- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проект Фамилистическая тематика в системе социализации детей-сирот с ОВЗ
Проект Фамилистическая тематика в системе социализации детей-сирот с ОВЗ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грицан Н.А. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Грицан Наталья Анатольевна, Россия,
Моряковский Затон, Томской обл.,
педагог-психолог
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья »
«Семья - это счастье,
любовь и удача…»
М. Ланге
ПРОЕКТНАЯ деятельность
«Фамилистическая тематика в системе
социализации
детей-сирот с ОВЗ »
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, т.е. рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного опыта и культурного наследия новому поколению. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, играть, трудиться…,но и чувствовать . думать, переживать, относиться к другим людям. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни.
Понятно, что воспитание качеств семьянина у подростков и подготовка их к будущей семейной жизни, к семейным отношениям не ограничиваются рамками данного проекта. Они являются общепедагогической задачей, которая может разрешаться в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой обучения и воспитания в школе.
Развитие у ребенка семейной культуры - это одна из ключевых воспитательных задач. В ходе целенаправленного воспитания и развития у него формируется осознание ценности семьи как первоосновы нашего государства, понимание и устремления поддерживать нравственные устои семьи: любовь, взаимопомощь, почитание родителей, заботу о младших. У ребенка формируется потребность бережного отношения к человеческой жизни, требующей заботы и внимания в целях продолжения рода.
Нестабильное социально-экономическое положение в нашем обществе отражается неблагоприятным образом на многих семьях: в обществе наблюдаются случаи детского бродяжничества, преступности, увеличивается количество детей, не нужных своим родителям.
Для детей, нуждающихся в помощи государства, открываются специальные учреждения: сиротские дома, школы-интернаты; создаются патронажные семьи.
Категория детей-сирот - одна из самых незащищенных в плане подготовки к семейной жизни. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Всего этого лишены воспитанники детских домов и школ-интернатов. Зачастую, они никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Все это приводит к смещению их ценностных ориентаций в отношении обустройства семьи .
Дети-сироты с ослабленным интеллектом, искаженно, ограниченно воспринимают окружающий мир. Анализируя существующее положение дел с позиции школьного психолога, пришла к заключению, что отсутствие жизненного опыта проживания в семье, осложненное психофизическим недугом детей, приводит к скудости знаний об окружающем, в частности: о семейном укладе. Такие фамилистические понятия, как: домашний адрес, отчество, фамилия, дата рождения, родственные отношения, семейный бюджет, внутрисемейное ролевое распределение и др., часто не знакомы и не понятны детям. Ограниченный творческий потенциал сужает диапазон приоритетов быта, внутрисемейных стилей, человеческих потребностей и интересов. Деструктивное эмоциональное содержание на фоне разного рода деприваций, отсутствия позитивного семейного опыта, снижает уровень мотивации к созданию собственной семьи, и, наоборот, провоцирует вероятность рождения страхов, неуверенности и беспомощности.
Чтобы дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья могли научиться всему, что умеют здоровые дети из благополучных семей, очень важно создать в учреждении специальные условия. Целенаправленно организованная работа поможет расширить их представления о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о достижениях и проблемах семейной жизни.
В настоящее время рассматривается вопрос о необходимости поиска и разработки возможностей для планомерной, систематической, целенаправленной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни. Проект «Фамилистическая тематика в системе социализации детей-сирот с ОВЗ» представляет собой механизм, направленный на поиск путей для решения проблемы адаптации их в жизненном пространстве, в частности - формирования готовности к брачно-семейным отношениям.
Выше изложенное можно считать обоснованием для начала работы с воспитанниками в направлении семейного воспитания.
Реализация проекта осуществлялась на базе школы-интерната , обучающей детей по программе 8 вида. Сроки реализации программы с 2013г. по 2015г. Включены учащиеся 6-8 классов.
Программа проекта имеет коррекционно-развивающую направленность, где информационная часть осуществляет комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей. Творческая часть - дает возможность воспитанникам закрепить полученные знания через реализацию своего творческого потенциала. Очень важно научить детей творчески мыслить, формируя, посредством создаваемых ими образов, позитивные мыслеформы . Именно они являются проводниками к чувствам и желания людей. Через приемы реализации творческой составляющей осуществляется так же психофизическое развитие детей: зрительно-моторная координация, мелкая моторика, речь, последовательность мышления, концентрация и распределение внимания ,память.., а так же аккуратность, ответственность, творческие способности и коммуникативный потенциал. Полученный творческий продукт, на уровне образов и проявленной инициативы, вызывает положительные эмоции, воодушевляет, вселяет уверенность, стимулирует ситуацию прогнозирования своего будущего. Воспитательная функция проекта - формирование у ребенка осознания ценности семьи как первоосновы общества;
Программа проекта включает 5 блоков: 1.«Семья и ее функции»,2. «Дети в семье», 3. «Роль отца и матери в семье», 4. «Наши друзья - домашние животные», 5. «Сельский дом и роль труда в жизни семьи»
Цель программы: осуществлять подготовку детей к созданию полноценной семьи, способной вырастить и воспитать собственных детей.
