- Преподавателю
- Школьному психологу
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Досг. Игра
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Досг. Игра
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Можжина О.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества» города Узловая, Тульской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ДОСУГ. ИГРА»
Направление развития личности ребёнка - социальное
Программа коллектива «Сюрприз»
Возраст детей 7-10 лет
Срок реализации - 2 года
Автор: Ольга Викторовна Можжина,
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДЮТ
г. Узловая, 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ДОСУГ. ИГРА» имеет социально-педагогическую направленность.
Детство - период, когда закладываются основные компоненты личностной культуры, ценностного отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Научить ребёнка дружелюбно и с интересом воспринимать мир вокруг помогает игра.
Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Известный ученый-педагог, профессор С.А.Шмаков пишет: «Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, всё, что составляет богатство человеческой личности».
Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека - собирание своего «Я». Игра - мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.
Детские психиатры «бьют тревогу», потому что всё чаще сталкиваются с нарушениями здоровья, отклонениями в психике подростков и ставят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение - «игровая дистрофия детей». Данная программа помогает младшим школьникам реализовать свою потребность в игре.
Актуальность программы «Досуг. Игра» состоит в том, что обучение детей содержательному досугу является одним из средств социализации личности и воспитания через игру тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Единство игры, общения и движения - универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа решает проблемы гармонического всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к Родине.
В России игры назывались забавами, развлечениями. Потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чём-то радостном, облегчить свою жизнь, своё положение. Перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живёт уважение к прошлому и вера в будущее.
Цель данной программы - социализация и развитие личности, эмоциональное обогащение, формирование нравственно-ценностной системы ребёнка.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к знакомству с игровой терминологией и разнообразием игр;
- приобретение определенных знаний, умений и навыков в организации и проведении игр и игровых программ;
- формирование навыков здорового образа жизни при проведении игр на воздухе и подвижных игр;
- создание творческой атмосферы обучения, гарантирующее развитие и совершенствование творческой индивидуальности и воспитывающей чувство причастности к общему делу;
- развитие наблюдательности, сенсорной и образной памяти, внимания, фантазии и воображения, логического и ассоциативного мышления;
- развитие у детей чувства ритма, двигательную координацию, владение своим телом;
- развитие самоконтроля, коммуникативных и других организационно-поведенческих качеств.
Программа реализуется в течение двух лет.
1 этап «Формула игры: увлечение плюс развлечение». На данном этапе обучающиеся знакомятся с разнообразием подвижных игр на свежем воздухе, в помещении. Разучивают и включаются в процесс «придумывания» новых элементов старых настольных, интеллектуальных игр, игр со словами и т.д. На протяжении первого года обучения детям предлагается погрузиться в сотворчество. Педагог развивает у детей навыки ведущих и водящих игр.
2 этап «Добро пожаловать, ИГРА!» На втором году обучения дети учатся классифицировать игры по форме, содержанию и объединять их в разовые игровые, познавательные, развлекательные программы. Знакомятся с формами проведения конкурсных программ и праздников. В конце года обучающиеся начинают знакомиться с календарными праздниками и русскими традициями, театральными играми.
Возраст детей, которым адресована программа «Досуг. Игра» 7-11 лет. Состав групп постоянный, набор детей свободный. Количество обучающихся по годам обучения 10-15 человек.
Общее количество учебных часов в году- 36 одно занятие в неделю по часу.
Прогнозируемые результаты
Знания, умения, навыки к концу 1 года обучения:
- знать 5-6 игр различного вида;
- знать 3-4 считалки;
- уметь объяснять правила игры;
- уметь проводить 3-4 игры из разных разделов;
- уметь организовывать со сверстниками 2-3 игры различных видов;
- закрепить навыки игр с предметами: обручем, скакалкой, мячом.
Знания, умения, навыки к концу 2 года обучения:
- знать формы игровых, конкурсных программ и праздников;
- различать по форме и содержанию игровые, конкурсные программы и праздники;
- уметь подбирать различный материал к конкурсной программе, празднику;
- уметь подготовить и провести 1-2 игровые, конкурсные программы;
- уметь организовать команду для конкурсной или игровой программы;
- приобрести навыки проведения игр с залом и на местности.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе «Досуг. Игра» проходят следующим образом:
- промежуточная, итоговая аттестация;
- собеседование, творческие зачёты;
- конкурсы, концерты, праздники;
- защита проектов.
Учебно-тематический план
1 год обучения (36 часов)
Формула игры: увлечение плюс развлечение
№
п/п
Темы (разделы) программы
Количество часов
Всего Теория Практика
ВВЕДЕНИЕ
4
3
1
Раздел 1. Вечное движение.
15
3
12
1.
Подвижные игры (на воздухе)
9
2
7
2.
