Профессиональное консультирование подростков по профориентации

В настоящее время для подростков становится все труднее и труднее выбирать будущую профессию. Если дети к тому же имеют отклонения в здоровье-эта проблема становится вдвойне сложной. Еще несколько лет назад подростки выбирали профессиональный труд, профессию; то сегодня ситуация резко изменилась. Рынок труда постоянно обновляется, каждый год появляются новые профессии, обучение стало платным, не все категории граждан имеют эту возможмость получить платное  образование, дети живущие в сельской ме...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная консультация подростков

по профориентации

педагог-психолог 1 категории

МКУ ООШ №30 п. Большой Исток

Свердловсой области

Рыбина О. Г.



«Счастье не в том, чтобы делать всегда что хочешь,

а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

Л. Н. Толстой.

Мудрецы говорят, что человек рождается дважды. Первый раз - физически, второй раз - когда понимает, в чем смысл его жизни. Сегодня вопрос о смысле все чаще возникает в сознании современного человека, так как задача самореализации одна из актуальных тем нашего общества. Для молодого поколения - это один из важнейших вопросов, на который они спешат дать себе ответ.

В условиях работы ШДО наиболее остро встает вопрос профориентации учащихся с ОВЗ, на фоне их объективной потребности к успешной самореализации и особенностями их потенциальных возможностей.

В рекомендациях ЮНЕСКО, принятых на международной конференции по вопросам школьной и профессиональной ориентации указывается, что общество не будет правильно развиваться, если люди не смогут выбрать профессию, отвечающую их интересам и склонностям, не смогут испытывать удовлетворение от работы. От того, правильно ли выбрана профессия, зависит и успешность выбранной деятельности, самочувствие, здоровье, удовлетворенность работой, удовольствие, которое человек получает и польза, которую он приносит обществу.

Знакомство с профессиями и профессиональным самоопределением начинает формироваться в школе - развитие элементарных представлений об основных профессиях начинается в 1-4 классах; осознание учащимися своих возможностей, знакомство с современными технологиями и миром профессии в 5-8 классах на уроках «Технология» и классных часов; подготовка к выбору профиля образования в школе, лицее, колледже, сферы будущей профессиональной деятельности в 9 классе в период предпрофильной подготовки; детальное знакомство с профессиями, планирование образовательного маршрута в рамках курсов по выбору обучающихся в 10-11 классах.

В период ранней юности происходит физиологическое созревание, формируется абстрактно-теоретическое и понятийное мышление; социальная идентификация; освоение нравственности и морали, выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план. В 13-17 летнем возрасте происходит осознание таких категорий, как ЧТО ЕСТЬ «Я», «МИР», «ЖИЗНЬ», «СМЕРТЬ»... человек решает вопросы - «КЕМ БЫТЬ?», «КАКИМ БЫТЬ?», «С КЕМ БЫТЬ?». На этом этапе жизни подросток имеет возможность осуществить свободный выбор. Нельзя забывать, что период ранней юности отличается расплывчатостью, аморфностью профессиональных планов, которые чаще всего имеют характер мечты. Подросток «...чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологический обоснованный выбор сделать не может» (Э. Ф. Зеер). Личностные и профессиональные планы у подростков формируются то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то в чересчур общем виде ( быть полезным людям, человечеству, быть финансово независимым).

В первом случае цель недостаточно гибкая для осуществления; во втором случае неопределенность затрудняет необходимую для самоореализации концентрацию сил. Поэтому проблема профессионального самоопределения не может решаться самостоятельно или со сверстниками.

Этап профессионального самоопределения ставит в затруднение старшеклассников из-за незнания основных закономерностей и путей развития личности, отсутствия или ограниченности их познаний в области трудовой деятельности людей. Так незнание собственного потенциала развития, задатков, способностей и средств их реализации ограничивают творческую активность личности.

От степени проявления личностного творческого потенциала зависит дальнейший интерес и развитие познавательной деятельности, а также умение практически реализовать полученные знания.

В этом процессе деятельность выступает, как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Немцов Р.С. , 1997).

Необходимость человека в самоутверждении своей значимости, компетенции возникает в разные возрастные периоды. Однако потребность в самоактуализации и реализации накопленного потенциала выражается именно в профессиональной реализации себя в окружающем мире, при этом, вступая во взаимодействие с другими субъектами и образовывая тем самым творческие коллективы ярких индивидуальностей.

Подростку необходимо обращение к взрослым, но при условии, что оно будет доверительным. Природа отношений между учителем, профконсультантом и школьником, родителями в ходе консультирования должна соответствовать потребностям, удовлетворения которых старшеклассник ищет в общении. На современном этапе развития нашего общества профессиональная ориентация является вторичной по отношению к социальной. Молодой человек сначала выбирает не конкретную профессию и, тем более, не учебное заведение, где он ее получит, а будущий образ жизни, связанный с определенным положением и характером труда.

