БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И ИСКРЕННИМ

Данная разработка предназначена для учителей общеобразовательной школы республики Казахстан по предмету самопознание. Данная разработка предназначена для учащихся  второго класса. Этот урок рассматривается во втором разделе – быть человеком. В данной разработке рассматриваются общечеловеческие ценности такие как честность и откровенность.особое внимание уделяется таким задачам-расширять представления о правде как общечеловеческой ценности; раскрывать понятия «честность», «ложь»; развивать способ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок самопознания для 2 класса

Раздел 2
Быть человеком

Тема. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И ИСКРЕННИМ

Цели и задачи: расширять представления о правде как общечеловеческой ценности; раскрывать понятия «честность», «ложь»; развивать способность рассуждать и оценивать ситуацию; воспитывать стремление быть честным и искренним с собой и окружающими людьми.

Круг радости
- Добрый день! Я рада видеть вас и ваши улыбки. Давайте начнем день с радостью и добротой!
Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
Со смелыми, правдивыми
Всем хочется дружить!
- Вы уже догадались, о каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о правдивости, честности, искренности.

Чтение
- Послушайте сказку.
За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую - Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; ложь - хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе тру¬дится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей - хоть бы что, знай себе врет, да обманывает. Решил народ про¬гнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и тво¬рит свои черные дела. До сих пор живет она с на¬ми и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но ес¬ли человек хоть раз распахнет для Лжи свое серд¬це, то она там и поселится и очень трудно будет от нее тогда избавиться.
- Может быть, вы дадите совет, как уберечь себя ото Лжи?

Творческая деятельность
- Попробуйте описать, как вы себе представляете Правду и Ложь
(Составление детьми словесных портретов).
- Дайте точные определения этим понятиям. Разделите слова в нужные колонки (индивидуальная работа по карточкам).
ПРАВДА ЛОЖЬ
быль неправда
справедливость обман
честность враньё
истина небылица
- Какие цвета вы подберёте к словам каждого столбика? (Дети раскрашивают и объясняют свой выбор).

Проблемная ситуация
- Если обман - это плохо, то почему, по каким причинам люди все же лгут и говорят неправду? (Свободные высказывания детей)

Чтение
- Сейчас мы прочитаем рассказ и возможно сможем дать ответ на этот вопрос.
(учебник с. 55-56)

Беседа и обсуждение
Дети рассуждают о прочитанном.

Игра «Веер»
- Случаются жизненные ситуации, когда Ложь будто просит: «Скажи неправду». Некоторые из таких ситуаций мы попытаемся представить и найти из них достойный выход.
(На доске в виде веера полоски с напечатанными ситуациями. В группах дети обсуждают их и пытаются найти выход.)
Возможные ситуации
Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…
Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать …
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате…
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека…
В буфете вам дали сдачи больше, чем нужно было…
(Как вариант возможно инсценирование данных ситуаций).

Написание мини эссе
- Наверняка и вам приходилось сталкиваться в жизни с ложью. Что из этого выходило? Напишите небольшой рассказ об этом.
(Дети по желанию зачитывают свои работы)

Работа с пословицами и поговорками
- В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Наши пословицы тоже о правде и лжи. Я предлагаю вам сейчас пройти по классу, прочитать все пословицы и остановиться у той, которая вам ближе по духу.
(На стенах развешаны пословицы и поговорки, ученики группируются у одной из них)
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Маленькая ложь за собою большую ведет.
Мир правдой держится.
Один раз солгал - другой раз не поверят.
Правду не уничтожить.
Ржавчина ест железо, а ложь - душу.
Соврешь - не помрёшь, а вперёд не поверят.
- Любая из этих пословиц могла бы стать цитатой сегодняшнего дня. Сделаем исключение: сегодня у каждого будет своё высказывание дня.

Упражнение
Индивидуальная работа по карточкам
- Мне очень хочется узнать ваше мнение. Прочитайте вопросы и раскрасьте те, на которые бы ответили «Да».
Твоё мнение
Считаешь ли ты что можно обманывать в таких случаях:

Чтобы похвастаться? да нет
Чтобы избежать наказания? да нет
Чтобы не испортить отношений с друзьями? да нет
Чтобы добиться выгоды? да нет
По привычке? да нет

Обобщение
- Наше занятие подходит к концу. И очень хотелось бы услышать ваши ответы на такие вопросы:
- Всегда ли легко поступать честно и справедливо?
- Какие качества помогут вам быть честными и справедливыми?

Круг от сердца к сердцу

Начни день правдой,
Наполни день правдой,
Закончи день правдой -
Так надо жить!

© 2010-2022