Тренинг для учащихся начальных классов

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг для учителей начальных классов. Цикл "Учитель - класс"

Цикл "Учитель - класс"

Упражнение "Эмоция"
Цель упражнения: развитие у учителей техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма.
Группа садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую загадку: при помощи выражения лица, позы, движений, жестов и некоторых нейтральных фраз изобразить задуманное им эмоциональное состояние, которое группе надо угадать.
Затем психолог призывает учителей порассуждать, насколько точно удалось каждому участнику справиться с загадкой, какие средства внешней демонстрации своего состояния у него наиболее выразительны - лицо, руки, интонация и др. Какие внешне коммуникативные средства ему необходимо изменить, например, излишне директивный голос или жесткую "учительскую" осанку.

Упражнение "Моя профессиональная роль"
Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с классом и внутренней позиции, с которой учитель должен взаимодействовать с учащимися.
Группа садится в круг, и каждому участнику психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется иметь следующий набор карточек; "Помощник", "Мама", "Воспитатель", "Лидер", "Авторитет", "Информатор", "Идеал", "Самый-самый...", "Добряк", "Наблюдатель", "Посредник между учеником и родителем", "Интеллектуал", "Урокодатель", "Предметник", "Оценщик", "Сухарь", "Судья", "Друг", "Игрок", "Товарищ".
Каждый из участников группы получает свою карточку, где обозначена позиция-роль. Он читает карточку и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет. При активном несогласии с обозначенной позицией-ролью учитель может назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовывать при общении с младшими школьниками.
Участники высказываются по кругу или в той очередности, которую сами предпочтут. При групповом обсуждении психолог стремится акцентировать внимание учителей на таких моментах: поиске каждым учителем собственной внутренней позиции-роли, проявлении учителями положительного отношения к детям, стремления транслировать ученикам тепло и доброту.

Упражнение "Прозвища"
Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с учащимися младших классов.
Упражнение проводится по аналогии с организационной схемой упражнения "Отгадай". По желанию выбирается водящий из группы. Он выходит из комнаты, а в это время группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы называет свое "прозвище" "задуманному" группой учителю. Причем прозвища даются таким образом, как если бы группа учителей представляла бы из себя класс, в котором преподает учитель. Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать "задуманного" участника.
При групповом обсуждении результатов данного упражнения необходимо проанализировать, какое прозвище было самый удачным и похожим, а какое - не похожим. В этом случае следует выслушать мнения всех участников, самого водящего и того учи] теля, которому группа придумывала прозвища. Интересно будет также затронуть вопросы о том, какие прозвища учителям в школах дают ребята и почему, какие черты характера и поведения школьники точно подмечают в своих учителях, как правильна следует реагировать на то или иное прозвище и т.п.

Упражнение "Найди образ"
Довольно часто учителя начальной школы испытывают трудности при объяснении классу нового учебного материала. Кто-то из детей понимает быстро и правильно, а кто-то медленно и нуждается в многократном повторении одного и того же. Учитель этом сталкивается с задачей проговаривания одной и той же мысли разными словами, поиска разнообразных средств организации понимания школьниками учебной информации.
Цель упражнения: выработка образного языка учителя как эффективного средства организации понимания учащимися нового учебного материала.
Группа учителей садится в круг. Психолог предлагает каждому участнику найти определение какой-либо тематической единицы учебного материала. Например, нужно найти образное выражение для таких тем, как "Уравнение", "Объем", "Падеж" и др. Каждый участник группы дает свое объяснение выбранным темам. Отвечают учителя по кругу. Не разрешается повторять сказанное ранее другим участником. В результате по каждой обсуждаемой учебной теме группа создает "банк определений", который становится достоянием каждого. Эти определения учителя могут записать и затем использовать в своей практической работе.

Упражнение "Контроль и управление"
Учителя часто говорят о том, как трудно наладить в классе маленьких детей хорошую дисциплину. Один ученик беспокойно вертится весь урок, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится отвечать, хотя все понимает и знает.
Цель упражнения: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом.
По желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы - роли младших школьников. Каждый "ученик" получает от психолога карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.п. Содержание карточек участники прочитывают молча, про себя. Рекомендуется фиксировать на карточках следующие роли: "Ученик-отличник. Хорошо знает учебный материал, организован"; "Способный и понятливый школьник, но не усидчив, имеет неустойчивое внимание"; "Ученик-задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку"; "Гиперактивный ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено"; "Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем-то своем"; "Ученик, не уверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимает руку, хотя обычно готов к ответу".
Комната занятия "превращается" в класс. Каждый участник садится за свою парту или стол. Разыгрывается сцена "Урок". Каждый "ученик" играет свою роль. Член группы в роли учителя обязан в течение 5-10 минут создать хорошую дисциплину в классе.
После окончания желательно рассмотреть следующие вопросы: какие средства воздействия были применены в игре учителем для установления классной дисциплины, какие приемы учителя обычно применяют в своей работе в подобных случаях, как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы был хороший результат.
После группового обсуждения проигрывается ситуация "Как успокоить класс за 5 минут", в которой учитель стремится использовать те приемы и средства, которые были высказаны в группе и показались ему наиболее эффективными и полезными.
Таким образом, в этом упражнении учитель получает оценку группы, а также советы и рекомендации как от психолога, так и от учителей о применении более эффективных средств контроля и управления классом,
Кроме того, участники, играющие роли школьников, в модельной ситуации имеют возможность почувствовать на самих себе полезность и эффективность примененных учителем приемов. Они могут сделать для себя выводы о том, какие из способов организации дисциплины в классе действительно развивают внимание ребят и стимулируют у них учебную мотивацию, а какие, наоборот, подавляют познавательную активность детей. Участники, играющие роли школьников, делятся своими впечатлениями, и учитель "здесь и теперь" получает от них обратную связь по оценке собственных действий. Такая ситуация в определенной мере для учителя уникальна: она безопасна - допущенные ошибки можно исправить, переиграть. В то же время он имеет полную картину переживаний своих "учеников" - то, что никогда не может случиться в реальной деятельности.

Упражнение "Настройка"
Цель упражнения: повышение работоспособности и быстрая мобилизация сил и энергии перед началом урока.
Учителя в группе сидят кругом в удобных позах. Психолог рекомендует им расслабиться, закрыть глаза и представить то, о чем он говорит. Спокойно, мягко произносится следующий текст: "Сегодня у вас нет желания идти в класс. Постарайтесь мобилизовать свои силы и действовать в модальности "если бы...": "Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свой класс. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в школу, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду к своему классу. Вхожу и вот - звонок на урок! Здравствуйте, ребята!"
После того как упражнение будет выполнено, проводится общее обсуждение, на котором учителя и психолог обмениваются имеющимися в их практическом опыте и культуре психотехническими приемами настройки на работу.

Упражнение "Выбери жест"
Цель упражнения: формирование наиболее выразительной системы жестов для каждого члена группы.
Учителя садятся в круг. Каждый участник получает задание: в течение 3-5 минут рассказать ситуацию из своей практики. Учителя сначала должны вспомнить самые смешные ситуации, а затем - самые трудные. При этом ставится условие, чтобы рассказ был выразительным и интересным. Рекомендуется использовать различные средства внешней пластики: позы, жесты, выражение лица и проч.
Группа наблюдает за каждым выступающим. После рассказов обсуждаются наиболее удачные индивидуальные жесты участников. У кого-то это будет движение руки, у кого-то открытая улыбка или устойчивое сочетание слов. Каждому учителю необходимо отобрать тот жест, который будет эффективен в педагогической работе с младшими школьниками.



© 2010-2022