Занятие из элективного курса по психологии для старшеклассников «А если это любовь?»

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«А если это любовь?»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся 10-11-х классов входят в новый период возрастного развития - юношеский. У них складывается потребность в развитии социального интеллекта. Старшекласснику становится важным получить оценку окружающих, сравнить ее с собственной самооценкой.

Групповые занятия элективного курса «Путь к успеху» являются своеобразным мостиком в их личностном развитии, обеспечивающим преемственность прошлого и будущего. Учебная программа «Путь к успеху» разработана на основе курса занятий для учащихся старших классов под названием «Вместе к успеху» (созданного сотрудниками Центра допрофессионального образования и планирования карьеры учащихся Томского государственного университета Л.А.Пахомовой и Н.Р.Огневой), а также сценариев групповых занятий социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М.Ю.Савченко. Данный курс разработан в соответствии с концепцией предпрофильной подготовки и является элективным курсом по психологии.

Целью занятий является нравственно-половое воспитание школьников.

  • Задачами:

  • формировать психологическую готовность старшеклассников ко вступлению во взрослую жизнь, к выбору профессии;

  • содействовать развитию их социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими, в том числе с представителями противоположного пола);

  • развивать у них рефлексию и эрудицию.

  • обеспечивать школьников теоретической психологической информацией, средствами познания других людей и самопознания;

  • развивать навыки групповой работы;

  • формировать умение пользоваться методами самоактуализации.

Занятия с учащимися ведутся в течение одного полугодия, с периодичностью раз в неделю, в течение одного академического часа каждое. С группой учащихся, выбравших данный элективный курс.

Предполагается диагностика уровня социально-психологической адаптации старшеклассников вначале и в конце данного курса. Динамика уровня их адаптированности и является результатом работы.

При прохождении данного курса предполагаются следующие результаты:

- повышение мотивации старшеклассников на овладение навыками эффективного общения, приемами самопознания и самосовершенствования;

- умение школьников определять свои склонности и способности при помощи тестов, способность анализировать полученные результаты; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями той или иной профессии;

- получение старшеклассниками представления о возможности и способах самостоятельно строить свое профессиональное и личностное будущее.

В процессе реализации данного курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, игры, практические занятия, метод конкретных ситуаций и т.д.

Особое место в данной программе занимает раздел занятий, получивший название «А если это любовь?», целью которого является нравственно-половое воспитание старшеклассников. Раздел этот вошел в программу не случайно. Основанием для этого стало то, что МБОУ СОШ № 17 г. Ижевска является экспериментальной площадкой по нравственно-половому воспитанию школьников. Интерес учащихся к вопросам собственного психосексуального развития, обусловленный возрастными потребностями, однако, родители учеников не всегда готовы своевременно и правильно говорить со своими детьми на столь деликатные темы, а потому по возможности эти пробелы должны компенсировать педагоги и, разумеется, школьные психологи.

Задачами данного раздела является:

  • знакомство с социальными проявлениями «истинной любви» и психологическими особенностями поведения молодых людей в возрасте 13-16 лет;

  • показ значения и сущности нравственных норм в системе межличностных отношений;

  • развитие навыков конструктивного общения с представителями противоположного пола;

привитие уважения к представителям противоположного пола.

Ниже предложено занятие, которое предлагается проводить в группе численностью не более 15 человек. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся в просторном помещении, пригодном для проведения игровых подвижных упражнений.

ЗАНЯТИЕ

Тема: «А если это любовь?»


Цель: нравственно-половое воспитание

Задачи:

  • Побудить старшеклассников к размышлению о том, что же такое «истинная любовь» и каковы ее существенные признаки;

  • Познакомить школьников с понятием «тип личности»

  • Развить умение различать типы личности в жизни, а также учитывать их особенности в повседневном общении;

  • Содействие развитию у старшеклассников потребности следовать нравственным нормам.


Ход занятия:


  1. Приветствие.

Участники группы стоят в кругу. Водящий подходит к одному из участников, здоровается, пожимая ему руку. Другой рукой водящий приветствует второго участника группы. Тот в ответ пожимает руку водящему. Другой, свободной рукой, приветствует третьего участника группы и т.д. Образуется круг, в котором все участники держатся за руки. По команде ведущего все громко говорят друг другу «здравствуйте».

2. Основная часть занятия

А) Упражнение «Ассоциации»

Слово ведущего: «Человек отличается от компьютера тем, что способен чувствовать. И высшим человеческим чувством принято считать… верно - любовь. Любовь бывает разная: материнская, дочерняя и сыновья, братская и сестринская и, наконец, любовь к представителю противоположного пола. О взаимоотношениях влюбленных красиво говорят и пишут писатели, поэты, композиторы. С чем только ее не сравнивают. И у нас сейчас тоже есть возможность подобрать ассоциации к любви, завершив следующие предложения:

Приложение № 1

Если бы любовь была цветком, то это был бы…

Если бы любовь была временем года, то это было бы..