Подвижные игры в помещении
(на все случаи жизни)
6
1
5
Раздел 2. Сидим и играем
13
3
10
1.
Игры со словами
3
1
2
2.
Игры с бумагой и карандашом
2
-
2
3.
Интеллектуальные игры
3
1
2
4.
Настольные игры
3
1
2
5.
Почти подвижные игры
2
-
2
Раздел 3. Игра-сказка
4
1
3
1.
Ролевые игры
4
1
3
ИТОГО:
36
10
26
2 год обучения (36 часов)
Добро пожаловать, игра!
№
п/п
Темы (разделы) программы
Количество часов
Всего Теория Практика
ВВЕДЕНИЕ
2
1
1
Раздел 1. Разовая игровая программа
8
2
6
1.
Весёлая игротека
2
1
1
2.
Массовые игры
2
-
2
3.
Игры-забавы за столом
1
-
1
4.
Познавательные и развивающие игровые программы
2
1
1
5.
Музыкальная тусовка
1
-
1
Раздел 2. Конкурсные игровые программы
19
4
15
1.
Формы конкурсных игровых программ
10
2
8
2.
Клуб весёлых и находчивых
9
2
7
Раздел 3. Праздник
7
2
5
1.
Что такое праздник?
7
2
5
ИТОГО:
36
10
26
Содержание программы
1 год обучения (36 часов)
Формула игры: увлечение плюс развлечение
Введение. 4 (3/1)
Теория. Игра-дело серьезное, Когда и где мы играем? Какие игры мы знаем? Классификация игр. Правила игры. Роль ведущего, роль водящего.
Практика. Способы выбора ведущего (водящего). Считалочка. Подведение итогов игры. Техника безопасности в играх.
Раздел 1 «Вечное движение» 15 (3/12)
-
Подвижные игры (на воздухе) 9 (2/7)
Теория. Развиваем ловкость, силу, быстроту реакции, точный расчет, глазомер, чувства ритма. Играем в любое время года. Играем везде.
Практика. Игры на площадке летом, осенью, весной. Зимние забавы «Мороз не велик, а стоять не велит». Русские народные игры. Игры с мячом. Игры со скакалкой. Игры с обручем. Игры со спортивными палками.
-
Игры в помещении (на все случаи жизни) 6 (1/5)
Теория. Привила Т.Б. Правила игры в помещении. Опасности, подстерегающие нас в игре.
Практика. Игры на «перемене». Игры в спортзале. Игры дома в комнате, игры с воздушными шарами. Игры с мячом. Игры с обручем. Игры со скакалкой. Игры со спортивными палками. Игры с пуговицами. Спичками, с одноразовой посудой.
Раздел 2. «Сидим и играем» 13 (3/10)
-
Игры со словами 3 (1/2)
Теория. Игры со словами имеют почтенную историю. В этих играх есть место знанию, догадке, необходимость быть точным.
Практика. Нежданно - негаданно. Слова .Слова. Слова. Соображай побыстрей. «Да», «Нет». В центре эрудиты. Песенная эстафета.
-
Игры с бумагой и карандашом 2 (0/2)
Практика. «Мельница». «Трудный финиш». В гостях и дома. «На приступ», «Лазутчики», «Три лепестка», «Запри клетку», «Морской бой», «Крестики-нолики»
-
Интеллектуальные игры 3 (1/2)
Теория. Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем.
Практика. Игры на смекалку. Лингвистические игры. Игры «знатоков природы». «В центре эрудита». Конкурс скороговорок. Конкурс считалок.
-
Настольные игры 3 (1/2)
Теория. Настольно-печатные игры.
Практика. Домино. Игра «15». Настольно-печатные игры. «На клетчатой доске». «Мозаика». Сделаем и сыграем.
-
Почти подвижные игры. 2 (0/2)
Практика. «Колечко-колечко». «Я садовником родился». «Краски».
Раздел 3. «Игра-сказка» 4 (1/3)
-
Ролевые игры 4 (1/3)
Теория. Распределение ролей.
Практика. Изображение не живых предметов. Изображение животных. Театральные игры. Игры - экспромты.
2 год обучения (36 часов)
Добро пожаловать, игра!
Введение. 2 (1/1)
Теория. Что такое игровая программа? Цели и задачи игровых программ.
Практика. Многообразие игровых программ. Формы игровых программ.
Раздел 1. Разовая игровая программа. 8 (2/6)
-
Веселая игротека. 2 (1/1)
Теория. Игры, развивающие глазомер.
Практика. «Хула-хупа», «Мой веселый звонкий мяч». «Разноцветные шары».«Веселые старты».
-
Массовые игры. 2 (0/2)
Практика. Игры с эстрады, массовые игры. Игры с «залом». Аукционы. «Сидим и танцуем».
