- Преподавателю
- Школьному психологу
- Неблагополучная семья. План работы с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, неблагополучными семьями
Неблагополучная семья. План работы с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, неблагополучными семьями
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сулейманова Л.Д. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с родителями - Неблагополучная семья |
Неблагополучная семья - это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания. |
Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.
- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.
- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.
- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.
- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога - очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка
Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению.
Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями:
а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.
- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.
- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.
- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.
- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога - очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка. Вариант алгоритма работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении
Комплексная диагностика семьи
1.Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:
-
Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления
-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
-материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи);
- социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
-психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
3.Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение);
4. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).
Реабилитационная работа с семьей
-
Семья:
-
наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
-
разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;
-
установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;
-
Образование, трудоустройство:
-помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
-налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.
-
Поведение:
- обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.
-
Здоровье:
-
содействие оздоровлению;
-
помощь в организации лечения;
-
поддержка интереса к здоровому образу жизни.
-
Личностное развитие:
- развивать положительные качества личности;
-
формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
-
Дальнейшие планы:
-разработать кратковременный план работы;
-выяснять эффективность реабилитационного процесса;
-постоянно встречаться с семьей.
Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:
-
Соответствие поставленной задаче.
-
Стабильность положительной динамики.
«Утверждаю»
Директор СОШ №
_______
План работы
с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, неблагополучными семьями
на 2013-2014 учебный год
№
п/п
Мероприятие
Сроки реализации
Ответственный
Выход
1
Мониторинг социального состава обучающихся школы и их семей
сентябрь
Социальный педагог
2
Формирование банка данных обучающихся, состоящих на всех видах учета, проблемных и неблагополучных семей
сентябрь
Социальный педагог
3
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении
В течение года
Социальный педагог классные руководители
4
Осуществление контроля за успеваемостью обучающихся «группы риска»
В течение года
Социальный педагог
5
Осуществление контроля за посещением занятий обучающимися «группы риска»
В течение года
Социальный педагог, кл. руководители
6
Мониторинг посещения занятий обучающимися «группы риска»
1 раз в четверть
Социальный педагог
7
Проведение педагогических рейдов в места массового отдыха подростков с целью выявления случаев употребления алкоголя, наркотиков, курения и асоциального поведения детей
По графику
Социальный педагог, классные руководители
8
Проведение педагогических рейдов в семьи обучающихся, состоящих на различных видах учета
По графику
Социальный педагог, классные руководители
9
Привлечение социальных служб города, СДД и ОКМДН, ЦСССДМ для социального сопровождения неблагополучных семей и семей, оказавшихся в кризисной ситуации.
В течение года, по мере необходимости
Социальный педагог, представители служб
10
Подготовка отчетной документации
По запросу
Социальный педагог
Исполнитель:
Исполнитель:
соц.педагог