Разработка урока по психологии 6 класс на тему: Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по психологии 6 класс

Тема урока: «Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания».

Организационная форма занятия: занятие проводится в классной аудитории.

Тип занятия: объяснение нового материала.

План занятия: этапы занятия включали в себя: организационный момент; постановку целей и задач занятия; основной этап и итог занятия.

Цель урока:

  • показать взаимосвязи психических процессов и понимания;

  • объяснить сущность понятий « Стереотипы понимания», «Эталоны понимания»;

План урока.

I. Приветствие - 2 минуты.

II. Изложение нового материала - 40 минут.

  1. Психические процессы и понимание других людей.

  2. Стереотипы понимания

  3. Эталоны понимания.

III.. Закрепление полученного материала, выводы, ответы на вопросы - 3 минуты.

  1. Психические процессы и понимание других людей.

Давайте вспомним психические процессы

ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание и речь, чувства ,воля.

**Человек познает других людей при помощи следующих психических процессов:

  • Наблюдательность - помогает различать изменения в поведении, мимике, жестах, выражении лица.

  • Воображение - позволяет представить себя на месте другого человека, увидеть ситуацию его глазами.

  • Мышление - анализируя результаты своих наблюдений за человеком, сравнивая их с собственным жизненным опытом, рассуждая о причинах его поступков, мы лучше понимаем человека.

  • Дела и поступки человека вызывают у других людей самые разнообразные эмоции, которые тоже влияют на понимание ими особенностей его личности.

  • Эмоции - влияют на понимание особенностей личности человека

Известно, что люди склонны преувели­чивать достоинства того человека, который им нра­вится, и недостатки того, кто им не нравится. Ино­гда такое отношение к человеку является результа­том всего лишь одного, но эмоционально значимого события.

Например, человек помог кому-то в трудной жизненной ситуации или, наоборот, нанес незаслуженную обиду, бросил в опасности, и отношение к нему в течение долгого времени может определяться именно этим его поступком. Люди обыч­но так объясняют свое отношение к данному человеку: «Он, конечно, отличный специалист и честный человек, но по отношению ко мне поступил несправедливо. Мне неприятно с ним общаться и не хочется его видеть».

Такие установки мешают правильному понима­нию других сторон характера этого человека, но из­бавиться от них очень трудно. Тебе, наверное, тоже знакомы подобные чувства и мысли.

Общение с человеком, его поступки, поведение являются для окружающих источников знаний о нем.

Наблюдения, размышления, воображение и чувства помогают нам правильно понять человека, его состояния, переживания, предвидеть его поведение.


  1. Стереотипы понимания

? - «узнать человека можно лишь, съев с ним пуд соли»

! люди правильнее понимают друг друга именно тогда, когда знакомы не очень длительное время - давние знакомые видят в друг друге больше хороших качеств, а плохие не замечают. А давние недруги совсем не хотят замечать достоинств друг друга.

Слишком тесное общение приводит к тому, что человек может вообще не заметить изменений, про­изошедших с его другом, и продолжает судить о нем по-старому. В психологии это явление получило на­звание «эффекта ореола».

«Эффект ореола» - первые впечатления создают ореол - положительный или отрицательный. Поэтому, если новая информация о человеке противоречит первому впечатлению, то мы часто не замечаем, а если согласуется, то еще больше подкрепляет первое впечатление.

Большинство людей обычно замечают в других не все качества, а выделяя только отдельные качества, сразу относят человека к какой-то известной группе: «хороший спортсмен», «слабый ученик» и т.д.

И, к сожалению, случается, что те качества, которые остаются нами не раскрыты в человеке и составляют его неповторимость - индивидуальность.

Действие «эффекта ореола» проявляется и в тех случаях, когда от человека, хорошо показавшего себя в одном каком-то деле, ожидают такого же успеха и в других делах, к которым он, вполне возможно, вообще не имеет никаких склонностей и способностей.

Большинство людей обычно замечают в других людях не все их качества, а только некоторые. Выде­лив их, мы зачастую сразу же относим человека к ка­кой-то известной нам группе людей: например, «сла­бый ученик», «хороший спортсмен», «талантливый артист». Дальнейшее мнение об этом человеке стро­ится на основании наших самых общих представле­ний о людях, относящихся к этой группе. Мы рас­суждаем примерно так: «Этот человек, наверное, отличный собеседник, потому что он ведь артист, а все артисты умеют очень интересно рассказы­вать». Получается, что нераскрытыми нередко оста­ются именно те черты и качества личности, которые и отличают ее от всех других, составляют ее индиви­дуальность.

Особенности, которые большинство из нас приписывают человеку только потому, что он относится к определенной группе людей, называют стереотипами (от слова «стереотипный», т.е. неизменно повторяющийся, шаблонный).

Именно стереотипы заставляют нас ожидать от врача милосердия, от учителя - мудрости и справедливости, от военного - мужества и решительности.

И мы удивляемся, когда наш реальный жизненный опыт не совпадает с тем или иным стереотипом.

Мешают нам правильно понять человека и предрассудки - ставший привычным, ложный взгляд на что-нибудь.

