• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Кадетской школы-интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся»

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Кадетской школы-интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся»

"Описание материала: Представлен педагогический опыт педагога-психолога по Психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса "Кадетской школы-интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся. Описаны этапы мониторинга, его особенности, применяемые методики. Проанализированны результаты за три года работы. В работе присутствует проектная часть, где прописаны перспективы работы педагога-психолга на ближайшие несколько лет, опираясь на ФГОС. Одним из приоритетных направлений работы будет расширение профориентационного сопровождения, а именно: разработка и внедрение комплекса психологического профориентационного сопровождения учащихся КШИ.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Качканарский горно-промышленный колледж»

отделение Кадетская школа-интернат



Аналитический отчет

на тему:




«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Кадетской школы-интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся»



составитель:

педагог-психолог Макарова К.В.







Качканар

2013

Содержание


Введение

3

1. Аналитическая часть.

1.1.Мониторинг как составляющая часть образовательного процесса.

5

1.2. Психологический мониторинг в кадетской школе-интернате.

7

1.2.1. Психологические параметры.

8

1.2.2. Результаты диагностики личностных качеств.

10

1.2.3. Методическая база для психологических занятий.

14

2. Проектная часть.

15

Заключение

17

Литература

20










Введение


Мы должны стремиться растить личность - успешную, гуманную, толерантную, деятельностную, всесторонне развитую, способную учиться добывать знания.

В современном мире воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитывающей лучшие достижения культуры, приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в учащихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.

Задача педагогов - помочь учащемуся обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха - стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху. Для того чтобы управлять этим процессом, чтобы избежать опасных путей развития или достичь изначально поставленных целей можно использовать мониторинг, как инструмент принятия своевременных и точных решений.

Вопрос оценки и отслеживания изменений, происходящих в личностных качествах учащихся в условиях образовательного процесса, является сложным в практической и экспериментальной деятельности. Это усугубляется еще и тем, что наша школа является - интернатом. Пребывание детей в учреждениях интернатного типа, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств учащихся, и им требуется более глубокое психолого-педагогическое сопровождение. У них сложнее проходит адаптационный период, чем у учащихся обычных школ: переход из одного звена в другое, смене коллектива, да и практически смене места жительства, отрыв от семьи. В связи с этим наблюдается сильное движение контингента учащихся.

В Качканарской кадетской школе-интернат на протяжении последних лет решалась проблема по выстраиванию системы мониторинга развития личностных качеств учащегося кадетской школы-интернат.

В период подготовки к аттестации основной целью деятельности являлась организация мониторинга развития личностных качеств учащегося Качканарской кадетской школы-интернат.

По достижению данной цели приходилось решать следующие задачи:

- создание информационно-технологических условий для диагностического мониторинга личностных качеств учащихся;

- создание банка данных личностных качеств обучающихся;

- создание методического обеспечения программ для развивающей, профилактической и консультативной деятельности.






1. Аналитическая часть

1.1. Мониторинг как составляющая часть образовательного процесса

В процессе обучения в условиях образовательного учреждения проводится мониторинг развития личностных качеств учащихся КШИ.

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об объекте, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, то есть позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Задачи мониторинга:

  • выявление проблем, препятствующих качественной организации образовательного процесса;

  • создание реального механизма управления образовательным процессом;

  • отслеживание процесса развития личностных качеств учащегося и результатов его обучения;

  • индивидуализация образовательного процесса;

  • внесение своевременных корректив в элементы образовательной системы при наличии отклонений в личностном развитии обучаемых;

  • прогнозирование перспектив дальнейшего развития учащегося.

Направления осуществления мониторинга:

● сбор информации, регистрация текущих процессов;

● учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.

Мониторинг личностных качеств ученика включает в себя два вида мониторинга:

- педагогический;

- психологический.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения и др.) адекватны заявленной цели.

