Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский Государственный Педагогический Университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)











Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников















Выполнила: Захарова Н.А.







Челябинск 2015


Диагностика познавательных процессов для 1 класса

Диагностика восприятия

1.Методика «Эталоны»
О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковМетодика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковДиагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковДиагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковДиагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Обработка результатов и интерпретация


Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников Правильно отмеченные картинки:

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

- грибок, чашка, месяц, шляпа

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

- коляска, стул, сапоги, кресло

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

- морковь, пирамидка, листок, ёлка

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

- лампа, матрёшка, груша, снеговик


Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников Уровни развития восприятия:
32-27 баллов - высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже - низкий

Качественный анализ результатов

1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей. 2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки. 3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

2. Методика на восприятие детей. "Нелепицы"

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.



3. Диагностика «Образная память ребенка»

Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого - после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 (и более) правильных ответов. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика внимания

1. Методика «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: «Перед вами 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить мысленно взором (не пальцем, не ручкой, а именно взором) траекторию каждой линии слева направо и определить, где она кончается. Там, где она заканчивается, проставьте ее номер. Начинайте с первой линии, затем переходите ко второй, третьей и т. д. На выполнение задания дается только 7 минут. Если вы не успели, то оставшиеся линии засчитываются как ошибки. Начали!»

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Теперь проверьте список концов линий, отмеченный вами в правой колонке, с даваемым нами списком: 6, 3, 22, 23, 8, 21, 19, 16, 10, 20, 8, 11, 25, 1, 12, 4, 2, 5, 7, 18, 15, 24, 13, 14, 17.

Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице 4 и сколько баллов вы получили.

Таблица 4

Оценка в

балла

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

25

24

23-22

21-20

19-17

16-14

13-12

11-8

7

2. Диагностика распределения внимания

Ход выполнения задания

Педагог предлагает испытуемым следующие задания:

а) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться - у него слабое распределение внимания;

б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, вклю­чающие тройку или кратные трем, вместо этих чисел он должен говорить: "Не собьюсь". Например: "Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь" и т.д.

Обработка результатов

Подсчитать ошибки: максимум - 12, минимум - 0.

Принято считать, что:

хорошее распределение внимания - от 0 до 4 ошибок;

среднее - от 4 до 7;

ниже среднего - от 7 до 10;

плохое - от 10 до 13.

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, 25, 26, -, 28, 29, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. (Тест Пьерона-Рузера)

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика памяти

1. Методика "Определение типа памяти"

Цель:
определение преобладающего типа памяти.

Оборудование:
четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика на исследование слуховой памяти детей.

"Арифметический тест Векслер"

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например:

13; 48 3; 574 9; 1648 6; 24639 4; 947256 2.

Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо прого­варивая.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он вниматель­но слушал и старался запомнить цифры.

Затем задание усложняется. Ребенок должен по­вторить цифры в обратном порядке.

Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8.

Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 37615 8; 468372 5.

Результат Ребенок покажет хороший уровень развития па­мяти, если назовет:

■ 5-6 цифр при прямом повторении,

■ 4-5 цифр при обратном повторении.


3. Методика на логическую память детей 6 - 7 лет.

"Воспроизведение текста"

Методика предназначена для изучения особенностей смысловой (логической) памяти детей. При этом выявляются способности к пониманию и запоминанию текстов и особенности устной речи. Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Плохой сторож.

У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".

Оценка результатов:

4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше.

3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации

2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации

1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.

Диагностика мышления

1. Методика "Исключение лишнего"


Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования.
Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

2. Методика «Исследования словесно-логического мышления»

(направлен на выявление осведомлённости, выявление существенных признаков)


  • У сапога всегда есть…

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы

  • В тёплых краях живёт…

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

  • В году…

24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

  • Месяц зимы…

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

  • В нашей стране не живет…

соловей, страус, аист, синица, скворец

  • Отец старше своего сына…

часто, всегда, никогда, редко, иногда

  • Время суток…

год, месяц, неделя, день, понедельник

  • У дерева всегда есть…

листья, цветы, плоды, корень, тень

  • Время года…

август, осень, суббота, утро, каникулы

  • Пассажирский транспорт…

комбайн, самосвал, автобус. Экскаватор, тепловоз

(направлен на сформированность обобщающих понятий)


  • Окунь, карась …

  • Метла, лопата…

  • Лето, зима…

  • Огурец, помидор…

  • Сирень, орешник…

  • Шкаф, диван…

  • Июнь, июль…

  • День, ночь…

  • Слон, муравей…

  • Дерево, цветок…


3. Психодиагностика наглядно действенного мышления детей 6 - 7 лет.

