- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методическая разработка Тема: «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения»
Методическая разработка Тема: «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клесова Ю.А. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ |
Методическая разработка
Тема: «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения»
-
Учреждение:
ГБПОУ СПО «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж» Краснодарского края
-
Автор работы:
Е.С. Куцева, преподаватель психологии
г. Усть-Лабинск
2013 год
Цель методической разработки «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи» - поиск оптимальных форм совместной работы ОУ и семьи в интересах студента.
Задачи:
проанализировать состояние связей ОУ с семьей и общественностью;
определить основные формы взаимодействия семьи и ОУ по развитию личности студента;
принципы и правила эффективного сотрудничества ОУ и семьи, правила подготовки эффективного родительского собрания, правила педагогической этики работы с родителями, памятку родителям;
отработать умение находить выход из кризисной ситуации во взаимодействии «студент - учитель - родитель».
Цитата на интерактивной доске: (Слайд №2)
«Семья и колледж - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. Кассиль
Развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В Концепции новых стандартов говорится, что современный колледж должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. (слайд№3)
В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к колледжу уважение и оказывающими ему поддержку.
Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия ОУ и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи. Классными руководителями составляются социальные паспорта групп, на основе которых социальный педагог и зам. директора по ВР готовят паспорт ОУ. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия ОУ и родителей. Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют колледжные традиции: общеколледжные и групповые дела (традиционная новогоднее представление, концерты, конкурсы, праздники, Дни здоровья, и т.д.); работа студенческой федерации; информационная среда колледжа (стенды, уголки групп, сайт колледжа).
На первый взгляд кажется, что все в колледже благополучно. Но почему не во всех группах на родительских собраниях мы увидим большое количество родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей в колледж? Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?
Ценности в современном мире меняются, а значит, и цели колледжа не могут не измениться. Кто задает эти цели? Общество, родители. А помогает осуществить колледж. Колледж - сложный организм. Но три составные его части очевидны: учителя, дети, родители.
Родители ждут, что ОУ научит студента добру, самостоятельности, умению ориентироваться в жизни, научить думать, излагать мысли, анализировать ситуации, жить в коллективе, максимально удовлетворит его интеллектуальные, творческие потребности, создаст условия для разностороннего развития, эмоционального благополучия.
Важно, чтобы родители разделяли ответственность ОУ за образование и воспитание и считают, что семья и родители обязаны направить знания, полученные студентом в колледже в нужное русло, чтобы студент в дальнейшей жизни занял достойную позицию в обществе. Создать благополучный микроклимат в семье для уменьшения количества стрессов, которые студент получает в ОУ и на улице.
Таким образом, ОУ является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания.
Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание - в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути. (слайд №4)
Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.
Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт.
Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь: (они представлены на слайде №5)
Таким образом, колледж и родители - это та «почва», на которой как прекрасный цветок может вырасти целостная личность.
Личность - индивидуальность, вросшая в общество, но, врастая, она присваивает себе из социума не все, а только то, что соответствует ее задачам, способностям, природе.
По мнению В.С. Соловьева, (слайд №6) «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое или сосредоточенное общество».
Ведущим сегодня в деятельности классного руководителя становится личностный подход. Выражается он в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.
Основными параметрами личностного развития студента можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
ОУ и семья - это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания студента. Семьи, из которых приходит студент, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные.
Существует мнение, что современные родители - чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий (Ю. А. Конаржевский)
Настоящее отцовство и материнство - это труд души и только потом рук.
Успешность воспитательной работы с группой в большей степени зависит от взаимодействия классного руководителя и семьи. Значит надо решить задачу вовлечения родителей в активную работу по воспитанию учащихся, созданию сплоченного коллектива: педагогов, учащихся, их родителей и классного руководителя
Принципы эффективного сотрудничества семьи и ОУ во имя личностного развития студента: (слайд №7)
1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития студента условий его жизни).
2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность колледжных и семейных норм жизни и требований к студенту (последовательного соотнесения единых требований к студенту в колледжной и семейной сфере его жизнедеятельности)
3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения).
4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания студента (взаимной практической заботы об улучшении условий жизнедеятельности студента).
5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле со студентами (реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию студента). Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для студента две противостоящие сферы жизни (колледж и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и студенты восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.
Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом.
Для успешного взаимодействия семьи и ОУ нужно помнить и следовать следующим правилам:
Слайд № 8. Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Существует следующие формы работы с родителями. Они представлены на слайде № 9,10.
Родительское собрание - это одна из форм взаимодействия между ОУ и семьей. На родительском собрании можно решать все задачи, которые ОУ ставит в работе с родителями. Родительское собрание будет эффективным, если после него родится общее понимание роли колледжа и семьи в жизни студента, которое будет способствовать его личностному развитию.
Мы предлагаем несколько правил по подготовке к родительскому собранию, следуя которым можно повысить его эффективность. (слайд №11)
-
Выбирайте актуальную тему собрания.
Выбираемая для обсуждения тема не должна быть случайной.
При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.
2. Четко формулируйте цель данного собрания.
В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть выбраны:
-
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания студента в семье и ОУ;
-
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию студентов, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности студента;
-
пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к студенту со стороны родителей;
3. При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения.
4. Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое) и форму его проведения (диспут, практикум, педагогическая мастерская, ролевая игра, конференция, конкурс, праздник). В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
5. Перед родительским собранием проведите микроисследования.
Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Можно провести беседы с родителями и учащимися, предложить заполнить им простейшие тесты и анкеты с небольшим количеством вопросов и заданий.
6. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
7. Подготовьте решение собрания.
Решение - это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и колледжа.
8. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.
Собрание следует проводить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом необходимо специально позаботиться учителю и учащимся.
При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений. Они представлены на слайде 12.
Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведённому собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление газеты.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым.
Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей!
Советы психолога по проведению родительского собрания: (слайд №13)
-
Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
-
Длительность собрания не более 1,5 часов.
-
Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
-
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
-
Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
-
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
-
Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
-
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно студенту учиться.
-
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
-
Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
-
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит: (слайд 14)
-
Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
-
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных групп.
-
Давать негативную оценку всей группе.
-
Переоценивать значение отдельных дисциплин.
-
Избирать для общения назидательный тон.
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (слайд №15)
-
Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения ОУ и родительских собраний.
-
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
-
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
-
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
-
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом учащемся найдите положительные черты и качества.
-
Хвалите учащегося и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
-
Обращение к родителям посредством письменного сообщения, которое должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
-
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.
-
Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
-
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то - родителей необходимо поставить об этом в известность.
-
Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить учащемуся! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам.
-
Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося.