- Преподавателю
- Школьному психологу
- Выступление педагога-психолога на собрании для педагогического коллектива «Общение с родителями»
Выступление педагога-психолога на собрании для педагогического коллектива «Общение с родителями»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пучкова Е.Г. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление педагога-психолога на собрании для педагогического коллектива
«Общение с родителями»
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. Способность к общению - профессиональное качество педагога.
Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные - это:
- улыбка
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- имя собеседника
Имя человека - это самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
- комплимент
В общении с родителями наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вамидетей!»
Основная цель общения педагога с родителями - объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
«Трудные родители»
На первой фазе общения с «трудными» родителями необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.
Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
1/ Способ первый.
Принцип «сэндвича».
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
2/ Способ второй.
Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:
«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » ( обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)
« Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )
«Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)
« Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы)
«Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
«Давайте вместе подумаем, как ...»
«Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
« Как мы можем помочь вам в том, чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
3/ Способ третий.
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
4/Способ четвертый.
Применение при общении стиля «адвокат».
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:
«Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи!»
«Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»
Принципы конструктивного общения с родителями
1. Способность к общению - профессиональное качество педагога.
Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя - вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего воспитанника, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи дошкольника можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
4. Людям нравится ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
5.Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
7. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу развития и поведения ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
9. Учитывайте личные интересы родителей. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится. Гораздо лучше, если педагог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка.
10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в детский сад родителями трудного ребенка пройдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Вы сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» - воспитательной или учебной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.
Справедливы слова Я. Корчака: "Мы взвалили на ребенка труд согласования противоположных интересов параллельных авторитетов. Конфликты между семьей и образовательным учреждением ложатся всей тяжестью на ребенка". Именно поэтому так важно в отношениях семьи и дошкольного образовательного учреждения согласование позиций, интересов, требований в вопросах воспитания и обучения, ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления воспитанников.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении принимать конструктивные решения в кризисные моменты общения, творчески использовать многообразие педагогических техник.
Литература
Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В. И. Петрушин. - М.: Педагогический поиск, 2001.
Рыданова, И. И. "Педагогические конфликты: пути преодоления / И. И. Рыданова. - Мн.: Издательство "Дизайн ПРО", 1998.
Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют…/ Н. В. Самоукина. - Дубна: Феникс, 1997.
Техники снижения эмоционального напряжения в процессе диалога
Снижающие напряжение
Повышающие напряжение
-
Предоставление собеседнику возможности выговориться
Перебивание собеседника
2. Вербализация эмоционального состояния (своего,собеседника)
Игнорирование эмоционального состояния (своего,собеседника)
3. Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений и т.д.)
Подчеркивание различий между собой и собеседником
4. Проявление интереса к проблемам собеседника
Демонстрация незаинтересованности в проблеме собеседника.
5. Подчеркивание значимости собеседника, его мнения в ваших глазах
Принижение собеседника, негативная оценка личности собеседника.
6. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
Поиск виноватого и обвинение собеседника.
7. Обращение к фактам
Переход на личности.
8. Спокойный, уверенный темп речи.
Резкое убыстрение темпа речи.
9. В случае Вашей неправоты немедленное ее признание
Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами собеседника.
Избегание пространственной близости.
Первая помощь после воздействия стрессовых факторов
Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы:
-
Использовать любой шанс. Чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
-
Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой. Мысленно описывать их внешний вид, говоря себе: «Коричневый стол, мягкое кресло и т.д.». сосредоточение на каждом отдельном предмете, послужит отвлечением от внутреннего стрессового напряжения. Так как внимание переключается на рациональное восприятие окружающей обстановки.
-
Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
-
Набрать воды в стакан, медленно, сосредоточенно выпить. Сконцентрировать внимание на ощущениях момента, когда вода будет течь по горлу.
-
Представить себя в приятной обстановке - в саду, на пляже, на качелях, под душем.
-
Применить формулу успокоения. Например: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».
-
Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо блокировать их.
-
Возникшее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: сделать несколько ударов по воображаемому предмету, побоксировать подушку.
-
Разрядить эмоции - выговориться кому-то до конца. После того как человек выговорится, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение.
-
Найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, где можно выплакаться.
-
«Пустой стул». Представьте, что на нем сидит человек, который обидел вас, излейте ему свои чувства. Сейчас можно сказать все, что хочется.
-
Переключить на интересную деятельность, любимое занятие - создать новую доминанту. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конструктивную доминанту.
-
Вспомните приятные события из собственной жизни. Представьте, что эта ситуация повторилась и Вы находитесь в состоянии радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте всем телом - позой, осанкой, жестами, походкой.
-
Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию. В острой эмоциональной ситуации не следует принимать никаких решений. Успокойтесь, а затем все обдумайте - по принципу: «Подумаю об этом завтра».