ИКТ в работе педагога-психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ в работе педагога-психологаИКТ в работе педагога-психолога






ИКТ

в работе

педагога-психолога

ИКТ в работе педагога-психолога






Выполнила: педагог-психолог

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Яловая Ю. В.



ИКТ в работе педагога-психолога

В современной жизни без ИКТ никуда. Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые последние новости в сфере образования; скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах. Учителя могут обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети. И, конечно же, в данной ситуации не могли остаться в стороне и психологи системы образования. Педагоги-психологи все чаще используют информационно-коммуникационные технологии в своей работе: компьютерные программы для проведения диагностики и коррекции, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п. Порой от обилия информации, идущей в Интернете педагогу трудно бывает сориентироваться, определиться что важнее, что необходимо. И, естественно, встает вопрос о систематизации необходимых ресурсов.

Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности школьного психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, а также в психокоррекционном направлении. В целях популяризации психологии, как науки в целом, так и реализации принципа доступности психологической информации, психологами школы эффективно используется пространство в среде Интернет, что позволяет создать страницу психологической службы на сайте школы. Большое значение отводится вопросу повышения эффективности решения организационных проблем, ведения профессиональной документации, в связи с этим нами были разработаны электронные социально-психологические паспорта классов, в том числе и электронная индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося.

ИКТ в работе педагога-психолога

Психодиагностика.


Одним из широко представленных направлений в практической деятельности педагога-психолога является компьютерная психодиагностика. В данном случае мной активно используется Психологический мониторинг, который позволяет адекватно изучать различные сферы личности (интеллектуально-когнитивную, мотивационно-личностную, сферу межличностных отношений). В ПМК в достаточном объеме представлен различный психодиагностический инструментарий:

Исследование интеллектуально-когнитивной сферы: ТИП) П. Ржичан, методика матрицы Равена, и пр.;

Исследование мотивационно-личностной сферы: тест "Исследование тревожности", методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса, тест Айзенка, тест Кэттела, диагностика агрессивности и пр.;

Исследование сферы межличностных отношений: тест Т.Лири, социометрия, методика «исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса» и пр.

Исследование мотивационной сферы: тест Лускановой и пр.

Исследование темперамента

Особого внимания заслуживает вопрос использования информационных технологий в профориентационной работе психолога. Широко представлен диагностический инструментарий, позволяющий адекватно изучать такие сферы личности старшеклассников как: профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональные интересы и склонности. Примером применяемого инструментария служат такие наиболее часто используемые методики, как тест направленности личности, методика ДДО Е. Климова, «Карта интересов - 144», Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда,методика Г. Айзенка и пр.

Текстовые редакторы и программы верстки (Microsoft Word, Microsoft Publisher и др.) используются для подготовки стимульного материала и бланков для психодиагностики, отчетной документации, методических и просветительских материалов для педагогов, учащихся и родителей.

Электронные таблицы (Microsoft Excel,) - незаменимое и очень эффективное средство для автоматизации обработки результатов психодиагностики, первичного числового анализа полученных данных, наглядного представления их в виде графиков и диаграмм. С помощью электронных таблиц возможно создание психолого-педагогических карт учащихся с автоматическим их заполнением после очередной диагностики. Кроме того, электронные таблицы используются при планировании деятельности психолога и ведении текущей отчетности («Электронный журнал педагога-психолога»).

Использование компакт дисков, предназначенных школьному психологу. В качестве примера хотелось привести компакт диск, материалы которого представляют комплексную модель психолого-педагогического сопровождения учеников на этапе предпрофильной и профильной подготовки. В модели объединены следующие направления работы

  • ДИАГНОСТИКА

  • КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

  • ТРЕНИНГИ

Данные направления помогают сориентировать профессиональную сферу подростка, определить свойственные ему черты и шансы для прступления в учебное заведение.

Вышеперечисленные возможности применения ИКТ в работе педагога-психолога не требуют специального образования в области IT-технологий и доступны любому пользователю персонального компьютера.

Психологическое просвещение и консультирование.

При реализации таких направлений в деятельности педагога-психолога, как психологическое просвещение и психопрофилактика, активно разрабатываются и применяются обширные по тематике мультимедийные презентационные пакеты. Программы для создания презентаций (Microsoft PowerPoint, OpenOffice Impress) широко используются в просветительской работе педагога-психолога. Сферы применения презентационных пакетов достаточно разнообразны, среди них можно отметить и педагогический клуб, лекторий для родителей, психологическое просвещение, психолого-педагогические семинары, психологические бюллетени; а также мультимедийные презентационные пакеты применяются при организации консультационного пункта психолога для родителей, педагогов и учащихся. С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только полусить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.

В медиапрезентациях есть еще один существенный положотельный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен.

Просветительская работа:

  • «Профориентация»

  • «Профильное обучение»

  • «Психология - что это» и пр.

  • «Особенности подросткового периода»

  • «Адаптация учащихся 5-х классов»

Веб-сайт школьной сети.

На веб-сайте регулярно размещается информация для учителей, родителей, детей. Так же размещается информация просветительского характера в качестве лектория, лекции.

Сетевое взаимодействие.

Включает в себя непосредственное взаимодействие с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений - через сеть Интернет, с помощью электронной почты.


Коррекционная и развивающая работа.


Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются компьютерные игры (как эпизоды, так и игры целиком).

Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создаст условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Открытый класс - openclass.ru

Завуч-инфо- zavuch.info

Школьный психолог psy.1september.ru

ИнфоУрок infourok.ru/user/yalovaya-yuliya-viktorovna

Ваш психолог vashpsixolog.ru

Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru

Журнал «Школьный психолог» psy.1september.ru/

Психология счастливой жизни psycabi.net


© 2010-2022