Психологический тренинг «Снятие агрессивности и тревожности в поведении подростков»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический тренинг

«Снятие агрессивности и тревожности в поведении подростков»

Тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог. Особое внимание привлекает потому, что выступает ярким признаком дезадаптации индивида, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на общение, на здоровье, учебную и профессиональную деятельность и общий уровень психологического благополучия.

Подростковая тревожность последних лет позволяет трактовать тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Тревожность выделяется как личностное образование, которое может достаточно длительно сохраняться. Как любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального. Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается и в значительном росте количества тревожных подростков, и в содержании их тревожного состояния.

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием подросткового возраста. По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания, поступки и неблагоприятные личностные проявления.

Основное содержание группового занятия составляют игры и психотехнические упражнения, а также психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового сообщества. В ходе занятия устанавливаются доверительные и доброжелательные отношения между участниками, приходит сотрудничество и взаимопомощь, наблюдаются разрешения различных ситуаций.

Цель: снижение тревожности и агрессивности обучающихся через развитие коммуникативных навыков и рефлексии, повышения уровня внутригруппового доверия и сплочённости членов группы, создание доброжелательной атмосферы в группе, содействие снижению тревожности и агрессивности обучающихся.

Задачи:

Помочь участникам лучше узнать друг друга;

Развивать коммуникативные умения;

Закреплять навыки бесконфликтного общения;

Содействовать снижению тревожности и агрессивности;

Способствовать формированию умений работать в группе;

Занятие 1

Цель: знакомство участников, введение в тренинг и принятие правил группы, создание доброжелательной атмосферы в группе, актуализация образа «Я», развитие коммуникативных навыков и рефлексии.

Необходимые материалы: мяч для игры, корзинка с игрушками из киндер-сюрпризов, листы бумаги.

Упражнение «Имя»

Здравствуйте, ребята. Нам предстоит большая совместная работа, поэтому нам нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. У вас есть 30 секунд, чтобы придумать себе игровое имя, и представить себя в группе. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.

Послушайте пожалуйста притчу.

Два волка

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло-зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь……Другой волк представляет добро-мир, добро, истину, верность, доброту, надежду.

Маленький индеец задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Упражнение «Чем мы похожи?»

Подросткам предлагается пригласить в центр круга одного из участников на основании какого-либо сходства с собой (цвет одежды, глаз, волос, увлечения, общие интересы). Каждый участник, попадающий в круг, приглашает нового из тех ребят, кто ещё находится за пределами круга. Игра продолжается до тех пор пока все участники не окажутся в кругу.

Упражнение: «Лукошко»

Подросткам предлагается выбрать из общей корзинки игрушку, которая отражает внутреннее состояние подростка или просто схожа на него внешне. Когда все готовы, предлагается каждому представить свою игрушку: «Мне кажется, что мы похожи с этой игрушкой тем, что...

Упражнение: «Комплимент»

Подросткам предлагается придумать комплименты друг другу (человеческие качества, внешность, интересы, достижения). По кругу передаётся мяч, и каждый говорит комплимент соседу.

Рефлексия:

Какие чувства у вас возникли на первом нашем занятии?

Что вы ожидаете от наших групповых встреч (можно ответить письменно)

Какое упражнение вам показалось интересным?

Занятие 2

Цель: развитие коммуникативных навыков и рефлексии, повышения уровня групповой сплочённости, снижение агрессивности и тревожности.

Необходимые материалы: воздушные шары разных цветов, нитки, ножницы.

Упражнение: «Рассерженные шарики»

Подросткам предлагается выбрать шары и надуть их. При надувании можно предложить и вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев. Нужно разделить группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг напротив друга. Сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. По сигналу участник меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник выше, можно предложить первому длинный шар, а второму - небольшой круглый.

Затем участник группы садятся, успокаиваются и надувают ещё по одному шарику, но не завязывают его. Им предлагается по очереди выпустить часть воздуха и шарика, при этом акцентируется, как важно научиться безопасно выпускать свой гнев и агрессию, без причинения вреда другим и себе.

Вопросы для обсуждения в кругу.

Какие чувства вы испытывали когда надували шарики со своей злостью или обидой?

Какие испытали чувства, когда вы били соперника?

А когда бил вас соперник, что вы почувствовали?

Изменилось ли ваше состояние, когда вы выпустили часть воздуха вместе с негативными эмоциями из своих шариков? Почему?

Что вы можете предложить себе и другим в группе для управления негативными чувствами: гневом, обидой и злостью. (Можно написать на доске).

Упражнение: «Неоконченные предложения»

Подросткам предлагается по кругу продолжить неоконченные предложения:

- Я терпеть не могу, когда…

- Я агрессивный в школе, когда…

- Когда я злюсь…

- Успокоиться мне помогает…

Упражнение «Поплавок в океане» Это упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя.

Вообразите, что вы - маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел… Вы движетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность…Попытайтесь ощутить эти точки… Ощутите движения волны… Тепло солнца… Капли дождя… Подушку моря, под вами поддерживающую вас… Посмотрите, какие ещё ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

Рефлексия:

Что было самым сложным в сегодняшней групповой работе?

Что у вас получилось лучше всего на занятии?

Какие встречались барьеры и трудности?

Назовите одним словом ваше состояние после занятия?




© 2010-2022