- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рекомендации по коррекции лености в подростковом возрасте
Рекомендации по коррекции лености в подростковом возрасте
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковлева М.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рекомендации по коррекции лености в подростковом возрасте
Опыт работы педагогов показывает, что такое качество, как леность, является негативным стержневым психологическим качеством, способствующим возникновению осложнений у подростков в сфере общения, учебной деятельности и т.д. Леность проявляется в отсутствии желания учиться и трудиться. Она справедливо считается крупнейшим недостатком характера учащихся с девиантным и делинквентным поведением. Лишенная трудолюбия личность оказывается не адаптированной к социальному миру, самостоятельной жизни. Отсутствие потребности в посильном систематическом труде лишает подростка радости жизни, приводит к деградации личности. Основными причинами проявления лени у подростков являются:
-
болезненное состояние;
-
отрицательное влияние окружающей среды;
-
поведение и отношение родителей к труду, отсутствие трудовой обстановки в семье;
-
отсутствие контроля за поведением детей со стороны взрослых;
-
постоянное морализирование по поводу укоренившейся лени;
-
отрицательный пример сверстников, товарищей;
-
наличие негативного общественного мнения по поводу труда в жизни современного человека в подростковом коллективе, в референтной для подростка группе и т.д.
Леность в подростковом возрасте в основном проявляется в учебе, так как учебная деятельность: 1) велика по объему; 2) трудна по содержанию и носит регулярный характеру; 3) требует волевых усилий, связанных с познавательными процессами.
Леность связана с развитием таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, организованность. Если подросток ленивый, то он зачастую недисциплинирован, несамостоятелен, неорганизован и т.д.
Основные пути и условия преодоления лености
Выявление причин лености (недомогание, утомляемость, несформированность волевых качеств и т.д.);
определение преобладающих признаков лености (типичные реакции, привычные способы поведения при встрече с трудностями);
воспитание потребности в труде через систематическое приучение к посильным видам деятельности, раскрытие и развитие природных задатков и способностей личности;
систематическое целенаправленное обучение организационно-учебным умениям, затем перенос их на специальные учебные умения и другие виды деятельности;
раскрытие перед подростком перспектив его усилий, радости, удовлетворения от старания, прилежания;
умелое использование различных форм и методов поощрения активности и положительного отношения подростков к труду, создание ситуаций успеха, достижения высоких результатов в труде;
стимулирование самоконтроля (использование памяток, дневников, тетрадей самоконтроля и саморазвития);
создание ситуаций, когда «ленивец» является ответственным не только за свою работу, но и за работу своих сверстников, товарищей;
привлечение к совместной работе сверстников, обладающих развитым трудолюбием, например, двух-трех трудолюбивых, а одного с признаками лени;
при необходимости - оказание медико-психологической помощи (консультации невропатолога, психолога и т.д.).
Примечание. Исключаются варианты проявления лености, связанные с психическим и соматическим состоянием подростка.