- Преподавателю
- Школьному психологу
- Технологическая карта родительского собрания
Технологическая карта родительского собрания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова С.С. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе».
Организационная информация
Название команды
Психологическая готовность
Авторы образовательного мероприятия
Попова С.С.
Группа, количество человек
15-20
Продолжительность мероприятия
- общая продолжительность семинара-тренинга (часов\дней)
- время работы семинара тренинга (количество часов в день)
Общая продолжительность собрания 80 мин (1 ч. 20 мин),
Методическая информация
Характеристика группы
Родители дошкольников
Цели мероприятия
Знакомство родителей с видами психологической готовности детей к школе
Задачи мероприятия
1. Объяснить необходимость включения родителей в процесс подготовки ребенка к школе.
2. Познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
3.Отработать с родителями упражнения для дошкольников на развитие внимания, мышления и мелкой моторики.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия
Знания, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия: Знания о психологической готовности к обучению в школе
Умения, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия: Умения практического характера по подготовке ребенка к школе
Навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия: Навыки по использованию педагогической и психологической литературы по подготовке ребенка к школе
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Материал, подлежащий актуализации - психологическая готовность к обучению в школе, компоненты психологической готовности.
Материал, подлежащий усвоению - основные особенности компонентов психологической готовности.
Материал, подлежащий закреплению - особенности дошкольного возраста и компоненты психологической готовности.
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия | |||||||
Этап мероприятия | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - авторский, заимствованный, но измененный или адаптированный, заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода
| Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Познавательная - Коммуникативная - Социальная
| |
Ф А З а 1 «Начало образовательного мероприятия» | 1. Приветствие/знакомство/ инициация | 10
| Светофор | Авторский | Цели задачи использования метода: цель: развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности учителя задачи:
Необходимые материалы: листы А4, фломастеры или ручки Предварительная подготовка: Расставить столы для групп с пометкой цвета (красный, желтый, зеленый) Подробная технология проведения: Все родители становятся в круг. По команде учителя рассчитываются на красный, желтый, зеленый (если человек больше 21, то добавляется еще один цвет). Затем участники делятся на группы по цвету и проходят к заранее приготовленным столам. Каждая группа в течении 2-3 мин. Придумывает название своей группы с участием выпавшего цвета и пожелания для остальных участников. | Приветствие: Добрый день, уважаемые родители! Предлагаю вам всем встать в круг. Рассчитайтесь по порядку на красный, желтый, зеленый… У нас получились 3 группы под определенным цветом. Займите пожалуйста места, каждая группа за своим столом… А теперь вам нужно в течении 2-3 мин. Придумать название вашей команде с участием выпавшего цвета, представление и пожелание остальным участникам… | Коммуникативные: развитие позитивных навыков общения и умения выступать на публике.
|
2. Целеполагание или погружение в тему | 10 | Мозаика | Авторский | Цели задачи использования метода: Цель: формулирование темы родительского собрания Задачи:
Необходимые материалы: Наборы картинок по теме собрания Предварительная подготовка: 3 набора картинок (один набор на группу, сколько групп - столько и наборов) по теме «готовность к школе» (приложение №1) Подробная технология проведения: На каждую группу раздается набор картинок по теме собрания. В течении 5 мин родители должны разложить картинки по смыслу и придумать рассказ. Затем идет обсуждение.
| Модератор: Перед вами набор картинок. Посмотрите на них. Определите какое отношение сюжеты этих картинок могут иметь к теме нашего собрания? Давайте попробуем с вами с формулировать цель нашего собрания… Уважаемые родители, предлагаю вам составить по этим картинкам рассказ… Ответы команд… | Информационные: умение работать с различными видами информации. Познавательные: организация анализа и самооценки своих целей, умение ставить цель и пояснить ее, Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе, выслушивать и принимать взгляды других людей. Социальные: осознание собственных потребностей и целей.