Тест "Вырежи фигуру"

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 6 до 7 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры на рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания

10 баллов

- все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов

- все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм

6-7 баллов

- все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов

- все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла

- все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм

0-1 балл

- ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика воображения

1.Диагностика на воображение детей 6 - 7 лет. "Придумай игру"

Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1) Как называется игра?

2) В чем она заключается?

3) Сколько человек необходимо для игры?

4) Какие роли получают участники в игре?

5) Как будет проходить игра?

6) Каковы правила игры?

7) Чем должна будет закончиться игра?

8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.

Критерии оценки

1) оригинальность и новизна,

2) продуманность условий,

3) наличие различных ролей,

4) наличие правил,

5) точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов

О баллов - полное отсутствие определенного признака,

1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре данного признака 2 балла - отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Выводы об уровне развития

10 баалов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

  1. балл - очень низкий.

2.Методика на воображение ребенка.

"Нарисуй что - нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ

Инструкция: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отво­дится 4-5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображе­нии. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно ориги­нальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7баллов - ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрите­лей определенное эмоциональное впечатление.

3-4 балла - ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинально. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

5- 7 баллов - средний;

3-4 балла - низкий;

0-2 балла - очень низкий

3. Методика на воображение ребенка.

"Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА

Инструкция: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем - либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа;

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, используемых в рассказе;

4)проработанность и детализация этих образов;

5) эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или и признак из перечисленных выше.

Оценка результатов

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 баллом - если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;

0 баллов - если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами - если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;

1 баллом - если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

0 баллов - если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел

Разнообразие образов оценивается:

2баллами - если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи, события);

1 баллом - если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов - если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 баллами - если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тре­мя и более признаками;

1 баллом - если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;

0 баллов - если персонажи в рассказе только называются и дополни­тельно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами - если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 баллом - если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;

0 баллов - если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4- 7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

  1. балл - очень низкий.




Коррекция познавательных процессов для 1 класса

Коррекция восприятия

1. Упражнение «Раздели круги»

(Интернет - ресурс: Социальная сеть работников образования nsportal.ru)

Цель: научить ребёнка классифицировать предметы, развивать восприятие цвета, величины, формы.

Задание:
большие и маленькие, чёрные и белые круги разделены на 2 группы; ребёнку необходимо рассказать, по какому признаку разделены круги (по цвету, по величине, по цвету и величине).

2. Упражнение «Дорисуй фигуры»

(Интернет - ресурс: vseodetishkax.ru)

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики.

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш.

Инструкция:

1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур (см. Бланк №1). Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений, подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

2-й этап: ребенку дают распечатанный Бланк №2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца.

Задание 1: дорисовать фигуры.

Задание 2: необходимо найти в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить, почему именно она лишняя

Бланк №1

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Бланк №2

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

3. Упражнение «Найдите спрятанные предметы»

(Интернет - ресурс: vseodetishkax.ru)

Цель: развить зрительное внимание.

Инструкция: найдите как можно больше спрятанных предметов на картинке.

МДиагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковатериал: карточки с предметами.



Коррекция внимания

1. Упражнение «Самый внимательный»

(Интернет - ресурс: azps.ru/training)

Цель: развитие зрительного внимания.

Инструкция: Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

2. Упражнение «Летает - не летает»

(Интернет - ресурс: azps.ru/training)

Цель: развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Инструкция: Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет (книга, мяч, люстра, самолет, воздушный шарик, стол, сумка, игрушечный вертолет, очки, воздушный змей, бумага).