Задачи:
-
Обогащать представления детей о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека;
-
Концентрировать внимание детей на практической направленности ведения домашнего хозяйства, создания уюта и позитивной ауры семейного очага.
-
Активизировать коммуникативный и творческий потенциал;
-
Осуществлять психофизическое развитие воспитанников в ходе реализации творческого процесса, а так же - практического применения новых компьютерных технологий.
Ожидаемые результаты:
-
Теоретические представления о семье и ее функциях, подкрепленные творческими образами;
-
Активизация опыта конструктивного общения и проявления родственных чувств;
-
Способность реально оценивать действительность и характер жизненных проблем.
-
Навыки работы с компьютером.
Итоговая часть программы предусматривает позиционирование Творческого продукта на общешкольном мероприятии:
-
видеоролик ,отражающий опыт работы;
-
Презентации, созданные учащимися на основе включения в них собственных творческих композиций из коллажей и рисунков, заученных стихов и фотосессий, а так же
-
видеовикторина, позволяющая обобщить и закрепить полученные детьми знания;
№
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Семья и ее функции:
-
Зачем нужна семья - информационный блок
-
Видеоролик «Моя семья», видеофильм «Что такое семья»-глазами детей;
-
Упражнение «Дружная СемьЯ»- ребус
-
Творческая часть: «Моя семья» - коллаж
-
упражнение «Семейное фото»- нарисуй фотографию семьи, оформи;
-
Рисунки-раскраски на тему: «Семья» - выполнение с помощью акварели
-
Сердечко - символ любви - вырежи и наклей
-
Члены семьи - кто они? - вырежи и наклей
-
Муз. Презентация «Моя семья»(Алиса Самбурская)
-
Каждая семья имеет свою фамилию - придумай, у всех членов семьи есть имя и отчество - придумай, дата рождения - придумай и напиши, адрес проживания - придумай;
Дети в семье:
-
Зачем нужны дети - информационный блок (обсуждение)
-
Братья и сестры - придумай имя, назови отчество, дату рождения
-
Семейный досуг - мы играем вместе:
-
Настольные игры: «Цвета и форма», «Веселое домино», «Где, чей дом?», «Парные картинки», «Ассоциации» , «Паззлы» и др.
-
Подвижные игры: «Музыкальная физминутка», «Волщебник», «Шляпа», «Бип», «Му», «Щепка» и др.
-
Слушание детских песен,
-
М/фильм: «Моя семья» (Киевнаучфильм, 1989г.), «Встречайте бабушку», «Можно и нельзя», «Советский мультик для всех, у кого пьют в семье», «Ванька Жуков»
-
«Любимые игрушки» - вырежи и наклей
(создаем игровой уголок)
Роль отца и матери в семье
-
Работать, чтобы содержать семью - информационный блок, обсуждение
-
Обзор презентации «Назови профессию», «Такие разные профессии» - уточнение знаний о профессиях
-
Упражнение «Подбери профессию для мамы и папы»
-
МАМА в семье - информационный блок (обсуждение)
-
«Притча о маме»- видео
-
Мамина работа - придумай, расскажи, что маме нужно для работы
-
Мамин гардероб - вырежи и наклей одежду для мамы
-
Мама идет в магазин:
-
настольная игра «Магазин»
-
покупки - вырежи и наклей или нарисуй
-
Мама готовит: «Кухня», «Столовая» - обустрой кухню
Упражнение «Меню»- любимое блюдо каждого члена семьи - придумываем и печатаем на компьютере
-
Кухонная утварь - предметы посуды; продукты - вырежи и наклей
-
Сервируем стол - Хохломская роспись «Чайная пара», «Поднос»(акварель)
-
Интерьер «Мамины фантазии»:
-
Подбираем предметы интерьера - вырежи или нарисуй
-
Мамины помощники:
-
Упражнение «Дружная семья» - распределение обязанностей между детьми, их имитации
-
Упражнение «Пришей пуговицу»
-
ПАПА - глава семьи. Что это значит - обсуждение.
