Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Данная карта предназначена в большей степени для педагогов-психологов и воспитателей групп предшкольной подготовки, но также может и помочь учителям набирающим учащихся в первый класс. Карта-характеристика поможет изучить социально-психологическую готовность, развитие познавательной деятельности (память, мышление, речь, развитие мелкой моторики) ребёнка, сделать выводы и в дальнейшем на их основе строить свою работу с первоклассниками. Карта подкреплена инструкциями и наглядным материалом, что з...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА 1.

ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Ф.И.ученика____________________________

Дата рождения_____________дата проведения______________________


I. СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.


А.Эмоционально- волевая готовность.

Тест «Весёлый - грустный» (М.Н.Ильина «Подготовка к школе»)

Цель: изучение уровня тревожности и страхов по отношению к школе и процессу обучения.

Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки: « На рисунках изображены дети, у которых нет лиц (пустое место вместо лица). Опиши, какое должно быть выражение лица у этих детей - весёлое или грустное и почему».

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Самооценка, уверенность в себе.

Проективная методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Цель: определить особенности самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но ещё хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке - самые плохие дети и т.д.» После этого ребёнку даётся картинка мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка.


КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Экспериментатор просит поставить эту картинку на ту ступеньку, которой 2.

сам ребёнок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребёнок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребёнку предлагают поместить картинку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, папа, бабушка, брат, сестра, учительница и т.д.




Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А. Память.

1.Слухоречевая память

Цель: выявить уровень кратковременной слухоречевой памяти.

Инструкция: послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В аквариуме плавают рыбы, ползают раки и лежат красивые ракушки».

Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся третья попытка.

Шкала оценок:

Высокий уровень - если после первого раза повторено 7-9 слов.

Выше среднего - если после второго раза повторено 6-8 слов

Средний - если после третьего раза повторено 6-8 слов.

Низкий - после третьего раза повторено меньше 6 слов.

Результат_________________уровень

2. Зрительная память.

Цель: выявить уровень кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: перед ребёнком положить таблицу с 9 картинками на 20-30 секунд, затем убрать и попросить ребёнка назвать всё, что он запомнил, в любом порядке. Правильным является любое смысловое соответствие и оценивается в 1 балл. Если встречается неточное или частичное воспроизведение информации, например, «которым гладят» вместо «утюг», то такой ответ оценивается 0,5 баллов.


КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

3.

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

А

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения
Шкала оценок
:

Высокий уровень - 8 -9 баллов

Выше среднего - 6-7 баллов

Средний - 4-5 баллов

Ниже среднего - 2-3 балла

Низкий - 0-1 балл

Результат____________________уровень

Б. Речевое развитие.

1. Состояние звукопроизношения

Диагноз логопеда________________________________________________________

Рекомендации___________________________________________________________

2. Словарный запас.

Цель: определить уровень словарного развития.

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово…(называем первое слово)». Если ребёнок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.

Велосипед, гвоздь, книжка, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Шкала оценок:

2 балла - если ребёнок даёт описание близкое к научному.

1,5 балла - если ребёнок словесно описывает предмет, например: « Велосипед - на нём катаются, у него бывает два колеса, а бывает три». Или: «Это - чтобы на нём кататься». «Зонтик - чтобы прятаться от дождя».

1 балл - если ребёнок понимает слово, но не может объяснить его только с помощью жестов или рисунка.

0 баллов - если отсутствует понимание слова (ребёнок отказывается его объяснять или даёт неправильное объяснение)

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговая оценка: 4.

Высокий уровень - 20-18 баллов

Выше среднего - 17-12 баллов

Средний - 11-6 баллов

Низкий - 5-0 баллов

Результат__________________уровень

3.Составление рассказа о предмете.

Инструкция: послушай рассказ про любимую игрушку мальчика Васи. « Моя любимая игрушка - котёнок. У него пушистая коричневая шёрстка. У котёнка зелёные хитрые глазки, остренькие ушки и длинный пушистый хвост, на шее - красный бантик. Я люблю с ним играть». Составь рассказ о своей любимой игрушке.

