Планирование Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС.

Универсальные учебные действия психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательных учреждений знаний возрастной и педагогической психологии, владения технологиями формирования УУД в учебном процессе и внеурочной деятельности. А эта задача неразрешима без участия психологов. Новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание деятельности психолога. Психолог, в первую очередь, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, выстраивать образовательный процесс с учетом личности учащихся. Именно это способствует достижению заявленных в стандарте результатов.

Федеральные государственные стандарты - один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должна жить школа. Это касается не только педагогов, завучей, детей, но и всех участников образовательного процесса, к которым относится так же и психолог. Новые стандарты задают новый вектор движения школы, которая должна в первую очередь формировать универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные, а не просто давать предметные знания. Никогда еще стандарты не были настолько психологичны в том смысле, что в них заложены важные психологические результаты, достигаемые школой в области коммуникации, самоорганизации, мотивации, познавательной деятельности. Новые технологии, методы работы школы, новые системы оценивания результатов идут отсюда. Меняется деятельность субъекта образовательной деятельности, в том числе и педагога-психолога. Он не может не включаться в то, чем живет школа, тем более что достижение «психологических» результатов невозможно без его участия как специалиста по развитию, который понимает необходимые условия организации развивающего процесса в школе и может быть полезен в этом качестве.Реализация новых образовательных стандартов - задача всего коллектива школы, а не одного психолога. Результаты достигаются за счет действий учителей на уроках, специалистов школы в рамках внеурочной деятельности. Психолог работает совместно с учителем, работает в школьной команде по внедрению ФГОС, но только не в одиночку! В данной ситуации психологу крайне важно удерживать собственную профессиональную позицию во взаимодействии с администрацией и педагогами.

Внедрение новых стандартов - это уникальная возможность для психолога по-другому посмотреть на собственную деятельность, строить в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг. Это приведет к перераспределению направлений деятельности, а не к появлению дополнительной нагрузки на психолога.Когда все заранее настроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе. Деятельность психолога в данной ситуации четко вписана в систему работы школы, становится актуальной, востребованной и видимой.Дети «группы риска», безусловно, остаются в поле зрения психолога, однако его работа по сопровождению стандартов мало связана с непосредственной работой с детьми. Именно работа в связке с учителями, администрацией для достижения результатов становится одним из приоритетов. Поэтому вектор действий психолога смещается. На первый план выходит деятельность по проектированию, разработке диагностики и проведении мониторинга.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения. Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена важностью государственного заказа на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения: развитие адаптации учеников школы в условиях внедрения ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);

содействие ребенку в решении задач развития, обучения, социализации (трудности учебные и выбора образовательного, выбора профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, сложные проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. Во - первых, это касается учителей, администрации школы и родителей учащихся, которые принимают участие в программе психологического сопровождения. Так как, информационная функция обеспечивает открытость в рамках всего процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в этом сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, педагогических работников школы, учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие дополнительные занятия с учащимися после уроков.

Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются, профессионально - психологический и организационно - просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения -системная деятельность педагога-психолога, с принципом диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает то единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при которой используются разнообразные формы активного взаимодействия участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая все ее характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения.

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста, на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманистичности предполагает отбор, использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип подразумевает постановку психологического сопровождения ребенка, полное принятие и позицию педагога и психолога.

Принцип превентивности: обеспечение перехода «скорой помощи» (на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

Принцип комплексности всех участников учебного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога.

Принцип «на стороне ребенка», во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций участников учебно-воспитательного процесса;

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

Принципы диалогового взаимодействия обуславливают деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, в ходе реализации программ.

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на достижения социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальный; групповой; на уровне класса; на уровне школы.

Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая работа; профилактика; просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

Выявление и поддержка одарённых детей.

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Сохранение и укрепление психологического здоровья.

Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающие условия учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; всегда использование современных педагогических технологий: информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка;

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях;

здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика частых физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся при соблюдении санитарно-гигиенических правил и норм).

Педагог - психолог МБОУ

«Школа № 119 с углублённым

изучением отдельных предметов»

Лебедева Светлана Аркадьевна

© 2010-2022