Психологический лекторий для родителей: «Социализация обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО и подготовки к переходу на ФГОС ООО»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КУРСКОГО РАЙОНА

ПОС. КАМЫШИ



Родительский лекторий


Тема: «Социализация обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО и подготовки к переходу на ФГОС ООО»

Психологический лекторий для родителей: «Социализация обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО и подготовки к переходу на ФГОС ООО»



Педагог-психолог: Леонова Т.В.








План лектория:


  1. Приоритетные направления современного общеобразовательного процесса.

  2. Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

1. Деятельность педагога-психолога.

1.1. Необходимость психологической службы.

1.2. Задачи психологического сопровождения

1.3. Основные направления деятельности школьной психологической

службы.

1.4. Формирование УУД в работе психолога.

1.5. Критерии и методы оценки сформированности универсальных

учебных действий в работе педагога-психолога.

  1. Взаимодействие внутри психологической службы.

  1. Взаимодействие психологической службы с родителями.








  1. Приоритетные направления современного общеобразовательного процесса.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Все это дает возможность более полному раскрытию потенциала личности обучающихся и как следствие самореализации в социуме.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития УУД (универсальных учебных действий) как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.




  1. Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школы, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Одна из задач психологической службы - обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

Педагог-психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспеваемости.

Педагог-психолог МБОУ «Ушаковская СОШ»

Леонова Татьяна Владимировна

1. Деятельность педагога-психолога.

1.1. Необходимость психологической службы.

В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Вышеописанная ситуация усугубляется тем, что обучающиеся находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала-психолога, который выслушает, поддержит. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации, уловив предвестники будущих трудностей, скорректирует развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Начиная с 7-х - 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально - психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

1.2. Задачи психологического сопровождения:

• систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

• формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.профессиональный выбор.

1.3. Основные направления деятельности школьной психологической

службы.

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

• изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

• формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

• разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

• разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

• выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение - приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

1.4. Формирование УУД в работе психолога.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

1.5. Критерии и методы оценки сформированности универсальных

учебных действий в работе педагога-психолога.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) - поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания - это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап - первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В Лицее проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Час развития» Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.




2. Взаимодействие внутри психологической службы:

Решение задач воспитания и социализации школьников наиболее эффективно решается в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

Задачи внеурочной деятельности мы решаем в рамках ФГОС:

· Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

· Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

· Улучшить условия для развития ребенка;

· Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Коррекционно-развивающие занятия психолога во внеурочное время призваны способствовать адаптации обучающихся к учебному процессу в образовательном учреждении, а также более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, желанию активно участвовать в деятельности, развитию у детей мотивации к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В первую очередь задачи внеурочная деятельность направлена на достижение, личностных и метапредметных результатов.

Педагог-психолог разрабатывает методическое сопровождение коррекционно-развивающего направления:

а) рабочие программы по предметам федерального компонента в

начальной школе;

б) внедряют инновационные методики, позволяющие оптимизировать

коррекционный процесс обучения (кинезиологические упражнения,

сказкотерапия, дыхательные гимнастики, развитие мелкой и крупной

моторики, тренинговые и игровые приемы);

в) интенсифицировать процесс коррекционного обучения за счет

повышения учебной мотивации обучающихся ситуацией успеха.

Диагностический инструментарий:

а) анкетирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;

б) анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).


  1. Взаимодействие психологической службы с родителями

Целью сотрудничества психологической службы и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Необходимостью данного сотрудничества является фактор осознания родителями значимости и важности проведение коррекционно- развивающих мероприятий не только в урочное и внеурочное время, но и в повседневной жизнедеятельности обучающихся, т.е в семье. Для успешного преодоления существующих трудностей в обучении, воспитании и развитии школьников необходимо приложение усилий не только общеобразовательного учреждения, но и семьи.

Задачами данного сотрудничества в реализации стандартов ФГОС НОО являются:

  • усиление нравственных аспектов жизнедеятельности обучающихся;


  • развитие у школьников общей культуры поведения;


  • развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми и сверстниками;


  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;


  • оказание родителями содержательной помощи педагогам в организации коррекционно-развивающей работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

· непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

· развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

· оказание помощи в изготовлении совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.








© 2010-2022