Педагог, реализующий стандарты нового поколения и понимающий, что образовательные компетенции как грибы после дождя не появляются. Что их не сформировать отдельно взятым упражнением или даже темой, а нужно работать в системе, постепенно и поэтапно выращивая те или иные умения. Для того чтобы видеть, как продвигается ребенок и весь класс, насколько эффективно педагогическое воздействие, ему нужен именно мониторинг, а не разовый срез знаний и умений.

Воспитатель и классный руководитель, реально занятый воспитанием, а не проведением мероприятий понимает, что воспитательный результат отсрочен, и лишь мониторинг происходящих с детьми личностных изменений поможет ему понять, на правильном ли он пути.

Педагогический мониторинг тесно связан с психологическим.

К психологическому мониторингу предъявляются особые требования:

во-первых, мониторинг должен давать полную информацию, как о процессе психического развития, так и об изменениях в личности учащихся, происходящих в результате обучения;

во-вторых, мониторинг, как и любая диагностика, должен отвечать требованиям объективности и надежности информации, а для этого должны использоваться стандартизованные, нормированные диагностические методики; результаты тестирования следует подвергать математической обработке и квалифицированной интерпретации;

в-третьих, психологический мониторинг, вероятно, в том случае выполнит свою функцию, если диагностическая информация будет поступать всем заинтересованным лицам оперативно, с пояснениями и рекомендациями и не во вред личности учащегося.


1.2. Психологический мониторинг в кадетской школе-интернате

В Качканарской кадетской школе-интернат «Пограничник» внедрение программы мониторинга началось с 2009 года.

Деятельностью по реализации программы мониторинга руководит заместитель директора по КШИ.

Модель программы мониторинга разрабатывалась совместно педагогом-психологом, методистом, мед. работником и зам. директора по КШИ (приложение1).

Функциональными обязанностями педагога-психолога при внедрении в практику программы мониторинга являются:

  • подбор и составление банка данных диагностических методик (электронная и бумажная базы);

  • проведение диагностики в соответствии с программой мониторинга;

  • проведение анализа и обобщение результатов диагностик;

  • доведение результатов диагностик до участников образовательного процесса (педагогов, воспитателей, классных руководителей, родителей, учащихся) по средствам ИМС, родительских собраний и заполнения портфолио учащихся в разделе «Мой портрет»;

  • Организация и проведение развивающих, профилактических, корректирующих и просветительских мероприятий с учащимися, родителями и педагогами с учетом результатов диагностики;



1.2.1. Психологические параметры

Для проведения диагностического мониторинга личностных качеств учащихся был составлен банк методик по следующим параметрам:

1. Психофизиологические особенности:

Критерии

Диагностическая методика

1. Тип функциональной ассиметрии головного мозга.

Тест И.П. Павлова

2. Ведущий канал восприятия

Опросник КАВД по В.А. Ананьеву

3. Тип темперамента

Опросник Айзенка

2. Познавательная сфера:

Критерии

Диагностическая методика

Внимание

Корректурная проба

2. Память

«Память на образы»

«Память на числа»

3. Мышление

«Исследование быстроты мышления», «Исследование гибкости мышления», ШТУР, тест Гарднера «Тип интеллекта»

3. Личностные особенности:

Критерии

Диагностическая методика

1.Тип личности

Цифровой тест «Социотип» В. Мегель и А. Овчарова

2. Тревожность

Уровень тревожности

Ч.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина

3.Уровень притязаний

Тест «Уровень притязаний»

4. Самооценка

Тест «Самооценка»

4. Межличностные отношения:

Критерии

Диагностическая методика

1. Структура взаимоотношений в группе

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено

2. Психологический климат в коллективе

Тест «Психологический климат»

3. Сплоченность коллектива

Определение групповой сплоченности Сишора

4. Коммуникативные и организаторские способности

КОС

5. Воспитанность

Критерии

Диагностическая методика

1. - Нравственный аспект;

- Эстетический аспект;

- Экологический аспект;

- Трудовой аспект;

- Экономический аспект

Анкета «Индекс воспитанности школьников»

6. Учебная деятельность

Критерии

Диагностическая методика

1. Общеучебные умения и навыки

Анкета «Сформированность базовых общеучебных умений и навыков»

Тест Ребекка «Стиль обучения»

2. Мотивация

Опросник «Учебная мотивация»

3. Профессиональное самоопределение

Опросник «Уровень социальной зрелости»

«Ориентационная» анкета

Имеются электронный и печатный варианты вышеперечисленных методик, бланки для ответов (адаптированные для последующей обработки).