Предубеждения, основанные на скудных, неточных, а иногда и вообще ошибочных знаниях об отдельных представителях какой-либо национальности, называют этническими стереотипами.

Итальянцы очень эмоциональны, англичане - сдержаны, китайцы - хитрые, немцы - чрезмерно любят порядок и т.д.

Такие и подобные заблуждения нередко стано­вятся причиной неприязненных или даже враж­дебных отношений между людьми. Нельзя лю­бить или не любить человека только за то, что он принадлежит к какой-либо национальности. По­знакомившись с ним поближе, ты увидишь, что он во многом похож на тебя, а чем-то и отличается, но не потому, что он другой национальности, а про­сто потому, что он другой человек. Этнические стереотипы очень живучи и приносят много вреда и зла.

Иногда люди связывают те или иные особенности характера с его внешностью - большой лоб - умный, тонкие губы - злой, полные люди - добрые и т.д.

Оценивая нового для себя человека, люди опира­ются и на так называемые «житейские обобщения».

Например, люди, носящие очки, кажутся более умными, заслуживающими доверия, и прилежными; пожилые, полные мужчины кажутся надежными, уверенными в себе, ответст­венными.

Конечно, эти житейские представления не име­ют никакого отношения к действительности. Но, тем не менее, они довольно часто используются лю­дьми для понимания другого, особенно незнакомо­го, человека.


  1. Эталоны понимания.

У каждого из нас постепенно складываются свои собственные образцы, к которым мы «примеряем» другого человека. Такие образцы называют этало­нами. Это своеобразная мысленная «линейка» , которая помогает нам определить место этого чело­века среди других людей, понять, насколько он от­вечает нашим представлениям.

Все мы по-своему понимаем, кто такой «средний ученик », « хороший учитель», « талантливый ак­тер», «плохой врач». Попробуй составить свое опи­сание этих людей. Это и есть твои эталоны понима­ния. У всех людей они разные, хотя и имеют некото­рые общие черты, позволяющие нам лучше пони­мать друг друга.

Эталоны складываются у человека постепенно и в течении жизни изменяются, дополняются новыми чертами. У первоклассника эталоном, например, хорошего ученика -это чаще всего одноклассник, а эталон доброго человека - сказочный персонаж.

Эталоны - собственные образцы, к которым мы «примеряем» другого человека. Эталоны складываются у человека постепенно и в течение жизни изменяются, дополняются новыми чертами.

!!!Для того чтобы избежать ошибки в понимании другого человека, необходимо помнить, что другой человек в чем-то похож на тебя, а в чем-то ином - отличен. И понимать, что в одной и той же ситуации вы можете иметь разные мысли, разные желания, разные чувства !!!!

Иногда мы сознательно задаем себе вопрос: «Как бы я поступил на месте этого человека?» или «Что бы я думал, чувствовал, находясь на его мес­те?». Чаще всего, однако, это происходит непред­намеренно, непроизвольно, почти автоматически. Мы просто считаем, что другой человек обязательно думает и чувствует то же, что и мы, хотя это далеко не так. Знаменитый русский писатель И. С. Турге­нев очень тонко заметил, что, все может понять че­ловек - и движения звезд, и тайны земли. Но вот как другой человек по-иному ложку ко рту подно­сит - понять не может.

Вопросы и задания:

  1. Легко ли понять человека с которым ты общаешься? (НЕТ, чтоб правильно понять человека нам помогают - наблюдения, размышления, воображение и чувства)

  2. Что такое стереотипы понимания? ( Стереотип - упрощенное, зачастую неточное и одностороннее знание о людях, предметах, явлениях ИЛИ Особенности, которые большинство из нас приписывают человеку только потому, что он относится к определенной группе людей)

  3. Для чего нужны человеку эталоны понимания? (они помогают нам определить место человека среди других людей, понять, насколько он отвечает нашим представлениям.)

  4. В чем состоит разница между стереотипами и эталонами понимания? (Стереотип - упрощенное, зачастую неточное и одностороннее знание о людях, предметах, явлениях .Эталон - мерило, образец, с которым что-то сравнивается или - это собственные образы, к которым мы «примеряем» другого человека.)

  5. С помощью каких психических процессов человек понимает окружающий мир? (наблюдение, воображение, мышление, эмоции, чувства)

ИГРЫ НА ПОНИМАНИЕ И СПЛОЧЕНИЕ

ПРИСОЕДИНИСЬ К ДРУГОМУ

Работа в паре. У одного - установка «присоединиться», у другого - «не принять. «Присоединяющийся» через улыбку, прикосновение, взгляд и т.п.

Все как в жизни, это понимает каждый участник, и логичным будет перейти после упражнения к разговору о том, что именно дает нам возможность найти путь к «сердцу», «душе» другого, порой совсем чужого, человека: умение улыбаться? А может, умение понять состояние, внутреннее настроение этого «другого»?

РУКОПОЖАТИЕ

Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание приготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему.

Данное упражнение вызывает интерес ребят к различным формам выражения чувств, в том числе через рукопожатие.



© 2010-2022