| |
3. Формирование ожиданий/образовательных эффектов | 5 | Билет | Заимствованный | Цели задачи использования метода: Цель: нацелить педагогов на позитивное и активное участие в работе семинара. Задачи:
Необходимые материалы: ручки, ножницы Предварительная подготовка: Приготовить бланки для билетов (приложение №2) Подробная технология проведения: Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) - свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат. | (Модератор вручает каждому участнику входной билет на мероприятие).. (Билет состоит из двух частей) Модератор: «Я прошу вас на одной части написать свои ожидания от предстоящей работы, а на другой, в зоне контроля, свои опасения». Модератор отрывает область контроля (опасения), отдает ее участнику. (После этого модератор обобщает полученный результат). По окончанию собрания мы вернемся еще раз к анализу наших билетов. (в конце собрания анализируются опасения - подтвердились они или нет, ожидания - получили ли родители от собрания то, что ожидании) | Познавательные: организация рефлексии, умение владеть письменной речевой деятельностью.
| |
Ф А З А 2 «Работа над темой» | 4. Интерактивная лекция | 20 | Домик
| Авторский | Цели задачи использования метода: Цель: Передача родителям информации по теме собрания, - подать информацию - обозначить ключевые аспекты по теме - сконцентрировать внимание родителей на каждом компоненте психологической готовности к обучению в школе. Необходимые материалы: Стикеры, фломастеры Предварительная подготовка: Подготовить конспект ИНПУТА (приложение №3) Подготовить детали «Домика» (приложение № 4) Подробная технология проведения: Называется тема собрания. На доске размещены беспорядочно детали домика. Во время подачи информации поэтапно собирается домик. На каждой детали подписаны уровни психологической готовности: крыша - интеллектуальная подготовка, стены - физиологическая готовность, дверь - социально-волевая зрелость, окно - эмоционально-волевая зрелость. В итоге собирается домик - психологическая готовность. Родители по ходу инпута пишут компоненты каждого уровня (можно родителей разделить на 4 группы, чтобы каждая группа писала компоненты своего уровня). Затем стикеры с компонентами приклеиваются к уровням - деталям. Домик является схемой инпута. | Модератор: Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
Об этих составляющих мы сейчас и поговорим. 1.Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. МЕЛКАЯ МОТОРИКА. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. 2. В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь. 3.Эмоционально-волевая готовность к школе Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. 4. Социально-личностная готовность
К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».
| Информационные: умение ориентироваться в информационных потоках, уметь осознанно воспринимать информацию. Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний. Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе. Социальные: способность к сотрудничеству, способность критически рассматривать отдельные аспекты новой информации. |
5. Проработка содержания темы обучающимися (часть 1) | 15
| За партой
| Авторский
| Цели задачи использования метода: Цель: Закрепить полученные знания, выявить и устранить непонимание. Организовать совместные действия с участниками собрания для проработки и закрепления новых знаний Необходимые материалы: Ручки или фломастеры, бланки заданий, листы А4, презентация с заданиями (приложение №5) Предварительная подготовка: Приготовить бланки с заданиями на мышление, внимание, мелкую моторику (приложение № 6) Подробная технология проведения: Каждый участник получает бланки заданий, фломастеры. Задания прорабатываются постепенно: сначала внимание, потом мышление и мелкая моторика. Каждое задание объясняется, как делать и его результат. Образцы заполнения показываются в презентации, для визуализации. После выполнения всех заданий даются комментарии и рекомендации участниками собрания.
