- Преподавателю
- Школьному психологу
- Доклад педагога-психолога по работе с родителями
Доклад педагога-психолога по работе с родителями
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шишкина С.А. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль психолога во взаимодействии с родителями разнообразна и связана с индивидуальными особенностями каждого ученика, но педагог - психолог, прежде всего, представляет интересы ребенка, занимая активную позицию по отношению к нему, стремится добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия.
И одним из направлений работы педагога - психолога школы - интернат, является взаимодействие с семьей для создания оптимальных условий развития ребенка. Цели и задачи работы с родителями формулируются исходя:
- от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребенка, материального положения и других),
- от отношения малого педагогического коллектива к формированию единого образовательного пространства в классном коллективе, объединяющего усилия педагогов, родителей и детей.
Взаимодействия педагога-психолога с родителями условно можно разделить на 2 состовляющих:
-информационное - передача различных видов информации, повышение психологической грамотности родителей;
-воспитательное - совместные мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации.
Для построения работы с родителями необходима диагностика взаимоотношений в семье и заинтересованности родителей ребенком.
Для этого были изучены детско - родительские отношения с помощью взаимодействия с классными руководителями, в форме заполнения таблицы, анкетирование родителей с 1 по 4 классы, и анкетирование обучающихся с 5 по 9 классы.
Детско -родительские отношения делятся на 5 видов это:
авторитарный стиль - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными.
Демократический стиль - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство)- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Окающей стиль - стремление постоянно быть с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
По результатам диагностик выявлено:
1 класс: Безземельный М., Карелина Л., Удодов Д., Чернышков Н.- хаотический стиль.
Боровской А., Горбунов В.- попустительский.
Ефимов Р.- демократический.
Васильев А. - опекаемый
2 класс:
Авдееев Е., Бухаровы И. и Р., Ефимов Е. - определен хаотический стиль детско -родительских отношений.
Бербенцевы А. И В. -демократический стиль.
Гобунов В., Лемачко А. и Лебедев И. - попустительский стиль детско - родительских отношений.
3 «А»: Виноградов Р., Медведев Д., Монахова И. - демократический стиль.
Каверин В., Махнырь К.- опекаемый стиль.
Мигунова В., Пшава В., Степенко М. - хаотический стиль
Цемин Д.- попустительский стиль
3 «Б»: Воронкова А., Калашников С., Чокнадий Н., Хафизов Д.- демократический стиль.
Боровская Е.- попустительский стиль
Казанцев К.- хаотический стиль
4 класс: Галыгина В., Будыкин П., Глущенко В., Коваленко Д., Коробоненко В., Рубан В., Сашиленко Д. - демократический стиль.
Белых Т., Широбоков А. - хаотический стиль
Салов В. - попустительский стиль
5 класс: Болдырев Р., Бонк А., Денисенко В., Климов В., Тарасов Д. -демократический стиль общения.
Еремеева Н.- попустительский стиль.
Лагутин А., Рубанов В., Обирина А. - хаотический стиль
6 класс: Доненко В., Дураченко М., Балог С., Бойченко Д., Жаворонков Д., Сычева Т., Сотникова А., Шаталов С. - демократический стиль.
Герасемчук В., Кругляков С.- опекаемый
Кравцов Д.- попуститльский.
Рындин К. - хаотический
7 «А» класс: Епифанцев Р., Ильина О., Колмыков В., Лихобабенко Ю., Мирзобаев С., Михайлин Д., Ненашев С. - демократический.
Карелина А., Кулик А.- хаотический стиль
Ставицкая М. - попустительский стиль
7 «Б» класс: Исаков П., Какурин И., Колесниченко К., Пузырева Ю.- демократический стиль.
Лебедев И. - попустительский стиль
Нежельченко Э.- хаотический стиль
8 класс: Безкровный К., Зигаев А., Иванов Д., Котов С., Левченко В., Новикова А. - демократический стиль
Брежневы М. и О., Коваленко А., Хохлова В.- хаотический стиль.
9 класс: Барабашев В., Войдикова М. Браилов В.,Маялая Е.- хаотичный стиль.