3. Игра «Ищи безостановочно»

(nash-klass64.ucoz.ru)

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного внимания.

Инструкция: В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу ребенок начинает перечисление.

Коррекция памяти

1. Упражнение «Запомни движение»

( Интернет - ресурс: nash-klass64.ucoz.ru)

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал веду­щий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть-встать - поднять руки-опус­тить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приста­вить правую ногу, отставить левую ногу влево, приста­вить левую ногу.

Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо - повернуть голову прямо.

2. Упражнение "Добавь слово"

( Интернет - ресурс: nash-klass64.ucoz.ru)

Цель: Развитие слуховой памяти.

Инструкция: Игру надо проводить с группой ребят. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

3. Упражнение «Запомни порядок!»

(Интернет - ресурс: juliagr.ucoz.ru)

Цель: развитие зрительной памяти.

Инструкция: Выбираются 5-6 детей. Остальные - «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.

Коррекция мышления

1. Упражнение «Сравнение предметов»

(Интернет - ресурс: coolreferat.com)

Цель: развитие мыслительной операции.

Инструкция: Слова для сравнения: муха и бабочка, дом и избушка, стол и стулья, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток и др.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.

Ребенок 6-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение «Оканчивание слов»

(Интернет - ресурс: coolreferat.com)

Цель: на развитие скорости мышления.

Инструкция: Взрослый начинает слово, произнося первый слог, ребенок его заканчивает. «Отгадай, что я хочу сказать! По…». (Примерный список слогов: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо). Если ребенок легко и быстро справляется с задание, предложите ему назвать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

3. Упражнение «Назови слова»

(Интернет - ресурс: coolreferat.com)

Цель: развитие гибкости ума.

Инструкция: Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

«Назови слова, обозначающие деревья (зверей, транспорт, овощи, фрукты и др.)»

Коррекция воображения

1. Упражнение: «Составление рассказа с использованием отдельных слов»


(Интернет - ресурс: xreferat.ru)

Цель: развитие репродуктивного развития. Инструкция: Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

2. Упражнение: «Незаконченные фигуры»

(Интернет - ресурс: festival.1september.ru)

Цель: развитие воссоздающего воображения.

Инструкция: Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можете её дорисовать так, как вы себе это представляете.

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников


3. Упражнение: «Завершение рассказа»


(Интернет - ресурс: xreferat.ru).

Цель: развитие репродуктивного развития.

Инструкция: Детям предлагается начало, какого - либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…». Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 минут.



Диагностика познавательных процессов для 4 класса

Диагностика восприятия


1. Диагностики объема восприятия


На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:
10 слов (из 4-8 букв каждое);
10 трёхзначных чисел;
10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).
Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.
ИНСТРУКЦИЯ:
Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта

2. Диагностики особенностей восприятия младших школьников



Инструкция: Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем - 2 и т.д.


4


3


2


8


2


3


6


5


9


1


7


5


7


6


6


5


9


0


8


5


3


1


0


1


3


4


0


6


5


1


7


2


4


1


0


6


2


3


7


1


6


5


4


4


3


8


8


3


1


3


8


0


0


3


2


1


5


4


9


5


0


7


6


3


2


6


3


8


2


9


6


1


7


6


9


5


8


5


9


0


7


4


1


7


5


3


9


2


3


4


6


3


0


7


6


9


1


0


9


1










Возраст

9-10 лет


Цифры


1


2


3


4


5


6


7


8


9


0


Время

(сек.)


20


28


27


25


27


29


26


26


29


17


Количество

цифр


8


11


10


12


9


10


8


11


12


9Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.
Оценка результатов:
Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.
Результаты выполнения теста примерно таковы:



Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.

3. Методика «Отгадай фигуру»


Цель: развитие восприятия формы предметов.

Инструкция: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)

-Из чего он сделан?

Диагностика внимания

1. Методика «Расстановка чисел»

Цель: Методика предназначена для оценки произвольного внимания.

Инструкция: в течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше.

Стимульный материал

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18

Бланк для заполнения

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковЧтобы правильно оценить свои возможности, после двухминутного рассматривания исходного квадрата Вы должны закрыть его листом плотной бумаги, после чего приступайте к заполнению бланка. Не забудьте засечь время, так как цифры, написанные после двух минут заполнения, в зачет результата не идут.

