Особенности суицидального поведения подростков

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности суицидального

поведения подростков



Факторы влияющие на формирование суицидального поведения подростков

Суицидальное поведение, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

Ведущий суицидолог: А.Г.Амбрумова

Суицид - действие, подчиненное конкретной цели лишить себя жизни.

Он может быть включен в более широкую деятельность с соответствующим ей мотивом.

У детей и подростков, как правило, цель суицида и мотив деятельности, в которую он включен не совпадают.

Основные мотивы:

  • Протест

  • Месть

  • Призыв

  • Избежание (наказания, страдания)

  • Самонаказание

  • Отказ

В 62% - конфликты с педагогами и родителями по поводу проблем в школе

48% - конфликты внутри семьи

31% - неудачная любовь

7% - боязнь ответственности или будущего

Сравнительная статистика выделяет 2 пика самоубийств:

  • «Пик молодости» - от 15 до 23 лет

  • «Пик инволюции» - после 40 лет

За последние годы частота самоубийств подростков в возрасте 15-19 лет увеличилась почти в 3 раза.

Среди мальчиков она в 4 раза выше, чем среди девочек, и занимает 2 место по частоте среди причин смерти в этой возрастной группе.

  • Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений)

  • Слабость личностной психологической защиты

  • Несформированность адаптационных способностей - недостаточность механизмов планирования будущего, прогнозирования результатов своих действий

  • Отсутствие жизненного опыта и общая незрелость даже незначительную конфликтную ситуацию делают для подростка безвыходной, а потому суицидоопасной

Ситуационно-стрессовые факторы:

  • Для детей младшего возраста стрессовая ситуация связана с появлением агрессивности или враждебности, или обусловлена страхом возмездия

  • Потеря близких (значимых людей)

  • Внутрисемейные конфликты

  • Конфликты со сверстниками

  • Неудачи в школе

  • Для мальчиков старшего возраста сексуальные проблемы

  • Для девочек-подростков проблема половых отношений, беременность

  • Сексуальное насилие

  • Присутствие при насильственной смерти другого человека

  • Миграция, трудности приспособления к новым условиям жизни

  • Факторы дезадаптации связанные с нарушением социализации, если статус не соответствует уровню притязаний.

  • Неразвитость во временной перспективе, отсутствие будущего, тесно связаны с названными выше признаками «проигрышной» позиции. Будущее представляется только как продолжение или усугубление наличной ситуации, когда в ее сферу вовлекаются главные смысловые образования - ценностные отношения человека к жизни и смерти.

  • Сохранение характера «проигрышности» свидетельствует уже не только о капитуляции личности в данной ситуации, но и о ее жизненном крахе.

Антисуицидные факторы - это установки и переживания, препятствующие реализации суицидных намерений:

  • Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким

  • Родственные обязанности

  • Чувство долга, ответственности, обязанность

  • Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих, представление о позорности, греховности суицида

  • Представление о неиспользованных жизненных возможностях

  • Наличие творческих планов

  • Наличие эстетических критериев и мышлений (нежелание даже после смерти выглядеть некрасивым)

  • Семейные ценности

Признаки суицидального поведения

  • Сниженное настроение, очевидное по сравнению с присущей нормой, преобладающее почти ежедневно и большую часть дня и продолжающееся не менее 2 недель вне зависимости от ситуации.

  • Отчетливое снижение интересов и способности получать удовольствие от деятельности, обычно связанное с положительными эмоциями.

  • Снижение энергии и повышенная утомляемость.

Дополнительные симптомы:

  • Снижение способности концентрации внимания.

  • Заниженная самооценка и уверенность в себе.

  • Идеи вины и самоуничижения

  • Очень тихий голос.

  • Мрачное, пессимистическое видение будущего.

  • Нарушения сна.

  • Снижение аппетита, потеря в весе.



  1. Не говорить с подростком о суициде напрямую

  2. Принять суицидента, как личность.

  3. Установить заботливые взаимоотношения.

  4. Быть внимательным слушателем.

  5. Не спорить.

  6. Задавать вопросы.

  7. Не предлагать неоправданных утешений.

  8. Предложить конструктивные подходы в решении проблемы.

  9. Вселить надежду.

  10. Оценить степень риска самоубийства.

  11. Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска.

  12. Обратиться за помощью к специалистам.

  13. Важность сохранения заботы и поддержки.



Типология постсуицидальных состояний

Выделяют четыре типа постсуицидальных состояний:

  1. Критический - конфликт теряет актуальность, суицидальные тенденции исчезают. Возникает чувство стыда за совершенный акт и чувство страха в связи с возможностью летального исхода.

  2. Манипулятивный - актуальность конфликта исчезает, если ситуация для суицидента изменилась в благоприятную сторону. Стиль поведения закрепляется для достижения своих целей, что увеличивает вероятность повторных попыток.

  3. Аналитический - конфликт остается, как правило, актуальным, хотя суицидальные тенденции нивелируются. Суицидент проявляет раскаяние и понимание, что суицидом он ситуацию не разрешит. Имеется угроза повторного уже более обдуманного суицида, если конфликт остается актуальным.

  4. Суицидально-фиксированный - наиболее опасен в плане повторного суицида в ближайшее время, т.к. конфликт остается актуальным с сохранением суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное.

Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребенка.

Л.Н. Толстой





Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

г. Усть-Катав





Особенности суицидального

поведения подростков







Педагог-психолог: Кильчурина М.Г.

© 2010-2022