-
Работа по дому
-
Упражнение «Исключение пятого» - набор инструментов
-
Папины интересы- вырежи и наклей папины вещи
-
Игры и прогулки с детьми: настольные игры «Лото», «Цвета и форма», «Веселое домино»; экскурсия в «Планетарий», «Студию рисования песком» г.Томска
-
Загадывание загадок - презентация «Загадки»
-
Заучивание стихов о семье
-
Видеоролики-притчи, имеющие нравственную направленность: «Солнце и ветер», «Все оставляет свой след», «Семь чудес света», «О дружбе», «Петр и Феврония. История вечной любви»,»Красивый мультфильм-притча», притча «Счастливая семья»
-
Прогулка: выполнение рисунков «Зимние забавы», «На рыбалке», «По грибы»; обзор презентации по итогам экскурсии «Студия рисования песком»
-
Семейные праздники - обсуждение
-
Слушаем песни о семье: красивый видеоролик «С днем семьи, и любви и верности», детские песни «Гимн семье», неизв. автора «Радость моя», Валерия «Мы вместе», Аубакиров «Песня о семье», видеоклип «Семейство ежей».
-
«день рождения»» - коллаж
-
Готовим подарки для папы и мамы своими руками - вышивка на картоне
Наши друзья - домашние животные»
-
Кто они? - вырежи и наклей
-
«Оборудуем уголок» - коллаж
-
Упражнение «Самые добрые руки» - профилактика асоциального поведения
-
Упражнение «Пройдитесь так, как идет…»(уставшая собака, ленивая кошка, любопытный ежик, веселая лошадка…)
Сельский дом и роль домашнего труда в жизни семьи
-
Планируем огород, сажаем овощи - рисунок
-
Ухаживаем за садом : упражнение «Исключение пятого» (навыки классификации, операций обобщения)
-
«Урожай фруктов» - рисунок
-
«Сельское подворье» - вырежи и наклей животных ( коллаж)
-
Упражнение «Угадай по голосу» - слуховое восприятие, умение различать голоса животных;
-
Упражнение «Обязанности членов семьи»- распредели
-
Упражнение «Продолжи предложение» -«Я хочу быть…»
-
Упражнение «Выбор профессии» дифференциально - диагностический опросник
Параллельные мероприятия:
-
Фотосессии
-
Стихи о семье - повторение
-
Песни о семье - слушаем, повторяем, заучиваем
-
Обработка коллажей, рисунков, фотографий на компьютере
-
Сопровождение детей в практике монтажа презентаций на основе собственных творческих наработок: коллажей, рисунков, фотографий- «Моя семья», «Мой дом»;
-
Монтаж:
-
видеоролик- «Воспитание семьянина»
-
Презентация по результатам экскурсии «Студия рисования песком»
-
Презентация «Загадки»
-
Презентация «Музыкальная физминутка»
-
Видеовикторина «Воспитание семьянина»
Заключение:
-
Открытое обзорное мероприятие с включением выше перечисленных работ
За основу разработки программы проекта были взяты работы:
1. Г.И.Плясовой «Воспитание семьянина в условиях детского дома»- из опыта работы Каменского детского дома №1:
2. А. Грецова «Тренинг общения для подростков» - изд. «ПИТЕР» Москва, Санкт- Петербург, 2007г.
3. И.В.Дубровиной «Психическое развитие воспитанников детского дома»- изд.НИИ общей и педагогической психологи АПН СССР. - М.: Педагогика, 1990.
4. Г.И. Макартычевой «Тренинг для подростков»- изд. РЕЧЬ, 2007 г.
5. «Концепция духовно-нравственного воспитания Российских школьников»- проект, М.,2009.
.
Привлеченные интернетресурсы:
detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/-картинки,раскраски
google.ru- стихи и песни
education-ntura.narod.ru/files/konzepziya.doc - Концепция ФГОСЫ
google.ru/ - Г.И.Плясова
youtube.com/ - видеоматериалы:
-
видеофильм «Что такое семья»- глазами детей;
-
Муз. Презентация «Моя семья»(Алиса Самбурская)
-
М/фильм: «Моя семья» (Киевнаучфильм, 1989г.), «Встречайте бабушку», «Можно и нельзя», «Советский мультик для всех, у кого пьют в семье», «Ванька Жуков»
-
«Притча о маме»- видео
-
Притчи :«Солнце и ветер», «Все оставляет свой след», «Семь чудес света», «О дружбе», «Петр и Феврония. История вечной любви»,»Красивый мультфильм-притча», притча «Счастливая семья»
-
детские песни «Гимн семье», неизв. автора «Радость моя», Валерия «Мы вместе», Аубакиров «Песня о семье»
-
«Назови профессию» - презентация