Моя любимая игрушка_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Шкала оценок:

Высокий уровень - если ребёнок составил связный, последовательный описательный рассказ о любимой игрушке с использованием 2-3 простых и 1-2 сложных предложений.

Средний - если ребёнок составил рассказ только из простых предложений.

Низкий - ребёнок затруднялся в составлении рассказа, составил 1-2 простых предложения с помощью учителя.

Результат_____________________уровень

В. Мышление.

1.Наглядно-образное мышление.

Инструкция: Ребёнку в ряду из 4 картинок предлагается выбрать лишнюю и объяснить, почему он сделал именно этот выбор. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребёнок говорит, что лишних картинок нет, но, подумав, даёт правильный ответ, то задание оценивается в 1 балл.

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обученияДиагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения


КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Шкала оценок: 5.

Высокий уровень - 8 баллов

Выше среднего - 6-7 баллов

Средний - 4-5 баллов

Ниже среднего - 2-3 балла

Низкий - 0-1 балл

Результат__________________уровень

2.Абстрактное мышление.

Инструкция: задать ребёнку вопрос: «Чем отличаются друг от друга…?»

-лужа и ручеёк

__________________________________________________________

-доска и стекло

__________________________________________________________

-девочка и кукла

__________________________________________________________

-птица и самолёт

__________________________________________________________

За каждый правильный научно - обоснованный ответ начисляется по 2 балла (правильным может считаться любой верный ответ, характеризующий различия предметов, например «доска - непрозрачная, а стекло - прозрачное» или «доску можно пилить пилой, стекло резать стеклорезом» и др.)

Шкала оценок:

Высокий уровень - 8 баллов

Выше среднего - 6 баллов

Средний - 4 балла

Ниже среднего - 2 балла

Низкий - 0 баллов

Результат__________________уровень

Г. Мелкая моторика руки.

1. Зрительно-моторная координация.

Цель: выявить уровень развития зрительно-мотрной координации дошкольников.

Инструкция: попросить ребёнка на свой чистый лист бумаги перенести рисунок изображённый на образце так, чтобы получилось очень похоже.

Шкала оценок:

Высокий уровень - всё выполнено абсолютно идентично образцу.

Выше среднего - зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу, можно прочитать все буквы.

Средний - у всех есть общее сходство с образцами, распознаётся 4 буквы, положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Ниже среднего - зрительно-моторная координация развита слабо. Распознаются не более трёх букв, рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьёзный дефект изображения, который не может быть объяснён просто неразвито- стью графических навыков ребёнка (количество кружков не соответствует образцу, вместо плавной линии-острый угол и т.д.)

Низкий - значительное нарушение зрительно - моторной координации,

рисунок грубо не соответствует образцу, вместо букв каракули.


КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

6.





Результат_______________уровень

2.Владение ножницами, ручкой.

Цель: выявить умение владеть ножницами, ручкой.

Задание: вырезать грибок, обвести рисунок по контуру.

Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Шкала оценок:

Высокий уровень - рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами, задание выполнено очень аккуратно.

Средний - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением, о чём свидетельствуют недостаточно ровные контуры, зигзаги.

Низкий - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает с большим трудом, контуры предметов серьёзно искажены, не соответствуют образцу.

Результат____________________уровень


КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговые показатели

Показатели развития

Уровни достижений ребёнка

высо-кий

выше среднего

сред-ний

ниже среднего

низкий

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Самооценка.






Эмоционально-волевая готовность.






РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Память.

Слухоречевая.






Зрительная.






Речевое развитие.

Состояние звукопроизношения.

Словарный запас.






Составление рассказа о предмете.






Мышление.

Наглядно-образное.






Абстрактное.






Мелкая моторика руки.

Зрительно-моторная координация.






Владение ножницами, ручкой.







Выводы, рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









© 2010-2022