При профессиональном самоопределении значимыми являются мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности, прошлый опыт, представления о будущем, значимость общей активности, самооценки уверенности в реализации поставленных целей, уровне психической саморегуляции.

Давайте заглянем в историю и увидим, что первая контора по профориентационному консультированию появилась в Бостоне в 1908 году. Более ста лет этими вопросами занимаются многие умы по всему миру с одной лишь целью - помочь самоопределится в одном из главных вопросов жизни - выборе профессии.

До сих пор ведутся споры об истинном смысле понятия «профессиональное самоопределение» поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов, психологов но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.

«Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождения смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации», - определение данное Н.С. Пряжниковым, ученым, автором книг по вопросами профориентации молодежи.

«Сущность самоопределения видят в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность», - считает П. Г. Щедровицкий.

Давайте рассмотрим особенности профессионального определения в современных условиях:

  1. Расширение пространства выбора профессионального пути;

  2. Негарантированный характер занятости;

  3. Динамичность и неопределенность структурной занятости;

  4. Социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодежи в выборе профессии и профессиональном образовании;

  5. Повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения.

Особенностями профессионального самоопределения в современных условиях является - выбор образовательной траектории, форм, способов обучения, которые обеспечат искомое рабочее место. Реже применительно - «выбор или подбор профессии». Людям с ОВЗ применим чаще всего вариант - подбор профессии с учетом психофизиологических особенностей организма, состояния здоровья.

Модели профессионального самоопределения в современной России имеют ряд особенностей:

  1. Консультируя людей в выборе их профессионального пути, мы должны учитывать жестко ограниченный выбор для людей, живущих в небольших городах, сельской местности, материальные трудности;

  2. Профессиональное самоопределение осуществляется в условиях практически неограниченного выбора одной из многих образовательных траекторий;

  3. Профессиональное самоопределение «постмодернистского типа» -формирование индивидуального набора компетенций и создание рабочего места «под себя».

Людям с ОВЗ чаще всего применим последний вариант профессионального самоопределения. Работая с этой категорией людей, прежде всего с подростками, нужно обращать внимание на данную модель «выбора профессии». Проводить глубинную диагностику психофизиологических особенностей организма, учитывая тот факт, что профессия предъявляет к человеку свой набор требований. Пользуясь принципом - «не навреди», консультант должен показать все стороны подбора профессии, научить выбирать «примеряя» различные варианты профессиональной деятельности на себя, учитывая тот факт, что мы живем в эпоху когда не «человек для работы», а «работа для человека».

Рассмотрим зону оптимального выбора профессионального самоопределения в современных условиях - это совмещение

МОГУ - ХОЧУ - НАДО



Профессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентации

Профессиональное консультирование подростков по профориентации

Профессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентации

Профессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентации

МОГУ - здоровье, способности, интеллект, темперамент, характер, опыт.

Способности определяют область оптимальной деятельности и ее плодотворность. Способности сравнивают с мотором, а темперамент и характер - с топливом, которое необходимо для работы этого мотора.

Признаки способностей:

  1. Легкость и быстрота освоения деятельности;

  2. Гибкость, возможность совершать различные действия разными способами;

  3. Легкость переноса навыков на другие виды деятельности;

  4. Отзывчивость на помощь, существенное повышение эффективности деятельности в ответ на нее.

Консультируя подростков, важно выявить какая разновидность способностей является доминирующей - логико-математическая, лингвистическая, пространственная или межличностная. Выявить тип способностей:

  • физические (сила, быстрота реакции, выносливость, гибкость и др.)

  • психические - общие (умственные способности, волевые качества);

  • специальные (музыкальные, литературные, организаторские, математические, технические и др.

Важно не забывать, что примерно на 50% - 60% способности предопределены врожденными характеристиками, а на оставшиеся 40% - 50% условиями жизни.

ХОЧУ - интересы, склонности, направленность, мотивы, жизненные ценности. «Что я хочу?», « Что для меня привлекательно?», «К чему я стремлюсь?» - вот вопросы, на которые подросток должен найти ответ.

Составляющие направленности:

  • желания;

  • стремления;

  • интересы;

  • склонности;

  • потребности;

  • убеждения;

  • установки;

  • ценности;

  • идеалы.

Типы профессий

Требования профессии к человеку.

  • Человек - природа (любовь к природе, понимание ее законов, наблюдательность, эмоциональная устойчивость).

  • Человек - техника (высокий уровень развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технические способности).

