Статья Профориентация для девятиклассников: как заинтересовать учеников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т. В. Остапенко

МБОУ СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани

Профориентация для девятиклассников:

как заинтересовать учеников

Всем известно, что работающий человек тратит на сон 1/3 своей жизни, на работу - 1/3 и еще 1/3 часть на проведение времени по своему усмотрению. Если человек сделал ошибку в выборе профессии, потерял время на учебу, затем пошел на работу (которая, как окажется, будет со временем тяготить, утомлять, морально изнурять), со временем его багаж пополнят отрицательные эмоции, влияющие на здоровье, и ощущение социальной значимости и важности уйдет. Тогда придется большую часть свободного времени тратить на лекарства, больницы, врачей, а не на свою семью, путешествия, хобби, встречи и т.д., которые заряжают человека положительной энергией, дарят ему радость.

Старший подростковый возраст - время, когда ученик 9-го класса впервые серьезно рассматривает вопрос о профессиональном самоопределении (во всяком случае, так нам, взрослым, кажется). По результатам анкетирования, проведенного в начале 9-го класса, только около 45 % учащихся определились с выбором профессии. Поэтому 9-ый класс - время, когда необходимо приложить все усилия, чтобы понять, где тебе будет интересно работать, где ты будешь полезен обществу. Или хотя бы определиться в какой профессиональной сфере, ты сможешь себя проявить.

Профориентационная работа в школе проходит через все ступени обучения. Это проведение классных часов с участием родителей различных профессий и рассказами об их специальностях. Экскурсии на предприятия, встречи с интересными людьми, недели профориентации в школе, знакомство с профессиями на уроках по разным предметам, профориентационные КВНы, обучение на курсах во внешкольном учебном комбинате, посещение кружков, секций, как в школе, так и за ее пределами. Это и дни открытых дверей в различных профессиональных учебных учреждениях, и ярмарки вакансий, куда съезжаются училища, колледжи, техникумы, ВУЗы для рекламы своих учебных мест. А так же взаимодействие с центром занятости, специалисты которого проведут компьютерное тестирование по определению склонностей к работе с определенными предметами труда, проведут консультацию по данному вопросу (расскажут где и какие профессии можно получить по результатам тестирования), расскажут, как обстоят дела в профессиональном мире в городе, районе, крае.

Подростки должны определиться в таком важном деле, как выбор профессии. Часто учащиеся испытывают большие затруднения в данном выборе. С целью оказания помощи девятиклассникам в школе введен предмет "Информационная работа, профильная ориентация".

Отличие этого предмета от остальных - безотметочное обучение. Раз нет оценок, значит, не влияет на аттестат и можно относиться к предмету несерьезно. Наверное, из-за этого можно слышать от учителей: "Я им так рассказывала! Столько материала приготовила, а они..." Может материал и был интересен, но не настолько актуален именно для подростков? Одна из задач предмета - развитие представлений, связанных с миром профессий.

Чтобы показать, насколько подростки осведомлены о многообразии профессий и специальностей, можно предложить им следующее упражнение, состоящее из двух частей. На листе бумаги каждый пусть напишет свое полное имя, желательно крупно (для дальнейшего обращения учителя к ученикам по имени). 1. На каждую букву имени написать профессию или специальность, использовать при этом услуги интернета запрещается. Работа из индивидуальной превращается в коллективную, т. к. самостоятельно мало кто может справиться (если работа застопориться, тогда можно обратиться к интернету). Свои зашифрованные в профессии имена ребята по желанию зачитывают. 2. По желанию ученик называет одну из написанных им профессий, специальностей или должностей (должности обязательно будут) и рассказывает о ней то, что знает. Как правило, это несколько общих слов. Листы с именами и профессиями сохраняются, потому что к ним еще не раз можно возвращаться в процессе изучения предмета.

Это упражнение подводит к объяснению, совместно с учащимися, и пониманию таких понятий, как профессия, специальность, должность.

Эти уроки должны проходить в виде диалога учителя и класса. Если на одном из первых уроков рассмотреть жизнь работающего человека, которая делится на три части, то ребятам уже становится интересно: речь идет об их эмоциональном благополучии. Ведь многие и не задумывались о том, что работа занимает так много места в жизни человека и может оказывать пагубное влияние на его здоровье. Равнодушных к своей судьбе нет: ребята включаются в процесс сразу, ведь пока ни один учащийся не изъявил желания выбрать "не свою" специальность, благодаря которой добровольно будешь свое эмоциональное здоровье перекрашивать в черный цвет, а затем приобретать букет заболеваний, связанных неврологией, перерастающих в хронические.

Чтобы интерес не угасал к занятиям, желательно на уроках рассматривать «пирамиду Маслоу». Рассказать, привлекая к рассуждениям ребят, какие потребности человек может реализовывать при устройстве на работу. Хоть ученики уже и изучали "пирамиду", нужно рассматривать ее в разных подростковых ситуациях и тогда уже знакомый материал будет выглядеть по- новому. Можно сразу разобрать пример с теми, кто не включился еще в работу и отвлекает от урока остальных. Достаточно вместе с ребятами предположить, на какой ступени находится этот "болтун" и какую потребность он отрабатывает в данный момент (как правило - потребность в признании), и где находятся те, кто включился в работу и почему (они стараются реализовать информационную потребность). Отсюда можно объяснить поведение на уроке.

Эта пирамида универсальна: она показывает, почему "разрываются" отношения между юношей и девушкой; почему возникает конфликт между учителем и учеником, между родителями и детьми; почему с одним человеком работать легче или наоборот, тяжелее.

Какая бы ни была специальность у человека, это всегда и общение с людьми, да и на работу тебя принимает тоже человек - работодатель. Поэтому важно знать и соблюдать правила общения, которые необходимы не только в трудовом мире, но и в повседневной жизни, даже если ты ученик, уметь презентовать себя. Примеры для объяснения дают сами ребята: разбирая ситуации их возраста, приходим к выводу, что все это не "пустые" слова, применяя знания данной темы уже сегодня можно тренировать себя для взрослой жизни и улучшать отношения с окружающими тебя людьми. Все эти знания можно отработать в игре "Прием на работу", где играют два человека, затем зрители разбирают все "промахи" со стороны "директора" и "ищущего работу". Таким образом, эмоционально и ненавязчиво происходит закрепление материала.

Составляя формулы профессий, частенько подростки открывают новое для себя. Интересно проходит игра по отгадыванию профессий по их формуле, находятся и смежные специальности, таким образом расширяется информационный круг школьника.

Выбирая профессию, достаточно часто ребята не учитывают свои возможности здоровья, способности. Конечно, здесь не обойтись без тестов и профессиограмм, что всегда вызывает у подростков интерес.

В поиске вакантных мест, человек просматривает множество объявлений в различных источниках о вакансиях, получает различные предложения. Чтобы не попасть в сети мошенников, человеку необходимо уметь анализировать информацию такого рода. Для получения таких умений, ученики "превращаются" в директоров организаций, предприятий, фирм и сами составляют объявления о приеме на работу. Такое задание выполняется оживленно и с интересом.

Для того, чтобы на тебя обратил внимание работодатель, необходимо грамотно составленное резюме. Изучив премудрости резюме, учащиеся самостоятельно составляют его, и заодно кто-то корректирует свои дальнейшие планы, кто-то понимает необходимость "взять себя в руки", пока еще не поздно.

Как приятно слышать от ребят в конце учебного года, что эти уроки для них прошли с пользой!


© 2010-2022