2. Методика «Исправь ошибки»

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок.

Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок.

Если частное ниже 0,5 - внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.

Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:

- не заметили 2 ошибки - хорошее внимание;

- не заметили 3-4 ошибки - средний уровень внимания;

- не заметили 5 и более ошибок - низкий уровень внимания.

3. Методика «Запомни и расставь точки»

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковС помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Инструкция. «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковДалее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Оценка результатов
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников 10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников 8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников 6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников 4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников 0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.

Диагностика памяти

1. Методика «Изучение логической и механической памяти»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

Второй ряд:

  • кукла - играть

  • курица - яйцо

  • ножницы - резать

  • лошадь - сани

  • книга - учитель

  • бабочка - муха

  • снег - зима

  • лампа - вечер

  • щетка - зубы

  • корова - молоко

  • жук - кресло

  • компас - клей

  • колокольчик - стрела

  • синица - сестра

  • лейка - трамвай

  • ботинки - самовар

  • спичка - графин

  • шляпа - пчела

  • рыба - пожар

  • пила - яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A



2. Методика «Исследования оперативной памяти школьников»

Инструкция: Вам будет показан бланк, на котором изображены геометрические фигуры. Два верхних ряда фигур обозначены буквами: а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к. Необходимо в нижних рядах, обозначенных цифрами, найти фигуры, адекватные верхнему ряду, обозначив их соответствующей буквой.

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Обработка и интерпретация результатов
Уровни сформированности оперативной памяти определяются по таблице

уровни

количество правильных ответов

очень высокий
высокий
средний
низкий
очень низкий

9
7 - 8
4 - 6
2 - 3
1

Правильные ответы: а - 9, б - 18, в - 25, г - 11, д - 13, е - 19, ж - 21, з - 28, и - 20, к - 29.

3. Диагностика определения объема кратковременной памяти ребёнка

Данная методика применима только при индивидуальном обследовании детей. При этом используют матрицу информационного поиска. На листе плотной бумаги вырезают рамку, равную размеру одной строки. Испытуемо­му предъявляют одну строку из матрицы для запоминания, с помощью выре­занной рамки, а затем он воспроизводит то, что ему удалось запомнить, в письменном виде в протоколе. Время предъявления строки 3-5 с и оно зависит от возраста.

Матрицы с цифровым материалом


4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

7

5

7

6

9

5

9

0

8

5

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

Ход выполнения задания

Педагог предлагает испытуемым следующее задание: "Вы должны про­смотреть ряд из 10 цифр с целью запоминания за очень короткое время. Затем по памяти воспроизвести предъявляемые цифры, сохраняя порядок их следования друг за другом".

Процедура выполняется 10 раз. Вначале надо выполнить пробную для того, чтобы выяснить, правильно ли вы поняли инструкцию.

Обработка результатов

Подсчитать:

1) общее число воспроизведенных символов (01), учитывая как правиль­но воспроизводимые символы, так и с ошибками;

2) количество правильно воспроизведенных символов, учитывая пере­становки (02);

3) только те символы, которые строго сохраняют порядок предъявления (03), переставленные и привнесенные символы; не содержащиеся в предъяв­ленном ряду не учитываются. Ниже приведены показатели объема памяти на цифровые символы в зависимости от возраста.

На основании полученных данных оценки объема кратковременной па­мяти можно выделить три основные группы учащихся на основе величины параметра 03:

Первая группа. Показатель 03, т.е количество запоминаемых символов сохранением порядка следования в случайном ряду, свыше 4,5 единиц (эта руппа наиболее успешно справляется с обучением).

Вторая группа. Показатель 03 находится в диапазоне от 4,5 до 3 еди-[иц (это группа, занимающая среднее положение по успеваемости).

Третья группа. Показатель 03 ниже 3 единиц. Обычно это группа сла-о успевающих детей, с которыми следует проводить дополнительную работу о развитию памяти, овладению формами запоминания.

