Неблагополучная семья. План работы с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, неблагополучными семьями

Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания. Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с родителями - Неблагополучная семья

Неблагополучная семья - это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье - разговор идет об отношениях между родителями и детьми.

Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.
- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.
- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.
- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.
- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога - очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка

Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению.
Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями:
а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.

Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.
- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.
- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.
- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.
- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога - очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка. Вариант алгоритма работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении

Комплексная диагностика семьи
1.Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:

  1. Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления

-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
-материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи);
- социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
-психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
3.Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение);
4. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).
Реабилитационная работа с семьей

  1. Семья:

  2. наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;

  3. разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;

  4. установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;

  5. Образование, трудоустройство:

-помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
-налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.

  1. Поведение:

- обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.

  1. Здоровье:

  2. содействие оздоровлению;

  3. помощь в организации лечения;

  4. поддержка интереса к здоровому образу жизни.

  5. Личностное развитие:

- развивать положительные качества личности;

  1. формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.

  2. Дальнейшие планы:

-разработать кратковременный план работы;
-выяснять эффективность реабилитационного процесса;
-постоянно встречаться с семьей.
Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:

  1. Соответствие поставленной задаче.

  2. Стабильность положительной динамики.






«Утверждаю»

Директор СОШ №

_______

План работы

с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, неблагополучными семьями

на 2013-2014 учебный год

п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственный

Выход

1

Мониторинг социального состава обучающихся школы и их семей

сентябрь

Социальный педагог

2

Формирование банка данных обучающихся, состоящих на всех видах учета, проблемных и неблагополучных семей

сентябрь

Социальный педагог

3

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Социальный педагог классные руководители

4

Осуществление контроля за успеваемостью обучающихся «группы риска»

В течение года

Социальный педагог

5

Осуществление контроля за посещением занятий обучающимися «группы риска»

В течение года

Социальный педагог, кл. руководители

6

Мониторинг посещения занятий обучающимися «группы риска»

1 раз в четверть

Социальный педагог

7

Проведение педагогических рейдов в места массового отдыха подростков с целью выявления случаев употребления алкоголя, наркотиков, курения и асоциального поведения детей

По графику

Социальный педагог, классные руководители

8

Проведение педагогических рейдов в семьи обучающихся, состоящих на различных видах учета

По графику

Социальный педагог, классные руководители

9

Привлечение социальных служб города, СДД и ОКМДН, ЦСССДМ для социального сопровождения неблагополучных семей и семей, оказавшихся в кризисной ситуации.

В течение года, по мере необходимости

Социальный педагог, представители служб

10

Подготовка отчетной документации

По запросу

Социальный педагог

Исполнитель:

Исполнитель:

соц.педагог


© 2010-2022