Деревянченко Н., Скобина В., Стрижаков М., Верес П., Рыков Д.- демократический стиль.
По результатам проведенных диагностик планируется дальнейшая работа по взаимодействию с родителями:
-
повышение психолого-педагогической и правовой культуры
родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию и обучению детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, усиления их родительской ответственности;
-
оказание родителям психолого-педагогической помощи в защите прав, достоинств и интересов в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
-
оказание методической психолого-педагогической помощи классным руководителям в организации и осуществлении совместной деятельности родителей и детей в школе.
Для достижения положительного результата при работе с родителями, выработке заинтересованности в жизни собственного ребенка необходима тесная взаимосвязь педагога- психолога и малых педагогических коллективов.
Рекомендации по взаимодействию классного руководителя и воспитателей с родителями:
Не следует начинать разговор с родителями со следующих фраз:
- У вашего ребенка совсем плохи дела.
- Ваш ребенок совсем перестал учиться, ничего не делает.
Если проблема несущественна, и вы считаете, что ее можно обсудить по телефону, - хорошо. Если вы убеждены, что пятиминутным разговором не обойтись, лучше встретиться лично.
Про то, какие именно проблемы у ребенка и что делать, вы обсудите в процессе разговора. Вначале же лучше заранее сформулировать задачу разговора, обозначить его направление как совместный поиск решений. Представьте себе, в каком настроении приходят родители в школу по вызову классного руководителя, что они чувствуют. Естественно, и стыдно за ребенка, и чувствуешь свою ответственность, и, конечно, в глубине души есть понимание своих ошибок. Родитель уже заранее готовится выслушать нечто неприятное и невольно пытается защититься. А защищаться можно по-разному. Кто-то заранее готов согласиться со всем, что вы скажете, обещать принять меры. Кто-то выслушивает учителя почти безучастно, подчас как провинившийся ученик. А кто-то готов, защищая себя и ребенка, пойти в наступление и выдвигает многочисленные претензии в адрес школы.
Как бы то ни было, когда перед нами собеседник в таком защищающемся состоянии, наладить сотрудничество и решить какую-либо проблему едва ли удастся. Следовательно, первая наша задача - сделать так, чтобы родители видели в учителе не источник неприятных эмоций, а человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка и найти решения.
Поблагодарите родителя за то, что пришел (не важно, работает ли в напряженном графике или сидит дома и явился только после пятого приглашения). Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями.
Расскажите о текущей ситуации ребенка. Не стоит фиксироваться сразу только на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти (участие во внеклассных мероприятиях, отношения с одноклассниками, успехи по отдельным предметам - что угодно), и начните с них. Родитель должен видеть, что вы объективно оцениваете его ребенка - это во-первых. А во-вторых, что ребенок его не совсем пропащий, что-то у него получается, есть перспективы.
А затем уже излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Изложив ситуацию (если вы были инициатором разговора), обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника, т. е. какой видится ситуация родителю, и тут же спросите: "Как вы думаете, что можно сделать?.." Если инициатором разговора был родитель, обязательно выслушайте его до конца, стараясь, однако, максимально приблизить собеседника к тому, в чем проблема и как ее можно решить.
Для улучшения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:
• избегать безапелляционных высказываний;
• сохранять доверительный тон сотрудничества;
• не использовать обобщающих штампов;
• оценивать ситуацию по принципу "здесь и сейчас";
• не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности ребенка.
Предложите родителям варианты решения проблемы. Они, как правило, индивидуальны, связаны со спецификой проблемы:
-
или это отношения с одноклассниками;
-
или необходимость усилить контроль над ребенком;
-
или недостаток внимания и сочувствия к ребенку, слишком жесткая позиция родителей и т. д.
Педагогу необходимо помнить, что если беседа не ладится, то следует предупредить родителей о возможных неприятных последствиях существующей проблемы, в случае невозможности или нежелания прислушаться к вашим рекомендациям. В дальнейшем поставьте в известность администрацию (завуча) о ходе проведенной беседы.