- Преподавателю
- Школьному психологу
- Особенности суицидального поведения подростков
Особенности суицидального поведения подростков
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кильчурина М.Г. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности суицидального
поведения подростков
Факторы влияющие на формирование суицидального поведения подростков
Суицидальное поведение, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.
Ведущий суицидолог: А.Г.Амбрумова
Суицид - действие, подчиненное конкретной цели лишить себя жизни.
Он может быть включен в более широкую деятельность с соответствующим ей мотивом.
У детей и подростков, как правило, цель суицида и мотив деятельности, в которую он включен не совпадают.
Основные мотивы:
-
Протест
-
Месть
-
Призыв
-
Избежание (наказания, страдания)
-
Самонаказание
-
Отказ
В 62% - конфликты с педагогами и родителями по поводу проблем в школе
48% - конфликты внутри семьи
31% - неудачная любовь
7% - боязнь ответственности или будущего
Сравнительная статистика выделяет 2 пика самоубийств:
-
«Пик молодости» - от 15 до 23 лет
-
«Пик инволюции» - после 40 лет
За последние годы частота самоубийств подростков в возрасте 15-19 лет увеличилась почти в 3 раза.
Среди мальчиков она в 4 раза выше, чем среди девочек, и занимает 2 место по частоте среди причин смерти в этой возрастной группе.
-
Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений)
-
Слабость личностной психологической защиты
-
Несформированность адаптационных способностей - недостаточность механизмов планирования будущего, прогнозирования результатов своих действий
-
Отсутствие жизненного опыта и общая незрелость даже незначительную конфликтную ситуацию делают для подростка безвыходной, а потому суицидоопасной
Ситуационно-стрессовые факторы:
-
Для детей младшего возраста стрессовая ситуация связана с появлением агрессивности или враждебности, или обусловлена страхом возмездия
-
Потеря близких (значимых людей)
-
Внутрисемейные конфликты
-
Конфликты со сверстниками
-
Неудачи в школе
-
Для мальчиков старшего возраста сексуальные проблемы
-
Для девочек-подростков проблема половых отношений, беременность
-
Сексуальное насилие
-
Присутствие при насильственной смерти другого человека
-
Миграция, трудности приспособления к новым условиям жизни
-
Факторы дезадаптации связанные с нарушением социализации, если статус не соответствует уровню притязаний.
-
Неразвитость во временной перспективе, отсутствие будущего, тесно связаны с названными выше признаками «проигрышной» позиции. Будущее представляется только как продолжение или усугубление наличной ситуации, когда в ее сферу вовлекаются главные смысловые образования - ценностные отношения человека к жизни и смерти.
-
Сохранение характера «проигрышности» свидетельствует уже не только о капитуляции личности в данной ситуации, но и о ее жизненном крахе.
Антисуицидные факторы - это установки и переживания, препятствующие реализации суицидных намерений:
-
Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким
-
Родственные обязанности
-
Чувство долга, ответственности, обязанность
-
Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих, представление о позорности, греховности суицида
-
Представление о неиспользованных жизненных возможностях
-
Наличие творческих планов
-
Наличие эстетических критериев и мышлений (нежелание даже после смерти выглядеть некрасивым)
-
Семейные ценности
Признаки суицидального поведения
-
Сниженное настроение, очевидное по сравнению с присущей нормой, преобладающее почти ежедневно и большую часть дня и продолжающееся не менее 2 недель вне зависимости от ситуации.
-
Отчетливое снижение интересов и способности получать удовольствие от деятельности, обычно связанное с положительными эмоциями.
-
Снижение энергии и повышенная утомляемость.
Дополнительные симптомы:
-
Снижение способности концентрации внимания.
-
Заниженная самооценка и уверенность в себе.
-
Идеи вины и самоуничижения
-
Очень тихий голос.
-
Мрачное, пессимистическое видение будущего.
-
Нарушения сна.
-
Снижение аппетита, потеря в весе.
-
Не говорить с подростком о суициде напрямую
-
Принять суицидента, как личность.
-
Установить заботливые взаимоотношения.
-
Быть внимательным слушателем.
-
Не спорить.
-
Задавать вопросы.
-
Не предлагать неоправданных утешений.
-
Предложить конструктивные подходы в решении проблемы.
-
Вселить надежду.
-
Оценить степень риска самоубийства.
-
Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
-
Обратиться за помощью к специалистам.
-
Важность сохранения заботы и поддержки.
Типология постсуицидальных состояний
Выделяют четыре типа постсуицидальных состояний:
-
Критический - конфликт теряет актуальность, суицидальные тенденции исчезают. Возникает чувство стыда за совершенный акт и чувство страха в связи с возможностью летального исхода.
-
Манипулятивный - актуальность конфликта исчезает, если ситуация для суицидента изменилась в благоприятную сторону. Стиль поведения закрепляется для достижения своих целей, что увеличивает вероятность повторных попыток.
-
Аналитический - конфликт остается, как правило, актуальным, хотя суицидальные тенденции нивелируются. Суицидент проявляет раскаяние и понимание, что суицидом он ситуацию не разрешит. Имеется угроза повторного уже более обдуманного суицида, если конфликт остается актуальным.
-
Суицидально-фиксированный - наиболее опасен в плане повторного суицида в ближайшее время, т.к. конфликт остается актуальным с сохранением суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное.
Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребенка.
Л.Н. Толстой
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
г. Усть-Катав
Особенности суицидального
поведения подростков
Педагог-психолог: Кильчурина М.Г.