1.2.2. Результаты диагностики личностных качеств

Создан и постоянно пополняется банк данных по результатам проведения диагностики личностных качеств обучающихся.

Составляются индивидуальные психолого-диагностические карты обучающихся, с ними знакомятся педагоги, родители.

Каждый из диагностируемых показателей отслеживается от 2-х до 4-х раз на протяжении всего времени обучения учащегося в КШИ.

Результаты заносятся в таблицы, создается банк данных по каждому взводу отдельно. Также результаты с пояснениями доводятся до педагогов (классных руководителей, педагогов-предметников) посредством ППК, ИМС и индивидуальных консультаций. В соответствии с результатами педагоги имеют возможность подбирать методики и технологии обучения для более эффективной работы с учащимися с учетом их индивидуальных особенностей. Классные руководители заносят полученные данные в разнообразных формах в портфолио каждому учащемуся. Учащиеся также получают информацию об особенностях развития своих личностных качествах.

По мере проведения контрольных точек проводится сравнительный анализ. Например: сравнительный анализ диагностики мотивации учения делаем, сравнивая поступающие данные в таблицу (таб.1)

Таблица 1

Год проведения

Показатели мотивации

Уровень мотивации (сумма баллов)

Мотивы

Личностный смысл учения

Способность к целепологанию

Иные мотивы

Внутренние (+) или внешние(-) мотивы обучения

Стремление к успеху в учебной деятельности

Реализация учебных мотивов в учебной деятельности

Учебный (мак-3)

Соц-ый (мак1)

Позиционный (5)

Оценочный (3)

Игровой (3)

Внешний (3)






















Таблица с данными помещается в портфолио и заполняется по мере поступления данных. Из таблицы видно, есть ли изменения за данный период времени и какие. Учащийся имеет возможность отслеживать уровень своей мотивации и после обсуждения делает соответствующие выводы. Педагоги на основании результатов тестирования делают выводы об эффективности учебного процесса.

Если проследить динамику изменения мотивации по результатам мониторинга, то получается следующая картина:

В 2010-11 гг уровень мотивации в целом по школе составлял:

- очень высокий уровень - 0%

- высокий уровень - 22%

- средний уровень - 65%

- сниженный и низкий уровни - 13%

В 2011-12 гг уровень мотивации в целом по школе составлял:

- очень высокий уровень - 2%

- высокий уровень - 54%

- средний уровень - 40%

- сниженный уровень - 4%

В 2012 - 13 гг уровень мотивации составил:

- очень высокий уровень - 0%

- высокий уровень - 50%

- средний уровень - 48%

- сниженный и низкий уровни - 2%

Определяем частоту выборов следующих мотивов:

- Внешний

- Игровой

- Оценочный

- Позиционный

- Социальный

- Учебный

Если говорить о результатах, то можно проследить, что преобладают учебный, позиционный и оценочный мотивы. Не очень высок уровень социального мотива. Изменения за два года незначительные, но все же внешний и игровой мотивы снизились значительно.

Еще один из диагностируемых параметров это воспитанность. Используем анкету «Аспекты воспитанности» отслеживаем 6 аспектов:

- нравственный,

- эстетический,

- экологический,

- трудовой,

- экономический.

Таблица 2

год

Аспекты воспитанности (%)

нравственный

эстетический

экологический

трудовой

экономический

2010-2011 уч.г.

68%

62%

68%

73%

71%

2011-2012 уч.г.

70%

56%

69%

77%

68%

2012-2013 уч.г.

68%

60%

65%

70%

67%

За последние три года видим, что изменения не значительные, результаты по каждому классу доведены до классных руководителей и воспитателей. Они учитывают эти данные, составляя свои планы работы на год.

