Рекомендации по коррекции лености в подростковом возрасте

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по коррекции лености в подростковом возрасте


Опыт работы педагогов показывает, что такое качество, как леность, является негативным стержневым психологическим качеством, способствующим возникновению осложнений у подростков в сфере общения, учебной деятельности и т.д. Леность проявляется в отсутствии желания учиться и трудиться. Она справедливо считается крупнейшим недостатком характера учащихся с девиантным и делинквентным поведением. Лишенная трудолюбия личность оказывается не адаптированной к социальному миру, самостоятельной жизни. Отсутствие потребности в посильном систематическом труде лишает подростка радости жизни, приводит к деградации личности. Основными причинами проявления лени у подростков являются:

  • болезненное состояние;

  • отрицательное влияние окружающей среды;

  • поведение и отношение родителей к труду, отсутствие трудовой обстановки в семье;

  • отсутствие контроля за поведением детей со стороны взрослых;

  • постоянное морализирование по поводу укоренившейся лени;

  • отрицательный пример сверстников, товарищей;

  • наличие негативного общественного мнения по поводу труда в жизни современного человека в подростковом коллективе, в референтной для подростка группе и т.д.

Леность в подростковом возрасте в основном проявляется в учебе, так как учебная деятельность: 1) велика по объему; 2) трудна по содержанию и носит регулярный характеру; 3) требует волевых усилий, связанных с познавательными процессами.

Леность связана с развитием таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, организованность. Если подросток ленивый, то он зачастую недисциплинирован, несамостоятелен, неорганизован и т.д.

Основные пути и условия преодоления лености

Выявление причин лености (недомогание, утомляемость, несформированность волевых качеств и т.д.);

определение преобладающих признаков лености (типичные реакции, привычные способы поведения при встрече с трудностями);

воспитание потребности в труде через систематическое приучение к посильным видам деятельности, раскрытие и развитие природных задатков и способностей личности;

систематическое целенаправленное обучение организационно-учебным умениям, затем перенос их на специальные учебные умения и другие виды деятельности;

раскрытие перед подростком перспектив его усилий, радости, удовлетворения от старания, прилежания;

умелое использование различных форм и методов поощрения активности и положительного отношения подростков к труду, создание ситуаций успеха, достижения высоких результатов в труде;

стимулирование самоконтроля (использование памяток, дневников, тетрадей самоконтроля и саморазвития);

создание ситуаций, когда «ленивец» является ответственным не только за свою работу, но и за работу своих сверстников, товарищей;

привлечение к совместной работе сверстников, обладающих развитым трудолюбием, например, двух-трех трудолюбивых, а одного с признаками лени;

при необходимости - оказание медико-психологической помощи (консультации невропатолога, психолога и т.д.).

Примечание. Исключаются варианты проявления лености, связанные с психическим и соматическим состоянием подростка.

© 2010-2022