«Сопровождения подростков на пути выбора профессии»

« Выбор профессии подростками»       Подростковый возраст - это время выбора жизненного пути, «режиссуры собственной Жизни».      За размышлениями о профессиональном будущем стоит  более глобальный вопрос - о смысле своей жизни в целом.         Направления работы психолога.        Первое- это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии, знаний о профессиях.        Второе- это проведение ин...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сопровождения подростков на пути выбора профессии»

2 слайд

Нет профессий с большим будущим,

но есть профессионалы с большим будущим.
(Илья Ильф и Евгений Петров.)

Как известно, подростковый возраст - это время выбора дальнейшего жизненного пути, «режиссуры собственной Жизни».

За размышлениями о своем профессиональном будущем обычно стоит и более глобальный вопрос - о смысле своей жизни в целом.

Но обдуманно принять решение о своей будущей профессии в подростковом возрасте очень сложно, так как многие учащиеся совершенно не представляют, «кем быть», куда поступать, а иногда поступать ли вообще.

3 слайд

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека.

Хорошо, когда сами учащиеся испытывают потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональном выборе, так как эта проблема выдвигается на одно из первых мест учащимися 9-11 классов.

Моя работа стала эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ученику смогла предоставить возможность изучить себя как личность, определиться в выборе будущей профессии.

4 слайд

Можно выделить два главных направления работы психолога по профориентации.

Первое - это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии, знаний о профессиях.

Второе направление работы - это проведение индивидуальных консультаций с подростками и юношами, предусматривающих диагностику, коррекцию и консультацию.

5 слайд

Методы и направления в работе

Диагностические:

  • Анкетирования учащихся и родителей.

  • Тестирование учащихся.

Информационно-просветительские:

  • Индивидуальные беседы, консультации с учащимся о профессиях, умениях и требованиях, предъявляемых к определенным видам профессий.

  • Родительское собрание на тему: « Интересы и склонности учащихся при выборе профессии. Совпадает ли выбор профессии учащегося у родителей и детей.»

Коррекционные:

  • Выработать индивидуальный стиль деятельности учащегося , учитывая его интересы, способности, склонности.

  • Наметить план самоподготовки, самовоспитания учащегося, формирования у него требуемых способностей.

  • Метод убеждения и внушения

6 слайд

Учитываю в работе многообразие факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности.

Это зависит от мотивации учащегося, и от отношения родителей к его выбору,

и от многих других причин, таких как медицинские показания,

результаты сдачи ЕГЭ или ОГЭ.

В связи с этим я не просто диагностирую, но и провожу диагностико - коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путём формирования необходимых качеств, свойств личности, определенных знаний и умений.

7 слайд

В связи с этим провожу анкетирование учащихся 9-10- х классов:

  • «Определение типа профессии по методике Е.А. Климова»

Учащийся знакомится с профессиями, которые относятся к этим группам и подтверждают согласие со своим выбором. Методика основана на профессиональных интересах учащихся.

*Природа: (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор).

*Техника: (инженер, конструктор, летчик, машинист, танкист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).

8 слайд

« Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши»

Этот тест определяет профессии и требования к будущему профессионалу.

I - Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Требования к профессионалу: интерес и терпимость к людям, тактичность, развитый эмоциональный интеллект.

V - Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедициями, охранной, спасательной и оперативной деятельностью, службой в армии. Требования к профессионалу: хорошая физическая подготовка, смелость, самоотверженность.


9 слайд

  • «Методика профиль»

определяет направления профилей профессий и подтверждает их профессиональные склонности и направляет на изучение конкретных предметов.


  • «Определение темперамента» (Айзенк)

определяет важнейшие характеристики, как общительность и эмоциональная устойчивость, которые являются составляющими темперамента. И определяет тип темперамента: сангвиник, меланхолик,

флегматик, холерик.

«Определение типа мышления Г.С. Никифорова»

Зная свой тип мышления, учащиеся могут прогнозировать успешность в выбранных определенных видах профессиональной деятельности.

Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

10 слайд

В работе с учащими 10- 11-х классов, использую:

  • «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» ( сост. Н.В.Киршева, Н.В. Рябчикова).

Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.

11 слайд

Тест Военной направленности. - определяет

военно-профессиональные склонности человека и специальности.

• "1" - командные специальности;

• "2" - операторские;

• "3" - связи и наблюдения ;

• "4" - водительские;

• "5" - специального назначения;

• "6" - технологические.

12 слайд

Анкета «Готовность к выбору профессии».

Учащиеся определяют для себя свою готовность к выбору профессии, где есть вопросы:

  • Если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты... ?

  • Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает?

  • Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств?

Вопросы анкеты заставляют задуматься учащихся о выработке необходимых профессиональных качеств, о серьёзной подготовке к сдаче экзаменов и т.д.

13 слайд

Родительское собрание 9 класса 91 взвод Беляев Семен

Планы

после 9 кл

Профессии, которые

нравятся

Советы родителей

Характеристики вашей будущей профессии

В какой ВУЗ планирует поступить Ваш сын

Обс планы с родителями

Совп выбор проф с желан родителей


Учащиеся 91 взвода

Планы

после 9 кл

Профессии, которые

нравятся

Советы родителей

Характеристики вашей будущей профессии

Школьные предметы, которые нравятся

Обсуждаете планы с родителями

Совпадает выбор

профессии с желанием

родителей



«Профессиональное самоопределение учащихся»

Тип будущей профессии

Методика «Профиль»

Методика «Профессиональные склонности»

Тип мышления

Опр.темперамента

14 слайд

Родительское собрание 10 класса

Учащиеся 10 класс Профориентация 2015 год

Планы

после 11 кл

Советы родителей

Характеристики вашей будущей профессии

В какой ВУЗ планируете

поступить

Обсуждаете планы с родителями

Совпадает выбор

профессии с желанием родителей

Тип будущей профессии

Тест «Военной направленности»

«Профессиональные склонности

Тип мышления

Тест

на самооценку стрессоустойчи

вости

15 слайд

Соответствие результатов диагностики профилям обучения (Г. В. Резапкина)

Профиль обучения

Методика «Профиль»

Тест умственного развития

Тип мышления

16 слайд

Данные психофизиологического обследования помогают:

  • получению непротиворечивых данных о склонностях и возможностях школьников и определение ими их будущего профиля обучения;

  • обеспечить показ широкого диапазона вариативности профессионального самоопределения;

  • поддержать некоторые группы учащихся ( в преодоление тревожности школьниками при выборе профессии или ситуаций, когда не получается поступать в ВУЗ, о котором мечтали).

  • формулировать рекомендации учащимся о том, как им учитывать свои индивидуальные особенности в период подготовки к профессии.

© 2010-2022