  • Человек - знаковая система (абстрактное мышление, внимание, усидчивость, высокая работоспособность).

  • Человек - человек (умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, эмпатия, доброжелательность, умение владеть собой, речевые способности).

  • Человек - художественный образ (развитый художественный вкус, богатое и яркое воображение, высокая чувствительность, наглядно-образное мышление).

НАДО - потребности общества в кадрах:

  1. Ситуация на рынке труда;

  2. Прогноз рынка труда;

  3. Информация о профессиях.

Для изучения составляющей «НАДО», подростков следует познакомить с понятием «профессиограмма» (1). Рекомендую пособие Романова Е. «99 популярных профессиий», психологический анализ и профессиограммы,2 изд -ие СПБ.: Питер, 2003.- 464 учебное пособие, также можно воспользоваться интернет- ресурсами по данной теме. Атлас профессий, информацию можно получить на сайте - Минздравсоцразвития России.

В международном стандарте классификации профессий - 9333 профессии. В Едином тарифно-квалификационном справочнике России (ЕТКС) - 7000 профессий. На этом этапе развития происходит снижение доли и значения промышленного производства и возрастает сфера услуг и информации. В США в сфере информации и услуг трудится 90% занятого населения.

Обобщая вышесказанное, можно выстроить алгоритм профессиональной консультации для работы с подростками:

Профессиональное консультирование подростков по профориентации

Профессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентацииПрофессиональное консультирование подростков по профориентации

Профессиональное консультирование - консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки, поддержка карьеры, включая смену профессии и рекомендации по профессиональной переподготовке

Профессиональное просвещение - знакомство с миром профессий, учебными заведениями и возможностями профессиональной карьеры

Профессиональное воспитание -

развитие профессиональной ответственности, способностей и склонностей


Профподбор для детей с ОВЗ

Работая с данной категорией детей и выбирая методы профессионального консультирования, консультант или психолог должен быть очень внимательным, компетентным, тактичным при диагностике психофизиологических особенностей организма, особенностей поведенческой и волевой сфер ребенка, уважительно относиться к человеку, как субъекту профессионального и личностного самоопределения. К консультированию необходимо привлекать не только ребенка, но и родителей. Совместно и по отдельности решая вопросы профопределения, находить приемлемые для данного ребенка пути и выстраивая маршрут жизненного пути. Опросники, тесты, различные психологические методики должны быть валидными; недопустимо привлекать к работе непроверенные методики. Во время консультирования необходимо помнить - результаты опросников и тестов - это ни в коем случае ни приговор, а лишь информация к размышлению. Результаты опросников лучше всего обсуждать с ребенком в форме беседы: «А как ты думаешь ты по этому поводу?». До ребенка и родителей необходимо донести информацию о последствиях неправильного выбора профессии; показать, что 50% старшеклассников не соотносят выбор будущей профессии со своими реальными возможностями; 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии (данные лаборатории социально- профессионального самоопределения ИСМО РАО). Все эти причины приводят к возрастанию дисбаланса между кадровыми потребностями рынка труда и результатами профессионального образования, тем самым снижается уровень специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности. А самое главное - выбрав профессию «не к душе», человек обрекает себя на страдания и неудовлетворенность трудовой деятельностью, что может привести к различным заболеваниям, тревожности, возбудимости, агрессии.

Необходимо помнить, что главные цели профессионального самоопределения:

  • постепенное формирование у подростка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного);

  • уважительное отношение к человеку, как субъекту профессионального и личностного самоопределения.

  1. - Классификационная карточка профессии, в которой указаны доминирующие виды деятельности, качества, обеспечивающие успешность данного вида деятельности, качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности, области применения профессиональных качеств, история профессии, некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности, учебные заведения, обучающие данной профессии.


Источники :

  1. Савина М.С.и др. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Педагогика и образование. Учебное пособие для учащихся 9- 11 классов. Год издания 2011 Издательство Московские учебники

  2. Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Биотехнологии. 9-11 класс. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Учебное пособие. Профессиональная ориентация Год издания 2011 Издательство Московские

  3. Чистякова С.Н. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5-11 классов. Год издания 2011 Издательство Московские учебники

  4. Чистякова М.С. Профессиональное самоопределение. От учебы к профессиональной карьере. 10-11 класс Год издания 2011 Издательство Московские учебники

  5. fadm.gov.ru - Федеральное агентство по делам молодежи;

  6. szn.gossaas.ru/news/show/id/214 - Служба занятости Свердловской области

  7. hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fvashpsixolog.ru%2Fareer-oriented-high-school&tld=ru〈=ru& - ваш личный психолог;

  8. школа-профориентация.рф - стенд профориентации для школы;



© 2010-2022