Если бы любовь была погодой, то это была бы …

Если бы любовь была музыкой, то это была бы…

Если бы любовь имела вкус, то это был бы…

Если бы любовь имела запах, то она бы пахла…

Если бы любовь имела цвет, то она была бы…

Если бы любовь была настроением, то это было бы…

Если бы любовь была улыбкой, то это была бы…

Если бы любовь была звуком, то это был бы…

Если бы любовь была танцем, то это был бы…

Если бы любовь имела вкус, то это был бы…

Если бы любовь имела запах, то она бы пахла…

Если бы любовь имела цвет, то она была бы…

Если бы любовь была настроением, то это было бы…

Б) Упражнение «Формула любви»

Слово ведущего: «О любви написано много стихов, музыкальных произведений, говорить же о ней прозой непросто. Многие умы бьются над загадкой и тайной этого чувства. А.Чехов говорил: «До сих пор о любви была сказана только одна истина, что «тайна сия велика есть». Рюриков писал: «Чувство это такое тысячегранное, что уловить его в сети понятийной логики еще никому не удавалось». Интересно мнение Харчева: «Почти каждому знакомо чувство любви, но вряд ли кто может дать ему «научное» определение, потому как каждый любит по-своему». От любви сердце рвется наружу, а за спиной вырастают крылья. Она приносит немало страданий: первая любовь не часто бывает взаимной. И все же переживание чувства любви является источником огромной жизненной энергии и ресурсов. Говорить об этом прозой сложно и все же давайте попробуем.

Замечено, что выбор объекта любви зависит от нашего мировоззрения, симпатий, антипатий, интересов. На протяжении жизни подсознание как бы составляет список привлекательных для нас характеристик и поступков человека. С детства мы как бы «вынашиваем» в себе некую «формулу любви». Проанализируем каждый свою формулу, представив ее в виде некоего яйца, в котором она вынашивалась.


(Приложение № 2)

Занятие из элективного курса по психологии для старшеклассников «А если это любовь?»


  • напишите в правой части яйца-овала, черты и характеристики, которые вам симпатичны в окружающих людях, уточнив в ком именно (маме, сестре, тете, подруге, дедушке…).

  • в левой части - черты, которые вам неприятны. На работу дается 10 минут.

  • Участники в парах или мини-группах, поочереди, зачитывают написанное.

Слово ведущего: «Специалисты по семейным отношениям, психологи, считают, что, встречаясь с реальным человеком, мы просто накладываем на него некий образ-яйцо, живущий в нашем воображении. Сравниваем, подходит ли он под наш стандарт. Причем, вероятно для того, чтобы образ «ожил» и был узнаваем, добавляем в него и черты со знаком «минус». Эти черты присущи нашему окружению, мы «знаем» как жить и ладить с людьми такого типа. Если мечта и реальный образ во многом совпадают, то мы влюбляемся в этого человека, если нет - то расстаемся.

В) Упражнение «Признаки любви»

Слово ведущего: «Настоящую любовь порой приходится ждать годы. Не всегда сразу встречается тот, кто создан для тебя. А первая любовь не всегда бывает взаимной. Но как узнать ее - настоящую любовь? Не обознаться, не пройти мимо? Входя сюда сегодня, каждый из вас выбрал сердечко красного или розового цвета. Оно наклеено на бейджике с вашим именем. Сердечко такого же цвета за столом, куда вы сейчас сядете. Получилось две группы. В каждой распределите роли - «Секретарь», «Оратор», «Хранитель времени». На столе каждой из них задание. Группе № 1 предлагается из предложенных выбрать и подчеркнуть понятия, которые подходят для продолжения предложения «Любовь - это…», второй группе - «Любовь - это не…».

Приложение № 3)

Любовь - это…

Любовь - это не…

Ответственность

Ответственность

Трудная работа

Трудная работа

Ревность

Ревность

Чувство собственника

Чувство собственника

Боль

Боль

Секс

Секс

Удовольствие

Удовольствие

Преданность

Преданность

Жестокость

Жестокость

Забота

Забота

Честность

Честность

Наваждение

Наваждение

Проявление эгоизма

Проявление эгоизма

Грубость

Грубость

Доверие

Доверие

Общение

Общение

Нежелательная беременность

Нежелательная беременность

Компромиссы

Компромиссы

Зависимость

Зависимость

Отказ от своих интересов

Отказ от своих интересов

Близость

Близость

Признание различий

Признание различий

Перебранки

Перебранки

Ранимость

Ранимость

Открытость

Открытость

Уважение

Уважение

Запугивание

Запугивание

Самоутверждение

Самоутверждение

дружба

дружба

Сильные чувства

Сильные чувства

Манипулирование

Манипулирование

Ожидание удовлетворения всех потребностей

Ожидание удовлетворения всех потребностей

Страх

Страх

Упражнение заканчивается выступлениями представителей групп.

3.Завершающая часть занятия

Обратная связь участников. Рефлексия чувств.


Разработчик занятия:

Педагог-психолог высшей категории МБОУ СОШ № 17

Вахрушева Лидия Анатольевна

© 2010-2022