Еще один из параметров мониторинга - это сформированность базовых общеучебных умений и навыков. Диагностика этого параметра в прошлом учебном году была проведена впервые, у учащихся 5 класса в конце первой четверти и повторно в конце учебного года.

Отслеживаются: интеллектуальные, организационные и коммуникативные умения и навыки.

После первичной диагностики педагогам - предметника были розданы рекомендации по работе с каждой из групп учащихся. После повторной диагностики и анализа результатов проведено ИМС с педагогами «Результаты сформированности ОУН у пятиклассников».

Сравнительный анализ результатов показал, что присутствует снижение в интеллектуальных и организаторских умениях и навыках - над этим предстоит работать педагогам в этом учебном году. А коммуникативные возросли.

Данный вид диагностики находится на первоначальном этапе внедрения, и о конкретных результатах можно будет судить весной после последующей диагностики.

Адаптационный период пятиклассников и учащихся 10 взвода начинается с входящей диагностики. В конце адаптационного периода, как правило, это начало октября, проводится психолого-педагогический консилиум, где педагог-психолог представляет результаты входящей диагностики вновь прибывших учащихся, педагогам раздаются таблицы с результатами входящей диагностики.






1.2.3. Методическая база для психологических занятий

Создается и постоянно пополняется методическая база обеспечения программ для развивающей, коррекционной и консультативной деятельности, для работы педагога-психолога с учетом результатов диагностики личных качеств обучающихся.

Подобраны и проводятся занятия по развивающим, коррекционным, психопрофилактическим и информационным технологиям:

- психологические занятия «Тропинка к своему Я» в 5 - 6 взводах (автор О.В. Хухлаева), «Советы волшебницы Розмины», «Антистресс»;

- психологические игры: «Позитивные черты характера», «Гадкий утенок», «КВН - психея», «Потерпевшие кораблекрушение», «Путешествие в страну Гармоника», «Связанные одной цепью», «Как заработать первоначальный капитал»,

- тренинг: «Красная шапочка и все, все, все…», «Снятие агрессивного поведения», «Сплочение», «Моя галактика»;

- Проведение практикума: «Дорога к себе», «Выпусти пар»;

- Классные часы: «Кое-что о психологии мужчины и женщины…», «Уроки выбора профессии», «Слово не воробей», «Антистрессовый» классный час, «Однажды я разбил стекло…»(Основы вербальной самозащиты), Цикл классных часов «Линия жизни», «Виртуальный психодром», «Как эффективно подготовить домашнее задание»;

- релаксационные занятия: «Страна Гармоника», «ароматерапия».

Методическая база постоянно пополняется и расширяется в зависимости от потребностей выявленных по средствам мониторинга личностных качеств учащихся, запросов администрации, педагогов и воспитателей.

Основными источниками для пополнения методической базы обеспечения программ для развивающей, коррекционной и консультативной деятельности является Интернет и методическая газета «Школьный психолог».

2 Глава. Проектная часть

В настоящее время многие инициативы и решения государства ставят перед школой новые задачи и требования в рамках реализации федеральных стандартов. В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 01.02. 2011г) лежит системно -деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Результаты мониторинга мотивационной сферы учащихся показывают, что у учащихся «западает» социальный мотив, что он значительно ниже позиционного и учебного. Социальный мотив - состоит в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. А одним из основных аспектов успешной социализации человека играет выбор им будущей профессии. Большинство детей, заканчивая школу, не знают какую профессию выбрать, а многие выбрав профессию не понимают что их способности и личные качества не подходят для собственной реализации в данном виде деятельности.

Качественная профориентационная работа в школе играет большую роль в становлении профессиональной деятельности учащегося.

На данном этапе профориентационное направлении работы педагога- психолога заключается в работе со старшим звеном учащихся, начиная с 8 класса. Это профориентационная диагностика учащихся 9, 10,11 классов. В 8,9 классах проходит программа занятий «Уроки выбора профессии».