| Модератор: Вашему вниманию была предложена информация о психологической готовности ребенка к обучению в школе. Теперь предлагаю вам закрепить полученную информацию и проработать несколько заданий на внимание, мышление и мелкую моторику… Перед вами бланки с заданиями. Давайте поработаем с каждым заданием по порядку… Первое упражнение у нас будет на внимание. Возьмите пожалуйста бланки №1. Ваше задание за 1 мин зачеркнуть все буквы «е» и подчеркнуть букву «к». (для дошкольников берется корректурная проба с фигурками)… Давайте подсчитаем полученный результат. Как вы думаете что нужно, чтобы развивать у ребенка внимание?.. (показываются образцы заданий на внимание) Давайте приступим к заданию №2 - мышление. На данном бланке серия заданий: найди лишнее, продолжи ряд и раздели предметы на группы… Время на выполнение 3 мин… Подсчитываем результаты. Как можно развивать мышление у ребенка?.. (показываются образцы заданий на мышление). Следующее задание №3 - на мелкую моторику. Бланк состоит из заданий: заштрихуй по образцу, нарисуй по точкам и дорисуй рисунок по клеточкам. Время на выполнение 3 мин. Определяем результат. Как можно развивать у ребенка мелкую моторику? (показываются образцы заданий на мелкую моторику). Как вы думаете полезны ли данные упражнения вам? Чем полезны (не полезны)? Обсуждения, комментарии по поводу работы с заданиями. | Информационные: умение систематизировать и организовывать информацию, Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе. Социальные: способность к сотрудничеству.
| |
Ф А З а 3 «Завершение образовательного мероприятия» | 6. Разминка | 5 | Комплимент | Заимствованный, но адаптированный | Цели задачи использования метода: Цель: освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения. Задачи:
Предварительная подготовка: - Подробная технология проведения: Участники собрания делятся на две группы (поровну). Первая группа встает в круг лицом ко второй группе. Участники внешнего круга говорят комплементы участникам из внутреннего круга. По хлопку внешний круг сдвигается к следующему участнику. И так до тех пор, пока не встретятся со своей первой парой. Затем круги меняются. Внутренний круг в ответ на комплименты говорит только одну фразу «Да я такая (такой)». По окончании упражнения разбирается, что было легче: говорить комплименты или получать? | Модератор: Уважаемые родители, предлагаю вам сбросить свою усталость. Прошу вас всех встать и выполнить мои указания… По окончании, участники высказывают свои ощущения. | Коммуникативные: владение способами взаимодействия, и навыками самовыражения. Социальные: способность к сотрудничеству |
7. Подведение итогов | 15 | Четыре Я | Заимствованный, но адаптированный | Цели задачи использования метода: Цель: получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов обучения в рамках семинара. Задачи:
Необходимые материалы Стикеры четыре цветов, ручки или фломастеры, Предварительная подготовка: шаблон круга, стикеры четырех цветов с надписями: я узнал…, я научился, я проявил себя…, я смогу применить… Подробная технология проведения: Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:
| Модератор: Уважаемые родители наше родительское собрание подходит к своему завершению. Вам необходимо осмыслить результат своей деятельности, дать самооценку, определить для себя, остались ли у вас вопросы по нашей теме, которые мы сможем обсудить уже на следующем собрании… А теперь давайте вернемся к нашим «билетам». Подтвердились ли ваши опасения по отношению к сегодняшнему собранию или нет? Получили ли вы от собрания то, что ожидали?... В завершении собрания модератор благодарит всех за активную работу. | Познавательные: умение анализировать, рефлексировать и давать самооценку своей деятельности..
| |
8. Домашнее задание (если предполагается) | Создание журнала « подготовка к школе» в который вписывается : - методика - цель, использования данной методики - результат . |
Аналитическая информация | |
Какие сложности могут встретиться при подготовке и проведении собрания? |
|
Что будет сделано для предупреждения этих сложностей, и что будет делаться, если они реализуются? |
|
Какая мотивация будет использована для привлечения родителей и обеспечения их эффективного и качественного обучения на собрании? |
|
Как будет поставлен мониторинг в течение всего собрания, как будет проводиться контроль и оценка деятельности родителей? |
|
Дополнительная информация | |
Указание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Теоретические материалы дистанционного курса подготовки методистов-модераторов системы дистанционного обучения образовательного портала «Мой университет», train2.ru/index/ |
Примечания авторов | Семинар лучше всего проводить в большом кабинете или актовом зале. Тематической канвой собрания является психологическая готовность к школе, поэтому желательно при оформлении зала это учитывать. Кроме этого необходимо продумать расположение экрана и проектора, для отображения слайдовой презентации, а также несколько стендов для размещения информации участников. На них будет размещаться следующая информация:
|
1