Психологическая безопасность в школьной среде

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая безопасность

образовательной среды и характер общения ее участников.

Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических травм у малышей. Причем это необязательно, только родители. Воспитатели в детском саду, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь четко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьезными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозам.

В качестве яркого примера можно привести воспоминания известного мастера фильмов ужасов Альфреда Хичкока о неудачных методах воспитания его отца: «В пять лет мой отец отправил меня с запиской к начальнику полицейского участка. Тот прочел записку, а затем закрыл меня в камере минут на пять, потом открыл дверь и сказал: «Вот так мы поступаем с непослушными маленькими детьми». С тех пор мне так и не удалось избавиться от всепоглощающего страха перед полицейскими». И хотя Хичкок добился славы как знаменитый режиссер, но всю жизнь сам страдал от своих страхов, например, он в течение 11 лет не мог заставить себя сесть за руль автомобиля, потому что боялся встречи с полицейским и штрафа. Этот пример показывает, как психологическая безопасность детей важна для всей последующей жизни человека. При этом не стоит путать её со вседозволенностью, поскольку некоторые современные родители буквально восприняли японскую мудрость о том, что ребенок до 5 лет царь, а потом раб. В подавляющем большинстве случаев итогом неразумной вседозволенности до 5-6 лет становится исковерканная психика ребенка, который не знает слова «нет» и впадает в истерики при каждой попытке отказа.

Я хотела бы Вас познакомит со статьей Ирины Александровны Баевой, доктора психологических наук, профессор, члена-корреспондент РАО, заместителя руководителя по научной деятельности ИЭП Московского психолого- педагогического университета.

Становится очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность, и, прежде всего, к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта.

Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.

СЛАЙД Несмотря на необычайно широкое употребление, понятие «среда» не имеет однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле она понимается как окружение и состоит из совокупности природных, материальных и социальных факторов, которые прямо или косвенно постоянно воздействуют на человека.

СЛАЙД Психологическая безопасность образовательной среды школы является ведущим компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса.

Психологическая безопасность образовательной среды школы есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.

СЛАЙД Сопровождение участников образовательного процесса, направленное на создание психологической безопасности образовательной среды успешно, если:

- осуществляется комплексно в отношении всех субъектов;

- основой для его проектирования и моделирования служат показатели психологической безопасности образовательной среды школы и ее отражение в характеристиках психического здоровья;

- строится на принципах активного социально-психологического обучения, соотносится с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников;

- включает групповые дискуссии и обучение жизненно важным умениям по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

СЛАЙД В качестве основных угроз психологической безопасности в образовательной среде: наличие психологического насилия, неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении; отсутствие референтной значимости образовательной среды.

СЛАЙД Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

СЛАЙД Между тем, известно, что по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами.

СЛАЙД Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность манипулятивных воздействий на ребенка со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми.
СЛАЙД Что же это за угрозы? Что может разрушительно действовать на психику малыша в детском саду или на поведение подростка в школе? Обратившись к великой книге великого педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», мы легко составим их список (сохранив терминологию автора):
· скука;
· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
· многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
· формализм программных знаний;
· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

СЛАЙД Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем дополнить список, выделив так называемые школьные факторы риска (М. Безруких), остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:
· это стрессовая тактика педагогических воздействий,
· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,
· нерациональная организация образовательного процесса,
· в особенности режима движений, отдыха, питания;
· недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое.

СЛАЙД Возможно ли, чтобы конкретная школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла здоровье детей? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.

СЛАЙД Думает ли учитель, что отметка - это дидактическое средство, способствующее укреплению детского здоровья? Интерпретирует ли педагог-предметник сегодня такие конкретные и чрезвычайно важные профессиональные действия, как домашние задания, учебные задачи, средства и методы обучения, исходя из категории здоровья и психологической безопасности школьников? К сожалению, придется признать, что далеко не всегда.
СЛАЙД Именно поэтому отметка, трактуемая как средство оценки академических успехов ребенка, на практике иногда становится средством давления на детскую психику и учебно-дисциплинирующим фактором, нарушающим и психическое, и телесное здоровье. Как предельно точно определил в свое время выдающийся отечественный психолог Д.Б. Эльконин, «отметка - это винтовка, направленная в лоб ребенка». Сколько страха, тревоги, унижения, горьких чувств и переживаний испытывают маленькие дети, подростки и даже юноши под этим прицелом!

СЛАЙД Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации.

СЛАЙД Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности (С.Л. Соловьева):

- вызывают нарушения в познавательной сфере;

- снижают продуктивность психической деятельности в целом;

- проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее;

- провоцируют определенные паттерны поведения и формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми;

- приводят к стойким личностным изменениям.

СЛАЙД Причинами психологического насилия являются:

- биологические факторы,

- семейные отношения,

-средовые факторы,

- межличностные отношения.

СЛАЙД Образовательная среда школы может быть более или менее безопасной в зависимости от наличия или отсутствия определенных ее психологических характеристик, ситуаций и эмоций, проявляющихся в характере межличностных отношений учителей, учащихся и их родителей. Безопасная образовательная среда школы способствует обучению и просоциальным формам поведения.

Представления участников образовательной среды о ее психологической безопасности неотделимы от характера существующих в ней межличностных отношений и условий среды. Исследование характера межличностных отношений в школе - один из главных факторов в обеспечении психологической безопасности образовательной среды школы.

СЛАЙД Из анализа других школ результаты исследования показали, что представлениями о психологическом насилии в категории «негативное психологическое воздействие» и психологической безопасности образовательной среды как защищенности от угроз являются:

1. «Унижение» (как оскорбления, унижающие достоинство); «оскорбления», «обидные обзывания», «высмеивание», являющиеся обыденными представлениями об унижении;

2. «Угрозы»;

3. «Негативное» или «недоброжелательное» отношение, выявляющие знак отношения;

4. «Игнорирование» или «равнодушие», определяемые как социальная изоляция;

5. «Принуждение», «создание обстоятельств, вынуждающих делать что-то против желания», «подавление» (статусом, возрастом, силой и т.д.), являющиеся обыденными представлениями принуждения.

СЛАЙД Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

СЛАЙД Находясь в микросреде, ребенок постоянно испытывает воздействие на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются зачастую весьма противоречивыми, и не всегда происходит превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности учащегося. В этих условиях возрастает роль знания возрастных особенностей учащегося, его личностных качеств, положения в семье, особенностей класса и психологического климата в нем, - важные условия психологической комфортности учащихся в школе.

Рекомендации по сохранению психологической безопасности в школе.

  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  • Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

  • Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

  • Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

  • Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

  • Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

  • Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

  • Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

  • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.



© 2010-2022