состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого создана профессионально-ориентированная программа, основным направлением которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Её реализация должна способствовать социализации учащихся, а также выработке у них устойчивой мотивации к выбору своих будущих профессиональных устремлений.

Форма занятий: лекции, беседы, дискуссии, тренинги, игры, устные выступления учащихся.

Программа рассчитана на один час в неделю для 9 «А» класса, один раз в неделю, 33 часа в год.

1.2 Цель курса:

Способствовать формированию у учащихся устойчивой мотивации к будущему освоению мира профессий; самопознание и карьерное самоопределение.

1.3 Задачи курса:

  • Информировать учащихся о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности;

  • Формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению;

  • Научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам;

  • Рекомендовать выбор определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром профессий.

  • Формирование у учащихся системы научных понятий;

  • Овладение некоторыми методами психологии;

  • Способствовать собственному самоопределению учащихся;

  • Воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, творчеству, активности, познанию;

  • Творческая реализация;

  • Знакомство с миром профессий;

  • Самопознание и самоопределение.

1.4 Реализация программы курса предполагает:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между учителем и учеником;

  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем;

  3. Использование психологических знаний в размышлении о человеке и его месте в обществе, развитие нравственности.

  4. Использование разных техник ведения занятий: беседы, дискуссии, доклады, лекции, игры, знакомство с опросниками.

2.Тематическое планирование занятий

Дата календ.

Дата

факт

Тема

Количество

часов

Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Понятие о науке психологии.

1

Стратегия выбора профессии.

1

«Хочу», «Могу», «Надо».

1

Самооценка и уровень притязаний.

1

Чувства и эмоции.

1

Темперамент и профессия.

1

Определение типа темперамента и его соотнесение с выбранной профессией.

2

Характер и выбор профессии.

1

Профессия и здоровье.

1

Интересы и склонности в выборе профессии.

2

Определение интересов и склонностей при выборе профессии.

1

Формула профессии.

1

Классификация профессий.

1

Способности и профессиональная пригодность.

1

Тип мышления и выбор профессии.

1

Представления о себе и выборе профиля обучения.

1

Ошибки в выборе профессии.

1

Профориентационная игра «Оптимисты и скептики».

1

Современный рынок труда.

1

Пути получения профессии.

1

Навыки самопрезентации.

1

Способы эффективной самопрезентации.

1

Как правильно написать резюме.

1

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».

1

Что я знаю о мире профессий.

1

Презентация профессий.

1

Турнир «Клуб знатоков профессий».

1

Профориентационная игра «В мире профессий».

1

Профориентационная игра «Профсоюз».

1

Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению.

2

Рефлексия.

1

Итого: 33 часа

3. Методическое обеспечение

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

  1. Гуманизация образования

  2. Интеграция предметов

  3. Дифференциация и индивидуализация обучения

  4. Природосообразность материала

  5. Доступность образования

  6. Логичность и системность изложения материала

  7. Полнота и завершенность содержательных линий.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

Учащиеся на уроке познают не только мир профессий человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях мира профессий, способствуют более ответственному отношению к будущему определению, формированию устойчивой мотивации к дальнейшему обучению, в понравившейся сфере.

Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Занятия содержат игровые элементы. Ведется индивидуальная работа в тетради. Работа на занятиях проходит за партами, а так же, при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:

Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании - это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. В курсе используются современные психологические теории и методики. Активно используется продукция "ИМАТОН". Использованы методики Климова, Мюстенберга, Айзенка, Векслера, Люшера, Леонгарда и других известных авторов.

Подведение итогов занятия - предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

Работа по программе курса предполагает следующие методические приемы:

  1. Устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

  2. "Универсализация" трудностей через использование проективных форм

  3. Обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

  4. Тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие упражнения, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

  5. Контроль "уровня достижений" в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в "поле опыта" учащихся.

4. Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Информацию о профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессией личности

  • Классификацию традиционных профессий, представленных в современном обществе

  • Классификацию инновационных профессий, представленных в современном обществе

  • Информационную составляющую профессий

  • Ориентироваться в категориях и понятиях: профессия, карьера, специализация, умения, навыки, знания, способности, характер, темперамент

  • Информацию о своих отличительных особенностях: тип мышления, особенности темперамента, преобладающие способности и навыки

Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться различного рода диагностическим психологическим инструментарием

  • Анализировать свои способности и соотносить их с профессиональными запросами профессии

  • Ориентироваться в мире профессий

  • Соотносить различного рода профессии и категориями рынка труда

  • Оценивать востребованность той или иной профессии в соответствии с запросами рынка труда

  • Ориентироваться в учебных заведениях относительно выбранной ими будущей профессии или специальности


© 2010-2022