Есть необходимость расширения данного направления. На основании этого в следующий межаттестационный период одним из приоритетных направлений работы будет расширение профориентационного сопровождения, а именно: разработка и внедрение комплекса психологического профориентационного сопровождения учащихся КШИ.

Предложенный комплекс сопровождения, будет направлен на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры начиная с 5-го класса обучения детей в КШИ.

Цели комплекса:

- актуализация процесса личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности;

- формирование умения работать с поступающей информацией (уметь собирать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать статистические закономерности.

Основными задачами в выбранном направлении деятельности в следующий межаттестационный период будут являться:

- работа с литературой по подбору материла для создания профориентационного комплекса;

- разработка комплекса, подбор методик и программ для работы с учащимися;

- внедрение комплекса;

- анализ результатов внедрения комплекса.




Заключение

Система психолого-педагогического мониторинга является важной составляющей образовательного процесса школы, поскольку непосредственно связана с созданием условий образования, способствующих развитию личности обучающихся. ФГОС ставит диагностику результатов личностного развития учащихся на одно из ведущих мест. Диагностика может проводиться в разных формах. Осуществление мониторинга личностных качеств учащихся позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебного процесса с учетом особенностей развития обучающихся, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Качканарской кадетской школы - интернат по средствам мониторинга развития личностных качеств учащихся проходит уже четвертый год. Процесс мониторинга довольно длительный и о конкретных результатах говорить сложно. На сегодняшний день можем констатировать следующее:

- создана база данных диагностических методик для мониторинга развития личностных качеств учащихся в электронном и печатном вариантах;

- создан банк данных по результатам проведения диагностики личностных качеств обучающихся, на каждого учащегося составлены индивидуальные психолог - педагогические карты. Доступ к данным имеют все участники образовательного процесса КШИ, включая родителей учащихся;

- создана и постоянно пополняется методическая база обеспечения программ для развивающей, коррекционной, профилактической, просветительской и консультативной деятельности, для работы педагога-психолога с учащимися, педагогами и родителями.

Хорошим показателем результативности обозначенных действий служит сравнительный анализ изменений данных, полученных по результатам диагностики по контрольным точкам мониторинга: это и падение выборов внешнего и игрового мотивов, повышение коммуникативных умении и навыков и т.д.

Постоянное движение контингента учащихся Кадетской школы-интерната пошло на спад.

Анализируя ситуацию последних трех лет видим, что наблюдается положительная динамика в уменьшении движения контингента учащихся.

В 2011-12 учебном году состав 7 класса за два года обучения изменился на 70%;

В 2012-13 учебном году состав 7 класса за два учебных года изменился уже на 50%;

В 2013-14 уч. году состав 7 класса за два учебных года изменился на 30.

Анализ данных результатов дает нам права говорить о том, что выстроенная система мониторинга развития личностных качеств учащегося кадетской школы-интернат имеет положительный результаты, педагогический состав школы, планируя свою деятельность основывается на результатах мониторинга личностных качеств учащихся, тем самым, улучшая положительную динамику всего образовательного процесса КШИ и достигая хороших личностных результатов учащихся.

Работа по мониторингу развития личностных качеств учащихся будет активно продолжаться, и изменяться, ориентируясь на внедрение ФГОСов.

В основу реализации основной цели деятельности входит системно -деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.














Литература


  1. Влияние гендерных различий на становление личности школьника [Интернет ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru (Дата обращения: 12.11.2012)

  2. Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. - В кн. Человек в системе наук. М., 1989

  3. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. - СПб., 2005.

  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.; Екатеринбург, 2003.

  5. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.

  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб., 2004.

  8. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. - Самара, 2004.

  9. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. - М., 2002.

  10. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М., 2003.

  11. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. - М., 2006.

  12. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие/ В.Д.Шадриков, Н.П.Анисимова и др. - М., 1990.

  13. Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К.Тутушкиной. - М., 1997.

  14. Практическая психология образования./Под ред. И.В.Дубровиной - СПб., 2004.

  15. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб., 2006.

  16. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003.

  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1997 г


© 2010-2022