Показатели воспроизведения цифровых символов в зависимости от возраста испытуемых

Показатели воспроизведения

Воз раст

8

9

10

11

12

14-15

18-19

21-23

01

4,8

4,9

5,9

6,2

6,9

8,0

7,1

8,8

02

4,6

4,7

5,3

5,8

6,4

7,5

6,5

7,5

03

3,5

3,7

3,7

4,3

4,1

5,2

4,9

5,7

Диагностика мышления


1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.

2. Методика «Изучение скорости мышления»


Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.


Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.

3. Методика «Выделение существенных признаков»

Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция: Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками - «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова - «земля» и «растения». Опросник

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

  8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

  11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

  12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

  15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

  16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

  17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

  18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

  19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

  20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Обработка результатов и интерпретация

Ключ

  1. Растения, земля

  2. Берег, вода

  3. Здания, улица

  4. Крыша, стены

  5. Углы, сторона

  6. Делимое, делитель

  7. Диаметр, округлость

  8. Глаза, текст

  9. Бумага, редактор

  10. Игроки, правила

  11. Сражение, солдаты

  12. Бумага, текст

  13. Голос, мелодия

  14. Колебания почвы, шум

  15. Книги, читатели

  16. Почва, дерево

  17. Состязания, победа

  18. Врач, больные

  19. Чувства, человек

  20. Родина, человек


Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Таблица

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

9

20

8

-

7

19

6

18

5

16-17

4

14-15

3

12-13

2

10-11

1

9


Диагностика воображения

1. Методика «Назови картину»

Стимульным материалом может быть любая сюжетная картинка, достаточно яркая и имеющая четкое содержание.

Инструкция: Посмотри на картинку. Придумай для нее название. Чем больше названий ты придумаешь, тем лучше.

Проведение: Детям показывают сюжетную картинку и дают время (2-3 минуты) на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предъявляют инструкцию.

2. Методика «Составление рассказа»

Инструкция: Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) книга, девочка, диван, кот; б) мыло, одежда, расческа, зонт, дождь, школа. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Оценка результатов

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 баллом - если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;

0 баллов - если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами - если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален; 1 баллом - если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя; 0 баллов - если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами - если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 баллом - если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ; 0 баллов - если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития

6 баллов - высокий;

4-5 баллов - средний;

  1. балла - низкий;

0-2 балл - очень низкий.

3. Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).


Социальная адаптация (готовность к 5 классу)


Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями - все это является очень серьезным испытанием для школьника.

В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения. Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость... В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.

Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?

Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?

Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.

В связи с этим ребенок впервые учится учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности.

Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст. Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

  • Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.

  • У ребенка начинается перестройка гормональной системы,

  • характерны перепады самочувствия.

  • Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители - друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.

В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.





































Приложение (1 класс)

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковДиагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковДиагностика и коррекция познавательных процессов младших школьниковДиагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.


Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.




Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников







Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников



  • У сапога всегда есть…

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы

  • В тёплых краях живёт…

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

  • В году…

24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

  • Месяц зимы…

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

  • В нашей стране не живет…

соловей, страус, аист, синица, скворец

  • Отец старше своего сына…

часто, всегда, никогда, редко, иногда

  • Время суток…

год, месяц, неделя, день, понедельник

  • У дерева всегда есть…

листья, цветы, плоды, корень, тень

  • Время года…

август, осень, суббота, утро, каникулы

  • Пассажирский транспорт…

комбайн, самосвал, автобус. Экскаватор, тепловоз

Приложение (4 класс)


4


3


2


8


2


3


6


5


9


1


7


5


7


6


6


5


9


0


8


5


3


1


0


1


3


4


0


6


5


1


7


2


4


1


0


6


2


3


7


1


6


5


4


4


3


8


8


3


1


3


8


0


0


3


2


1


5


4


9


5


0


7


6


3


2


6


3


8


2


9


6


1


7


6


9


5


8


5


9


0


7


4


1


7


5


3


9


2


3


4


6


3


0


7


6


9


1


0


9


1



Готовый текст задания:

Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты.





Стимульный материал

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18

Бланк для заполнения















Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников





4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

7

5

7

6

9

5

9

0

8

5

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-



© 2010-2022