-
Игры - забавы за столом. 1 (0/1)
Практика. «Веселые сочинители». Игры со словами. «Спичечные потешки». «Кукрыниксы и мастера» (веселые рисовальщики).
-
Познавательные и развивающие игровые программы. 2 (1/1)
Теория. Интеллектуальный марафон.
Практика. Игры на развитие внимания. Игры на развитие наблюдательности, координацию движения.
-
Музыкальная тусовка. 1 (0/1)
Практика. Игры и танцы в кругу. Веселимся и танцуем. Игродискотека.
Раздел 2. Конкурсные игровые программы. 19 (4/15)
-
Формы конкурсных игровых программ 10 (2/8)
Теория. Игры-споры Игры- дискуссии.
Практика. Крестики-нолики. Что, где, когда? Пойми меня. О, счастливчик! Брейн-ринг.
Игры-путешествия. Игры-читателей. «Турнир знатоков».
-
Клуб веселых и находчивых 9 (2/7)
Теория. КВН - игра, не имеющая аналогов. С чего начинается КВН?
Практика. Организация игры КВН. Сочиняем сами. КВНовские конкурсы. Приветствие. Разминка. Конкурс капитанов. Музыкальный конкурс. Домашнее задание. СТЕМ.
Раздел 3. Праздники 7 (2/5)
-
Что такое праздник? 7 (2/5)
Теория. Делу время, потехе час. Что есть праздник? Праздник- выражение определенной и важной идеи. Сколько у нас праздников? А сколько надо? И каких?
Практика. Международные праздники. Православные праздники. Игровые русские праздники. Капустники.
Методическое обеспечение
-
Праздник «Посвящение в ученики»
-
Познавательная программа «Осенняя школляндия»
-
Познавательно-развлекательная программа «Осенний ералаш»
-
Конкурсно - развлекательная программа «Девчонки и мальчишки»
-
Познавательно-развлекательная программа «Браво, девчонки!»
-
Познавательно-развлекательная программа «Браво, мальчишки!»
-
Игровая программа «Страна чудаков»
-
Познавательно-развлекательная программа «Морской бой»
-
Конкурсно - развлекательная программа «Танцевальный бодрячок»
-
Развлекательная программа «Шляпное сражение»
-
Спичечный турнир
-
Игровая программа «Что наша жизнь? Театр…»
13. Сценарии новогодних театрализованных танцевальных программ:
- «Мышиная возня»;
- «Вини-Пух приглашает на праздник»;
- «Новый год в Простоквашино»;
- «Новый год с инопланетянами»
14. Подборка массовых игр с залом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
-
Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. [Текст]: сборник нормативных документов / сост.: С. Н. Горушкина, И. А. Тозыякова, Ю. А. Шубин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 300, [1]
-
Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2002.
-
Каргина, З. А. Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования [Текст] / З. А. Каргина // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. - 2006. - № 7 - 8. - С. 41-44.
-
Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебник / под науч. редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
6. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М., 1998.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
8. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. - Шадринск, 1997.
9. Ершова А.П. Режиссура урока. - М., 1994.
10. Иванов В.Д. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
11.Исаенко В.П. Игры наших детей. - М., 1996.
12.Искусство и дети. - М., 1983.
13.Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. - М.:Педагогика-Пресс, 1992.
14.Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993.
15. Кон И. Психология творчества. - М., 1986.
16. Коршунов А. Теория отражения и творчество. - М., 1971.
17.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М., 1986.
18. Лук А. Психология творчества. - М., 1982.
19. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.
20.Морозов И.А., Слепцова И.А. Забавы вокруг печки. - М., 1994.
21.Музыка и движение. Вып. 3. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М., 1984.
22.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.
23.Разноцветный мир детства. - М., 1998.
24. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. - Ярославль, 1994.
25.Титов Б.П. Организация самодеятельного творческого объединения. - Омск, 1995.
26.Фомина А.Б., Голованов В.П., Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А., Фомина Н.Н.
27. Фирсова Л.М. (составитель) Игры и развлечения - М.: Мол.гвардия, 1991.
28.Шишкина В.А. Движение +движения. - М., 1992.
Литература для обучающихся и родителей
1. Волина В. Игра в рифмы. - М., 1999.
2. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. - Шадринск, 1997.
3. Королева Е. Музыка в стихах и картинках. - М., 1994.
4. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. - М., 1991.
5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
6. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. - М., 1983.
7. Смирнова Н.И. И … оживают куклы. - М., 1982.
8. Стрельцова Л. Литература и фантазия. - М., 1982.
9. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной и др. - М., 2002.
10. Театр. Творчество. Дети. - М., 1995.
11. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М., 1994.